Социология молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 03:27, контрольная работа

Описание работы

1. Молодёжь как социально-демографическая группа.
2. Место и роль молодёжи в социальной структуре общества.
3. Молодёжная субкультура.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЁЖИ.docx

— 62.60 Кб (Скачать файл)

Основанной на музыкальных пристрастиях считается и субкультура хип-хопа. Хип-хомп - культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса осенью 1974 в Южном Бронксе. Мода хип-хопа имеет ряд характерных особенностей: свободная, спортивного стиля одежда, массивные украшения (цепи). Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем - "эм-си" (англ. MC - Master of Ceremony). В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов развлекательной музыки и представлен множеством направлений внутри жанра. Другим направлением хип-хопа является изобразительное искусство, которое носит название граффити. История граффити начинается в середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован "бомбинг". Как у любого искусства у графферов есть свои стили "письма". Еще райтеры рисуют различных персонажей. Танцевальное направление хип-хопа - брейк-данс возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной "культуры улиц" в кварталах иммигрантов. В рамках хип-хопа развивается также спортивное направление. К нему, в первую очередь, можно отнести роллеров (любителей роликовых коньков), скейтбордистов, bmx (горный велосипед, или маунтинбайк) и т.д.

Хип-хоп появился в СССР в 1980-ых годах. Первой хип-хоп группой СССР стала рэп-команда D. M. J. В нашей стране проводятся многочисленные фестивали и концерты. Например, хип-хоп фестиваль "Энергия улиц", рэп-фестиваль "Хип-Хоп Движение", фестиваль хип-хоп культуры в Слуцке "Уличные слайды", брейк-данс фестиваль "Батл Беларусь" и "Зеркало улиц" многие другие. Уже трижды в нашей стране проводилась церемонии вручения наград в сфере белорусского хип-хопа Street Awards в пяти областях - рэп, граффити, брейкинг, ди-джеинг и дизайн. В нашем городе хип-хоп фестивали проводятся в Городском доме культуры, в ночном клубе "Флинт" (фестиваль "Ритм жизни"). Наиболее популярными белорусскими группами являются Нестандартный вариант, образованная в 1998 году в городе Борисове, группа Подвальные рифмы, Detroit, в Гродно - Свободные мысли и многие другие. Известными брейк-данс командами Беларуси являются команды как Skill Flava, Hunters, Fatality, в Гродно - "Импульс" и "Адепт". Граффитчикам в нашем городе отведено несколько стен: в Коложском парке, на Академической, возле колледжа искусств. В 2009 году в Гродно прошел конкурс граффити "Montana spring jam" на стенах гаражей у стадиона старого здания БИПа, в рамках которого выступили художники из Гродно, Минска, Риги и Одессы.

Арт-субкультуры

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби. Например, субкультура Отаку. Слово Отаку в переводе с японского означает человека, который увлекается чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в Беларуси, данное понятие обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги. Аниме - это японская мультипликация, а манга - современные японские комиксы. Аниме-отаку, помимо аниме и манга, увлекаются культурой и историей Японии, рисованием в стиле аниме, DDR (ритмичный танец по цветным стрелкам или кружкам) и т.п. Также существует такое явление, как косплей, когда анимешники переодеваются в красочные костюмы популярных аниме-персонажей.

В Беларуси субкультура анимешников становится достаточно популярной в последнее время. Основным событием аниме-мира Беларуси является ежегодный фестиваль аниме в Минске "Хиган", который существует с 2006 года. В Гродно у анимешников есть свое место встречи - клуб современной японской культуры "Геншикен", основанный в 2005 году. Среди активных участников насчитывается более 25 молодых людей. В нашем городе в феврале проводились соревнования по традиционной японской настольной игре Го, в марте - внутриклубный турнир по DDR, в августе будет проводится фестиваль "Воздушный Змей", а также "Всебелорусский слет анимешников". "Геншикен" уже дважды устраивали показы полнометражного аниме в кинотеатре "Октябрь".

