Социология массовых коммуникаций. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 05:47, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 14 вопросов.

Файлы: 1 файл

МК.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации.

Массовая Межличностная
Опосредованность  общения технич. ср-ми Непосредственный  контакт в общении
Ярко  выраженная соц. Ориентированность  общения Как соц-ая так  и индивидуально-личностн. ориентированность  общения
Организованный институциональный характер общения Спонтанный  характер общения
Отсутствие  непосредственной связи между коммуникац. и аудиторией Наличие связи
Повышенная  требовательность к соблюдению принятых норм общения Более свободное  отношение к соблюдению принятых норм общества
Однонаправленность  инф-ии и фиксация комм. ролей Попеременная  смена – например инф-ых и комм. ролей
Коллективный  характер коммуникатора и его  публичн. индивидуально Индивид. Характер коммуникатора, как личность
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Это отдельно конкретный человек
Массовость, публичность, соц. актуальность, периодичность Единичность, универсальность,соц. индивидуальная актуальность
Преобладание 2-ступенчатого характера восприятия сообщений Преобладание  непосредственного восприятия сообщений
 
 
 

7)Эффекты  и эффективность  МК. 

Эффекты - конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.

Эффекты проявл-ся как:

-возникновение  каких-то новых знаний,идей

-коррекция,дополнение  уже имеющихся образований

-переоценка,опровержение,вытеснение состояния как ложного, вредного для них

Выделяют 3 осн-ых этапа исследования эффектов:

1)Исследование 20-30х гг. - предполагали, что МК  обладает очень большими возможностями  воздействия

2)С сер. 40-70 гг. доминирующ. были теории "ограниченных эффектов" МК. СМИ не сильно воздействует,сомнения.

3)Нач. 70 гг. - н.в.  Нет одной точки зрения. Отсутствует  ведущее теоретическое напр. 

Все пространство возможных подходов к исследованию эффектов может быть разделено с  помощью двух координатных осей.

 

Индивидуальный  ответ, отклик — процесс, с помощью которого происходит изменение установок, знаний, поведения или закрепление.

Кампания  в СМК. В этом случае используется несколько каналов массовой коммуникации, помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудитории.

Индивидуальная  реакция. Состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материалами массовой коммуникации.

Коллективная  реакция представляет собой ряд индивидуальных реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Последнее приводит к совместным действиям неуправляемого типа.

Распространение инноваций. Планируемое распространение нововведений в целях долгосрочного развития.

Распределение информации и знаний. Является следствием деятельности СМК по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между социальными группами.

Социализация. Влияние СМК на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной социальной ситуации.

Социальный  контроль. Относится к тенденциям в деятельности СМК по поддержке стабильности сложившегося социального порядка посредством «индустрии сознания».

«Представление» социальной реальности. Процесс близкий к предыдущему. Однако здесь больший акцент делается на производстве знаний и мнений, нежели формированиии ценностных представлений.

Институциональные изменения. Результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации. Прежде всего, это относится к коммуникационным функциям этих институтов.

Влияние на результаты событий связано с той ролью, которую играют СМК, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества — войны, мира, и т.п..

Культурные  изменения. Трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символических формах, присущих отдельным социальным группам, обществу в целом или совокупности обществ. 

Эффективность массовой коммуникации определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей. 

8) СМК как социальный  институт. Социальные  институты.

Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.Это совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. 

Анализ СМИ как социального института — наиболее разработанная тема. Коротко можно сказать следующее. Средства массовой информации — необходимый элемент открытого гражданского общества. В эпоху Просвещения задачами СМИ были просвещение широких масс, донесение до них прогрессивных идей («глаголом жечь сердца людей»), обмена опытом между людьми. У средств массовой информации в ту эпоху была и высокая миссия — они были инструментом воздействия на власть имущих, из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей, о том, что думают представители наиболее прогрессивные представители общества. Именно их рупором и были СМИ. 
В начале XX века ситуация меняется. Важность средств массовой информации как наибо-лее эффективного инструмента, воздействие на массы осознают и правительства, и оппозиционные организации, рвущиеся к власти. Масс-медиа становятся неотъемлемой частью государственной машины как тоталитарных (СССР, фашистская Германия), так и демократических (США, Великобритания) государств.

Немаловажным фактором институциональности СМИ является системность сбора и распространения информации. С одной стороны это появление профессиональной группы, собирающей информацию для СМИ (репортеры), с другой — возможность быстрой подготовки и публикации собранной информации (периодичность СМИ).

