Социология молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 03:27, контрольная работа

Описание работы

1. Молодёжь как социально-демографическая группа.
2. Место и роль молодёжи в социальной структуре общества.
3. Молодёжная субкультура.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ.docx

— 62.60 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования

Белорусский Государственный университет

информатики и радиоэлектроники

 

 

 

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: Павловец Юрий Сергеевич 

 

Выполнил: Лабин Артём Сергеевич

Группа № 403341

 

 

 

 

Минск 2015

 

 

 

План

1. Молодёжь  как социально-демографическая группа.

2. Место и  роль молодёжи в социальной  структуре общества.

3. Молодёжная  субкультура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Молодежь как социально-демографическая группа.

 

Индекс развития человеческого потенциала, индекс развития молодёжи. Возрастные границы. Документы, регламентирующие возрастные границы. Специфика социального статуса и социально-ролевое поведение. Ценности и ценностные ориентации молодежи. Физиологические и психологические особенности развития молодежи. Социальная адаптация и социализация. Проблемы молодежи.

Индекс развития человеческого потенциала, индекс развития молодёжи. Человеческий потенциал – это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств человеческой общности, выражающая сложившуюся в ней систему отношений и возможностей развития на основе самореализации личности в общественно-значимой деятельности.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового  сравнения и изменения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. ИРЧП как метод измерения человеческого развития был введён Программой развития ООН в 1990 году в Докладе о развитии человека.  С этого же года индекс  публикуется в ежегодном отчёте о развитии человеческого потенциала. При подсчёте ИРЧП учитывается три вида показателей: 

Ожидаемая продолжительность жизни (базовый показатель долголетия); 

Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение), ожидаемая продолжительность обучения; 

Уровень жизни, оцененный через ВНД на душу населения по покупательской способности (индикатор материального благосостояния).

При расчётах ИРЧП для каждого из указанных трёх показателей установлены фиксированные минимальные и максимальные значения. Для совокупности минимальных значений соответствующих показателей ИРЧП принят равным 0, для совокупности максимальных – 1. Величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, с которых  ИРЧП > 0,8 (страны Западной и Центральной Европы, наиболее развитые страны Азии, Ближнего Востока и Америки); к странам со средним уровнем человеческого развития относят те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8 (развивающиеся государства, в том числе из числа стран СНГ); к странам с низким уровнем человеческого развития относят те страны, в которых ИРЧП < 0,5 (большинство стран Африки).

Критерии оценки ИРЧП: 

Количество ВУЗов; 

Количество учёных; 

Количество школьников, студентов, участвующих в олимпиадах по различным предметам.

ИРЧП рассчитывается следующим образом:

IРЧП = 1/3 ( IЖ  + IО + IВВП)

IРЧП – индекс развития человеческого потенциала;

IЖ – индекс продолжительности жизни;

IО – индекс образованности;

IВВП – индекс уровня жизни (ВВП).

Три составляющие ИРЧП можно трактовать как ресурсы человеческого развития – чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает, если не делает вообще невозможным, реализацию человеческого потенциала. Таким образом, каждый из этих видов ресурсов можно считать необходимым условием.

Возрастные границы. Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 году В.Т.Лисовским: «Молодёжь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет».

Позднее более полное определение было дано И.С.Коном: «Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фраза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

С точки зрения возрастных особенностей к молодёжи относят лиц от 14 до 30 лет. Молодёжь по возрастным границам делиться на три группы: первая подростковая группа (14-18 лет) – в основном учащиеся средних школ и профессиональных училищ, они не вовлечены в трудовую деятельность, однако снижение жизненного уровня большей части населения приводит к изменению жизненной позиции этой категории молодёжи; вторая группа – молодёжь в возрасте от 19-24 лет – студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного социального и профессионального опыта, следовательно, они менее конкурентоспособны; третья группа – молодёжь в возрасте 25-30 лет – молодые люди делают свой профессиональный выбор, имеют определённую квалификацию, получают некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют свою собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к работе.

Нижняя граница молодёжи – 14 лет – период полового созревания, окончание средней общеобразовательной школы, поиск себя и стремление к самореализации, профессиональная ориентация. Верхняя граница – 30 лет – экономическая независимость, самостоятельность, ответственность, собственная семья.

Документы, регламентирующие возрастные границы. Возрастные границы молодёжи в развитых странах определены в Конвенции ООН – 15-24 лет. В Российской Федерации возрастные границы молодёжи чётко определяются Стратегией Государственной молодёжной политики: 14-30 лет. Говоря о других нормативно-правовых документах, можно отметить, что  например, в федеральных законах «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» и «Об общественных объединениях» не прописывается возраст молодёжи, но фиксируется возраст граждан (14-30 лет), которые могут входить в эти молодёжные формирования, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Специфика социального статуса и социально-ролевое поведение. 