Спортивные субкультуры

К спортивным субкультурам можно отнести паркур, а также футбольных фанатов.

Паркумр - это искусство перемещения и преодоления препятствий, основанное группой французов. Главной идеей паркура является принцип "нет границ, есть лишь препятствия" и любое препятствие можно преодолеть. Паркур получил широкую известность после выхода фильмов "Ямакаси", "Тринадцатый район" и "13-й район", а также российского фильма "Дерзкие дни".

В нашей стране эта сравнительно молодая субкультура также набирает обороты. В некоторых городах Беларуси, в том числе Минске, уже существуют ассоциации паркура. Однако, к сожалению, в Гродно объединения паркурщиков еще нет. Тем не менее, гродненские команды, такие как "GTCAT", проводят различные соревнования между собой, последнее из которых прошло осенью 2010 года недалеко от областной больницы.

Футбольные болельщики. Как более или менее организованная субкультура они начали появляться в конце 1970-х - начале 1980-х. Специфика этой субкультуры в том, что она не затрагивает глубоко образ жизни. Она характеризуется участием в футбольном хулиганстве. Основное средство отличия фанатов - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи.

Патриархами белорусского фан-цеха являются болельщики минского "Динамо”, появившиеся в 1981 году, а также поклонники могилевского "Днепра”. Впервые противостояние двух "школ” стало проявляться в сезонах 1996/97 годов. В настоящее время в рамках каждого футбольного клуба Беларуси существуют группировки футбольных фанатов. Так, Region Fans, Yellow-Green Front (YGF) являются фанатами "Немана” (Гродно); Blue-White Patriots, Capital Legion - минского "Динамо”. River Lions, Blue-White Fighters - это группировки в рамках футбольного клуба "Днепр" (Могилев). За БАТЭ (Борисов) яростно болеет группировка фанатов Buzoters, а за "Шахтер” (Солигорск) - Yellow-Black Warriors и т.д.

Субкультуры с особым мировоззрением

Байкеры - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни и души. Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, а в СССР проникло 1980-х годах. Внешний вид байкеров: бандана, "косуха" или кожаная мотокуртка, кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для байкеров характерно объединение в клубы. Ещё одним немаловажным проявлением байкерской субкультуры являются байк-шоу, байкслеты, мотошоу. В среде байкеров наиболее распространенными являются такие музыкальные направления как рок, хард-рок, метал, блюз.

Байкерское движение в Беларуси зародилось в 1980-х годах. В 90-х появилась Белорусская федерация мотоспорта. В 1998 году в составе федерации был создан первый белорусский байкерский клуб "Железные братья", в его состав входило всего около 10 человек. На сегодняшний день в Беларуси действует десять байкерских клубов: "Железные братья", "Ночные волки", "Псы дорог" и другие. В каждом крупном белорусском городе (кроме Могилева) есть свой клуб. В Беларуси часто проводятся различные байк-фестивали. Например, в Гродно в мае этого года проводился V рок-байк фестиваль "Хавайся ў бульбу”, в котором участвовало более 1500 мотоциклов - от спортивных до классических, и даже раритетных.

Гомты - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX века. Для готической субкультуры характерны следующие черты: специфический мрачный имидж, интерес к готической музыке, фильмам ужасов и мистике. Основные элементы готического имиджа - преобладание чёрного цвета в одежде, металлические украшения с символикой готической субкультуры, и характерный макияж.

В Беларуси готов можно встретить достаточно часто. Много их и в нашем городе. Однако особой ассоциации или объединения готов в Гродно нет. Они просто собираются вместе в различных частях нашего города, излюбленным их местом является кладбище недалеко от лесного массива "Пышки". Также проводятся различные фестивали готической музыки. На территории России, Украины и Беларуси крупнейшим готическим фестивалем является "Дети ночи".

