Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 05:47, шпаргалка
Ответы на 14 вопросов.
Массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации.
Массовая | Межличностная |
Опосредованность общения технич. ср-ми | Непосредственный контакт в общении |
Ярко выраженная соц. Ориентированность общения | Как соц-ая так и индивидуально-личностн. ориентированность общения |
Организованный институциональный характер общения | Спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникац. и аудиторией | Наличие связи |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | Более свободное отношение к соблюдению принятых норм общества |
Однонаправленность инф-ии и фиксация комм. ролей | Попеременная смена – например инф-ых и комм. ролей |
Коллективный характер коммуникатора и его публичн. индивидуально | Индивид. Характер коммуникатора, как личность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория | Это отдельно конкретный человек |
Массовость, публичность, соц. актуальность, периодичность | Единичность, универсальность,соц. индивидуальная актуальность |
Преобладание 2-ступенчатого характера восприятия сообщений | Преобладание непосредственного восприятия сообщений |
7)Эффекты
и эффективность
МК.
Эффекты - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.
Эффекты проявл-ся как:
-возникновение каких-то новых знаний,идей
-коррекция,дополнение уже имеющихся образований
-переоценка,опровержение,
Выделяют 3 осн-ых этапа исследования эффектов:
1)Исследование
20-30х гг. - предполагали, что МК
обладает очень большими
2)С сер. 40-70 гг. доминирующ. были теории "ограниченных эффектов" МК. СМИ не сильно воздействует,сомнения.
3)Нач. 70 гг. - н.в.
Нет одной точки зрения. Отсутствует
ведущее теоретическое напр.
Все пространство возможных подходов к исследованию эффектов может быть разделено с помощью двух координатных осей.
Индивидуальный ответ, отклик — процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или закрепление.
Кампания в СМК. В этом случае используется несколько каналов массовой коммуникации, помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудитории.
Индивидуальная реакция. Состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами массовой коммуникации.
Коллективная реакция представляет собой ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Последнее приводит к совместным действиям неуправляемого типа.
Распространение инноваций. Планируемое распространение нововведений в целях долгосрочного развития.
Распределение информации и знаний. Является следствием деятельности СМК по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами.
Социализация. Влияние СМК на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной социальной ситуации.
Социальный контроль. Относится к тенденциям в деятельности СМК по поддержке стабильности сложившегося социального порядка посредством «индустрии сознания».
«Представление» социальной реальности. Процесс близкий к предыдущему. Однако здесь больший акцент делается на производстве знаний и мнений, нежели формированиии ценностных представлений.
Институциональные изменения. Результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации. Прежде всего, это относится к коммуникационным функциям этих институтов.
Влияние на результаты событий связано с той ролью, которую играют СМК, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества — войны, мира, и т.п..
Культурные
изменения. Трансформации в наиболее
общих образцах ценностей, поведения,
символических формах, присущих отдельным
социальным группам, обществу в целом
или совокупности обществ.
Эффективность
массовой коммуникации определяется не
только целями и задачами воздействия
на читателей, слушателей, зрителей передаваемых
сообщений, но и соответствием их содержания
и формы постоянным и текущим информационным
нуждам людей.
8) СМК как социальный институт. Социальные институты.
Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.Это совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни.
Анализ СМИ как
социального института — наиболее разработанная
тема. Коротко можно сказать следующее.
Средства массовой информации — необходимый
элемент открытого гражданского общества.
В эпоху Просвещения задачами СМИ были
просвещение широких масс, донесение до
них прогрессивных идей («глаголом жечь
сердца людей»), обмена опытом между людьми.
У средств массовой информации в ту эпоху
была и высокая миссия — они были инструментом
воздействия на власть имущих, из публикаций
они должны были узнавать о проблемах
и нуждах простых людей, о том, что думают
представители наиболее прогрессивные
представители общества. Именно их рупором
и были СМИ.
В начале XX века ситуация меняется. Важность
средств массовой информации как наибо-лее
эффективного инструмента, воздействие
на массы осознают и правительства, и оппозиционные
организации, рвущиеся к власти. Масс-медиа
становятся неотъемлемой частью государственной
машины как тоталитарных (СССР, фашистская
Германия), так и демократических (США,
Великобритания) государств.