 
 
 

9)Социальные интересы. Субъекты социальных интересов.

Соц. интерес - одно из самых оригинальных и уникальных понятий, предложенных Альфредом Адлером в его теории индивидуальной психологии. Оно относится к врожденной потенциальной способности чел. идентифицироваться с др. людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства чел. по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему. Предполагается, что это качество, хотя и врожденное, развивается только в соц. контексте, и в особенности благодаря раннему взаимодействию младенца с матерью и отцом.

С. и. проявляется  в различных формах. Одной из них  является готовность чел. к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах. Другая — это склонность чел. давать другим больше, чем требовать. Наконец, он может проявляться в способности одного чел. к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого. А. Адлер считал главной задачей жизни каждого чел. быть общественным по природе. Следовательно, он верил, что успешный ответ на те вызовы, к-рые бросает нам дружба, карьера и интимность, зависит от способности каждого устанавливать контакты с др. людьми и сотрудничать с ними.

Социальный субъект -  общество либо его часть, функционально связанная с определенным социальным действием, деятельностьюповедением и тд. Люди, социальные общности (групповые и массовые), социальные институты, народы, общественные формации, цивилизации.

Именно через интерес характеризуется отношение человека к окружающему его миру, другими словами, категория интереса отражает отношение человека к таким вещам и явлениям, которые имеют для него определенное значение и наполняют смыслом его существование. При этом нетрудно заметить, что не все предметы действительности, обладающие свойством удовлетворять имеющиеся у социального субъекта потребности, включаются последним в структуру, имеющихся у него интересов. Так, к примеру, для одного удовлетворение потребности в пище связывается с минимально необходимым набором продуктов, качеству и содержанию которых он может не придавать особого значения, довольствуясь малым. Для другого же удовлетворение потребности в пище самыми изысканными яствами становится содержанием и смыслом всей его жизни. Выбор предмета интереса во многом зависит от ценностной позиции, занимаемой социальным субъектом. 

10) Формы сосуществования гос-ва и СМК. 

Взаимоотношения СМК и государства регулируются законодательством. Эти взаимоотношения  определяют характер государства. Исторически  человечество знакомо с тремя  формами этих взаимоотношений:

1) государство владеет  СМК и полностью определяет их политику;

2) государство не  владеет СМК, но  влияет на их  политику;

3) СМК отражает плюрализм  социальных и экономических  отношений.

     В первом и втором случаях, при тоталитарных формах государственности, рабочим  инструментом отношений государства и СМК является цензура. Сегодня в демократических государствах отмена цензуры считается одним из важнейших моментов, обеспечивающих прессе свободные отношения с другими институтами общества.

Предусмотренный законодательствами разных стран принцип  приостановления в ряде случаев функционирования СМК предполагает отслеживание их деятельности специальными службами. Так что вполне можно говорить, что постулат о несовместимости цензуры с демократическими институтами современного общества требует некоторых оговорок.

Следует упомянуть и о такой практике, распространенной в информационных структурах ряда стран, как наблюдательные советы. В Италии, например, существует специальная комиссия по надзору  за деятельностью телевидения, в  Англии — совет попечителей Би-Би-Си, назначаемый парламентом, и т.д. Помимо этого, в демократических структурах прессы существует понятие «самоцензуры», как производное от всех трех форм регуляции деятельности СМК: законодательства, профессиональных кодексов и стандартов журналистской деятельности, определенных и разделяемых обществом этических норм.

Под пропагандой в научном смысле этого слова, по-видимому, следует понимать государственную политику обеспечения доминирования в масштабах социума определенной точки зрения, достигаемого любыми средствами, в том числе тотальным контролем за информационными потоками в социуме, вплоть до устранения альтернативных точек зрения.

Отличительный признак пропаганды — внедрение  этой доминирующей точки зрения всеми  существующими информационными  системами, т. е. ее экспансия.

Укажем  также, что пропаганда апеллирует к  большим массам людей, в идеале —  ко всему населению страны. 
 

11) История развития  технич. ср-тв коммуникации. Особенности рос. инфраструктуры электронных ср-тв массовой информации.

История развития коммуникации сопоставима с историей развития общества. Выделим несколько революционных этапов:

1)Возникновение  человеческой речи (первая комм. революция)

2)Изобретение  письменности

Самая ранняя форма – предметное письмо(передача смысла через предметы “война-стрела”); узелковое письмо; пиктографическое письмо(рисуночное); иероглифическоеписьмо; фонетическое письмо(появился алфавит)

Информация о работе Социология массовых коммуникаций. Ответы