Хиппи - философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США. Хиппи проповедуют пацифизм: призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Для хиппи типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи. Среде хиппи распространено курение гашиша. Совместное проживание (коммуны) - отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается. Из музыкальных течений предпочитают мягкий рок, в частности, группу "Аквариум", этническую музыку разных народов. Для представителей движения характерно внедрение в костюм этнических элементов. На руках хиппи любят носить "фенечки", а на голове поверх длинных волос с прямым пробором посредине - особую ленту - "хайратник". Известна любовь хиппи к цветам (одно из самоназваний "дети цветов") и к хождению босиком. Несмотря на закат хиппи-движения, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира.

молодежная субкультура музыкальная спортивная

Эмо - молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Выражение эмоций - главное правило для эмо-кидов (приверженцев субкультуры эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, чувственное мироощущение. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах, традиционная причёска (косая, рваная чёлка до кончика носа). Противники субкультуры считают, что эмо культивирует депрессию, пропагандирует самоубийство.

Эмо-субкультура появилась в России в начале 2000-х годов, а в Беларуси - сравнительно недавно. Поэтому еще не набрало достаточно оборотов для создания специальных клубов, ассоциаций, для проведения специализированных мероприятий, фестивалей и т.д.

Социально-опасные субкультуры

Гопники. Имидж и поведение типичного гопника представляют собой пародию на представителей криминального мира 1990-х годов в России. Чёрная кожаная куртка и спортивное трико было перенято подростками прямо от них. Представители прослойки гопников отличаются выраженной агрессией против членов общества, ориентированных на западные ценности (как правило, против "неформалов"). Гопников характеризует развязная походка и агрессивная манера поведения: разглядывание прохожих в упор, провоцирование на конфликты, вымогание денег, а также гомофобия.

Скинхеды. Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Наиболее характерной чертой внешности является прическа "под 0", также большие ботинки - берцы. Скинхеды проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм. В основе их идеологии - идеи национал-социализма и антисемитизма. Они ненавидят рэперов, хиппи, людей с другим цветом кожи. Что касается музыкальных предпочтений, то скины любят слушать военные гимны и марши, "металл" середины 80-х годов.

Первые скинхеды появились в Беларуси в 1996 году. Точное количество скинхедов в Беларуси установить достаточно сложно. Лидер минской группировки "Волки88" Сергей оценивал в интервью журналу "Стигмата" количество скинхедов в Минске в 2009 году как около 300 человек. У нас в стране существуют такие объединение скинхедов как Белорусская Партия Свободы (БПС), "Край", "Белы Легіён", "Славянский Союз - Беларусь", "Волки88", "Белая Воля".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Богданова, Л. П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л. П. Богданова, А. С. Щукина // Социологические исследования. – 2003. – № 7.

Бурова, С. Н. Гендерные аспекты подготовки молодёжи к браку и семейной жизни. / С. Н. Бурова // Социология : учеб. пособие и практикум / С. В. Лапина [и др.] ; под общей ред. С. В. Лапиной. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001.

Вдовина, М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М. В. Вдовина // Социологические исследования. – 2005. – № 1

Вишневский, Ю. Р. Парадоксальный молодой человек / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко // Социологические исследования. – 2006. – № 6.

Болгов, В. И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни / В. И. Болгов // Социологические исследования – 2003. – № 2.

Ионин, Л. Г. Социология культуры : путь в новое тысячелетие : учебник для вузов / Л. Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. доп. – М. : Логос, 2000.

Захаров, А. В. Традиционная культура в современном обществе / А. В. Захаров // Социологические исследования. – 2004. – № 7.

Кочергин, В. Я. Профессиональная культура : критерии, сущностные характеристики и динамика / В. Я. Кочергин // Социология. – 2004. – № 2.

Лапин, Н. И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России / Н. И. Лапин // Социологические исследования. – 2003. – № 6.

Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // Социологические исследования. – 2002. – № 10.

Митрошенков, О. А. Пространство российской духовной культуры : испытание переменами / О. А. Митрошенков // Социологические исследования. – 2005. – № 11.

Омельченко, Е. Л. Молодёжная культура и субкультуры / Е. Л. Омельченко. – М. : Ин-т социологии РАН, 2000.

 


Информация о работе Социология молодёжи