Немаловажным фактором институциональности СМИ является системность сбора и распространения информации. С одной стороны это появление профессиональной группы, собирающей информацию для СМИ (репортеры), с другой — возможность быстрой подготовки и публикации собранной информации (периодичность СМИ).
9)Социальные интересы. Субъекты социальных интересов.
Соц. интерес - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом.
С. и. проявляется в различных формах. Одной из них является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая — это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними.
Социальный субъект - общество либо его часть, функционально связанная с определенным социальным действием, деятельностью, поведением и тд. Люди, социальные общности (групповые и массовые), социальные институты, народы, общественные формации, цивилизации.
Именно через интерес
характеризуется отношение человека к
окружающему его миру, другими словами,
категория интереса отражает отношение
человека к таким вещам и явлениям, которые
имеют для него определенное значение
и наполняют смыслом его существование.
При этом нетрудно заметить, что не все
предметы действительности, обладающие
свойством удовлетворять имеющиеся у
социального субъекта потребности, включаются
последним в структуру, имеющихся у него
интересов. Так, к примеру, для одного удовлетворение
потребности в пище связывается с минимально
необходимым набором продуктов, качеству
и содержанию которых он может не придавать
особого значения, довольствуясь малым.
Для другого же удовлетворение потребности
в пище самыми изысканными яствами становится
содержанием и смыслом всей его жизни.
Выбор предмета интереса во многом зависит
от ценностной позиции, занимаемой социальным
субъектом.
10) Формы сосуществования
гос-ва и СМК.
Взаимоотношения СМК и государства регулируются законодательством. Эти взаимоотношения определяют характер государства. Исторически человечество знакомо с тремя формами этих взаимоотношений:
1) государство владеет СМК и полностью определяет их политику;
2) государство не владеет СМК, но влияет на их политику;
3) СМК отражает плюрализм социальных и экономических отношений.
В первом и втором случаях, при тоталитарных формах государственности, рабочим инструментом отношений государства и СМК является цензура. Сегодня в демократических государствах отмена цензуры считается одним из важнейших моментов, обеспечивающих прессе свободные отношения с другими институтами общества.
Предусмотренный законодательствами разных стран принцип приостановления в ряде случаев функционирования СМК предполагает отслеживание их деятельности специальными службами. Так что вполне можно говорить, что постулат о несовместимости цензуры с демократическими институтами современного общества требует некоторых оговорок.
Следует упомянуть и о такой практике, распространенной в информационных структурах ряда стран, как наблюдательные советы. В Италии, например, существует специальная комиссия по надзору за деятельностью телевидения, в Англии — совет попечителей Би-Би-Си, назначаемый парламентом, и т.д. Помимо этого, в демократических структурах прессы существует понятие «самоцензуры», как производное от всех трех форм регуляции деятельности СМК: законодательства, профессиональных кодексов и стандартов журналистской деятельности, определенных и разделяемых обществом этических норм.
Под пропагандой в научном смысле этого слова, по-видимому, следует понимать государственную политику обеспечения доминирования в масштабах социума определенной точки зрения, достигаемого любыми средствами, в том числе тотальным контролем за информационными потоками в социуме, вплоть до устранения альтернативных точек зрения.
Отличительный признак пропаганды — внедрение этой доминирующей точки зрения всеми существующими информационными системами, т. е. ее экспансия.
Укажем
также, что пропаганда апеллирует к
большим массам людей, в идеале —
ко всему населению страны.
11) История развития технич. ср-тв коммуникации. Особенности рос. инфраструктуры электронных ср-тв массовой информации.
История развития коммуникации сопоставима с историей развития общества. Выделим несколько революционных этапов:
1)Возникновение человеческой речи (первая комм. революция)
2)Изобретение письменности
Самая ранняя форма – предметное письмо(передача смысла через предметы “война-стрела”); узелковое письмо; пиктографическое письмо(рисуночное); иероглифическоеписьмо; фонетическое письмо(появился алфавит)
Информация о работе Социология массовых коммуникаций. Ответы