Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 03:27, контрольная работа
1. Молодёжь как социально-демографическая группа.
2. Место и роль молодёжи в социальной структуре общества.
3. Молодёжная субкультура.
Проблема образования. Проблема образования тесно связана с материальной проблемой; желаемое образование часто является дорогостоящим, территориальная проблема. Проблема коррупции, низкий уровень образования, неквалифицированные кадры ведут подготовку будущих специалистов и прочее.
Проблема утечки кадров. Из-за низкой заработной платы, отсутствие жилья, невозможности трудоустроиться по специальности молодые люди стремятся уезжать из родного региона, страны, в поисках перспектив, благоприятных условий и достойной заработной платы.
2. Место и роль молодёжи
в социальной структуре
Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных социальных, экономических, политических и нравственных проблем человечества.
В силу различных социально-экономических и политических причин в последнее время особенно заметна роль возрастного фактора в общественных процессах. Формирование секторов общественной жизни, ориентируемых на молодежь в составе населения или непосредственно связанных с ней, актуализирует вопрос об этой социальной группе, закономерностях и особенностях ее взаимоотношений с социумом.
Исследование проблем молодежи стало предметом социологии молодежи - отрасли социологической науки, изучающей молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности знаний и опыта старших поколений, особенностей образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентации, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей ее различными группами и т.д.
В западной социологии используется, кроме того, термин «ювентология» (от латинского juventus), которым обозначается воздействие, оказываемое молодежью на общество, молодым поколением - на все остальные элементы социальной системы.
Дискуссия относительно фундаментального понятия «молодежь» чаще всего достигает инвариантных положений в области скорее негативных определений (что не есть молодежь), чем в позитивном развертывании всего содержания этой категории. Речь идет не только о том, чтобы достичь согласия относительно каких-либо универсальных пределов молодого возраста - таких не может быть как в синхронном существовании отдельных обществ, находящихся на различных этапах своего развития, так и в диахронии данного общества.
Проблема состоит в том, чтобы идентифицировать то универсальное качество, которое характерно для молодежи, и только для нее, чем и определяются пределы Молодого возраста. В этом отношении важно подчеркнуть социальный аспект в определении молодежи, который как раз и предполагает, что молодежь является частью общества, определенной популяцией населения. Следовательно, исходной позицией для определения молодежи является не этап развития в онтогенезе, период юности, а конкретно-историческое общество.
Общественная мысль Запада активно исследует в течение последних 30 лет различные аспекты социального бытия молодежи. Многие результаты таких исследований могут быть использованы для интерпретации фактов социального и политического поведения нашего общества. Множество подходов к анализу молодежи, как и факторов, определяющих ее социальную и политическую дееспособность, схематически можно свести к трем основным течениям:
фрейдистская традиция с характерным для нее приматом роли раннего семейного воспитания и замещением его результатов в различных видах деятельности;
парсоновская теория стабильности и структурный анализ социальных систем, где поведение молодежи есть функционально обусловленная временная стадия (жизненный цикл с присущим для молодого человека набором моделей поведения);
генерационный анализ К. Маннгейма, акцентирующий роль социальных изменений в формировании у молодежи отличного от предыдущих поколений опыта, а также способов его рефлексии.
Активная роль молодежи в процессе социализации обусловлена тем, что она не столько копирует предлагаемые образцы адаптивного поведения и взаимодействия, сколько вносит в них новое содержание под влиянием изменившихся условий жизни.
Переходные процессы, начавшиеся в конце 80-х годов, востребовали новый уровень социализации молодежи, связанный с включением ее в совершенно несвойственные предыдущим поколениям общественно-экономические отношения, новые ценности, утвержденные новой системой мотивации.
2. Молодежные организации и
В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. В социологии молодежи эта парадигма сложилась в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи как субъекта социального развития и социального обновления совпадает с изменением более общей парадигмы в теории человека, когда личность берется не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.
Данная трактовка молодежи не снимает ни асимметричности отношений, ни разницы в уровне знаний и положения старших и младших, но она требует принципиально иного типа социальной политики.
В отечественной социологии молодежи основное внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов), процессов становления личности и молодежи (И.С. Кон, А.Н. Елсуков, Л.Г. Титаренко), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи (С.А. Шавель), профессионального самоопределения молодежи и его влияния на систему Ценностных ориентаций (М.Х. Титма, А.В. Вардомацкий, С.П. Винокурова), особенностей отношения молодежи к труду (Г.Н. Соколова, Д.Г. Ротман), особенностей молодежной семьи (С.Д. Лаптенок, С.Н. Бурова, Л.А. Соглаева) и др.
В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношения поколений (К. Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежной субкультуры (С. Эйзенштадт, А. Коэн и др.), изменения ценностей (Р. Инглехард) и др.
В условиях переходного периода молодежь сталкивается с рядом новых трудностей: резкое сокращение производства, безработица, расстройство системы гарантированной социальной защиты и т.д. Молодой человек, по существу, оказался выброшенным в океан рыночных страстей, не зная элементарных правил перемещения в этом океане, позволяющих выжить в экстремальных условиях. Эта и без того сложная ситуация усугубляется еще и тем, что переходное общество оказалось не готовым представить быструю возможность иметь широко пропагандируемый стандарт благосостояния. Родителям приходится, по существу, конкурировать с детьми на едином рынке труда, где у последних больше преимуществ. Претерпевает значительные изменения социальный статус молодежи, происходит практически полная замена ее ожиданий.