Молодёжь – это не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение которой детерминировано социально-экономическим состоянием общества. Специфика заключается, прежде всего, в том, что молодёжь в социальном и возрастном положении находится в переходном состоянии. Именно молодёжь в настоящее время большей частью поддерживает экономические реформы и является социальной базой для происходящей макроэкономической трансформации. Внутренняя дифференциация молодёжи обуславливается не только социальными параметрами. Молодёжи всегда свойственен больший, чем у старшего поколения динамизм, смена ценностных ориентиров и ролей. Молодёжи характерны групповые стереотипы поведения, в основе которых лежат стремление к возрастной идентификации, противопоставление себя остальному взрослому миру.   

В молодёжной среде появились новые тенденции в понимании культуры, культурного человека и его место в будущей социальной среде. Признавая объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций молодёжь не проявляет активности к их основаниям, считая эту проблему не имеющей практической значимости в реально социально-политическом  и историческом контексте, уделяет большое внимание имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ.

Главной характерной особенностью современной молодёжной культуры является её обособленность, отстраненность, часто демонстративное, эпотажное поведение, которое значительно отличается от национальных традиций старших поколений. 
В массовом сознании молодёжные субкультуры часто имеют негативный характер. На этом фоне молодёжная культура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством всё чаще можно оценивать как контркультуру. Другой характерной особенностью современной молодёжной культуры является преобладание над творчеством. Это весьма негативная особенность, так как по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Следующей характерной особенностью молодёжной культуры можно назвать её авангардность, устремлённость в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьёзного фундамента исторических и культурных традиций.

Ценности и ценностные ориентации молодежи.

Ценности – это то, что цениться, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признаётся обществом как таковое. Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют. Как правило, у большинства молодых людей есть какая-либо главная цель жизни. Среди наиболее важных жизненных ценностей молодые люди называют следующие: благополучная семья, хорошее образование, перспективная работа, собственная жилая площадь (квартира, дом), достойная заработная плата, автомобиль, драгоценности, дорогие вещи, собственный бизнес, обеспечение будущего своих детей и прочее. Для каждого молодого человека существует собственный перечень ценностей, также следует отметить, что с течение времени он может изменяться, какие ценности утрачивают свою силу, приобретаются другие ценности и так далее.

Физиологические и психологические особенности развития молодежи.

Учёные выяснили, что психологическое состояние подросткового периода связано с двумя переломными моментами: психофизиологическим (половое созревание и всё, что с этим связано) и социальным (конец детства). Из всех периодов развития ребёнка самым сложным, трудным и даже опасным является подростковый. Это период, который породил понятия «проблема отцов и детей» и «конфликт поколений». Подростковый период знаменует начало перехода к взрослой жизни и особенности его накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Характерной чертой этого возраста является парадоксальность его психической жизни – неожидаемой сменности веселости, уныния, уверенности в себе застенчивостью и трусостью, эгоизма альтруизмом, и так далее. Главная же задача подростка – это формирование самосознания, идентичности которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте.

Э.Шпрингер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста и описал три возможных типа развития личности подростка: первый тип – резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как второе рождение, итогом которого является становление нового «Я»; второй тип – плавный, медленный и постепенное изменение подростка без глубоких потрясений и сдвигов собственной личности; третий тип – активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятельного преодоления внутренних тревог и кризисов, что возможно за счет развитых у подростка самоконтроля и самодисциплины. Ключевые проблемы этого периода: Выготский называл проблему интересов подростков, когда имеет место разрушения и отмирания прежних групп и развитие новых. К ним он относил «эгоцентрическую доминанту» (интерес подростка к собственной личности), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее над сегодняшними текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что не редко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанта романтики» (стремление к неизвестному, рисковому, героическому). Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый возраст (10-13 лет) и старший подростковый возраст (13-15 лет). Наряду с ним выделяют и раннюю юность, имея ввиду учеников 9-10 классов (15-17 лет). Наиболее характерные черты подросткового поведения: резкое ухудшение поведения (желание поступать вопреки чужой воле), возражённая противоречивость стремлений, их неустойчивый характер (стресс, тревога, страхи, депрессия), реакция эмансипации – выраженное стремление освободиться из под опеки и контроля. Группирование со сверстниками.

Социальная адаптация и социализация.

Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации.

Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентации, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация - это процесс играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Воспитание (в его традиционном понимании) - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальных ориентации, сознания и поведения. Система воспитания как бы упорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость. Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи, взаимообусловленности.

Основным содержанием процесса социализации молодежи является: 

передача опыта и интеграция в общество:  

освоение социальных ролей в единстве процессов воспитания, образования; 

обучение навыкам социальной инновационной деятельности;

-создание условий для самореализации  и включения молодежи в процессы  социально-экономического развития, государственного и общественного  строительства.

Социальная активность - главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие институты, способствующие успешной социализации человека: 

Семья. В 

Сверстники.  

Школа.  

Средства массовой информации.   

Различные организации. 

С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Социализация является и источником процесса индивидуализации и свободы. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать.

Проблемы молодежи.

Как правило, у молодёжи существует огромное количество проблем.  

Проблема организации свободного времени   

Проблема безработицы.  

Жилищная проблема.  

Проблема отцов и детей.  

Проблема ЗОЖ.  

Информирование. Недостаточное, неполное информирование молодёжи о возможностях их самореализации, поиска себя в этом мире. 

Информация о работе Социология молодёжи