В этих условиях меняются государственные подходы к развитию и защите гражданских прав молодежи. Президентом страны созданы республиканские фонды по социальной поддержке учащихся и студентов, талантливой молодежи, введены специальные гранты. Высшим законодательным органом страны в апреле 1992 года впервые был принят Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». Кабинетом Министров принимается Республиканская программа «Молодежь Беларуси», в этот же период укрепляются государственные структуры, призванные реализовывать молодежную политику. Перемены последних лет открыли новые возможности для дальнейшего развития плюрализма молодежной самоорганизации. В настоящее время в республике зарегистрировано и действует около 50 молодежных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.) Наиболее массовые из них - Белорусский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация международных молодежных обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциация белорусских гайдов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лига добровольного труда, Фонд социальной защиты детей и подростков «Мы - детям», Ассоциация студентов вузов, БПСМ.
Молодежь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой - сам этот переход связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что, естественно, предполагает существенное сокращение рабочих мест, препятствуя, таким образом, процессу трудовой интеграции молодежи. Молодежь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится ее жертвой. Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности, открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу.
3. Разработка и реализация
В современном белорусском обществе государственная молодежная политика представляет собой систему политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан, осуществляемых государством для социального становления и развития молодежи в целях наиболее полной реализации ее потенциала в различных областях жизнедеятельности общества. Субъектами государственной молодежной политики в Республике Беларусь являются молодые граждане в возрасте до 31 года; молодые семьи, в которых один из супругов находится в возрасте до 31 года; молодежные общественные организации.
Молодежная политика в Республике Беларусь осуществляется на основе Конституции и других основополагающих законов, основным из которых является Закон от 24 апреля 1992 г. «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие. Государство призвано создавать необходимые условия для свободного участия молодежи во всех сферах жизнедеятельности общества. В статьях 45, 47, 49, 64, 92 Конституции гарантируется право молодежи на охрану здоровья, получение жилья, образования и участие в общественно-политической жизни страны.
Развитие государственной молодежной политики в Республике Беларусь постоянно находится в центре внимания Президента страны А. Г. Лукашенко. По его инициативе принят комплекс мер по решению жилищных проблем молодежи, развитию национальной системы образования, гарантированному трудоустройству выпускников высших и средних специальных учебных заведений; финансируются за счет бюджетных средств различные молодежные программы, осуществляется финансовая поддержка студентов, учащихся, школьников.
Важнейшим этапом в формировании законодательной базы в области государственной молодежной политики явился Указ Президента Республики Беларусь от 17 июня 1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь». В соответствии с этим Указом определен комплекс мер по качественному улучшению социально-экономических и социально-бытовых условий жизни молодежи, созданию благоприятных условий для духовного, культурного и физического ее развития, формированию правовой и нравственной культуры, установлению социальных гарантий для различных категорий молодежи в области образования, труда и занятости, организации досуговой деятельности; осуществлению реальной поддержки молодых семей, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также развитию международного сотрудничества белорусской молодежи с зарубежными сверстниками.
Основные принципы и направления государственной молодежной политики определяются в Законе Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». На основании данного закона органы государственного и местного управления обязаны осуществлять систему социальных, экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку и социальную защиту молодежи, способствовать ее гражданскому и профессиональному становлению, развитию социальной активности. Этим законом определяется особый правовой статус молодежи, гарантии реализации ее основных прав. Молодым людям обеспечиваются социальные и экономические гарантии, связанные с особенностями их социального статуса, несовершеннолетние молодые люди находятся под непосредственной защитой государства. Для лиц моложе 18 лет устанавливается сокращенная рабочая неделя: от 14 до 16 лет - не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю. Предоставляется также более продолжительный отпуск, не допускается работа в ночное время и выходные дни. В то же время молодым людям на основе этого закона предоставляется возможность на льготных условиях осуществлять не только трудовую деятельность, но и получать кредиты на приобретение и строительство жилья, создание домашнего хозяйства, покупку предметов домашнего обихода. В соответствии с законом государство взяло на себя обязательства по обеспечению бесплатного среднего образования и равных возможностей для поступления за счет бюджетных средств в высшие и средние специальные учебные заведения, льготы на проезд в общественном транспорте. Социальные гарантии для молодежи устанавливаются в Трудовом кодексе Республики Беларусь, который утвержден Указом Президента Республики Беларусь и вступил в действие с 1 января 2000г. В нем ряд глав и статей содержит важнейшие правовые нормы о социальной защите молодежи. В Кодексе законов о труде есть глава «Особенности труда молодежи», в которой определены правовые нормы, связанные с осуществлением трудовой деятельности различных категорий молодежи. В этой главе закреплен ряд льгот для молодых людей, совмещающих работу с учебой. Работодатели, субъекты хозяйствования обязаны создавать необходимые условия для молодежи, совмещающей работу с учебой, в частности, в Кодексе законов определено, что профессиональную подготовку и повышение квалификации организует наниматель за свой счет в пределах рабочего времени, предусматриваются отпуска для сдачи вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения. В Кодексе также определена обязанность нанимателя оплачивать обучающимся на заочной форме в высших и средних специальных учебных заведениях проезд к месту учебы и обратно на период сессии, подготовки и защиты диплома и сдачи государственных экзаменов.