Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 09:15, реферат
Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Образование - сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Социология образования является той областью науки, обеспечивающей взаимодействие всех причастных к образованию научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования.
Роль социологии образования объективна и объяснима: социология как многоуровневая наука воплощает в себе практическое знание и его теоретическое обобщение.
ВВЕДЕНИЕ
Становление социологии образования, как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма, но при этом исследования, посвящённые образованию, проводились и раньше.
Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека.
Каждый человек учится
чему-нибудь всю свою жизнь. Образование
- сложное и многогранное общественное
явление, сфера передачи, усвоения и
переработки знаний и социального
опыта. Социология образования является
той областью науки, обеспечивающей
взаимодействие всех причастных к образованию
научных дисциплин: педагогики, психологии,
этики, культурологии, политологии
и др. Она изучает не только институты
и организации сферы
Роль социологии образования объективна и объяснима: социология как многоуровневая наука воплощает в себе практическое знание и его теоретическое обобщение.
Цель работы: изучить и систематизировать материал о социологии образования, определить роль образования в жизни общества, а так же выяснить цели и функции образования.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Основное содержание образования составляет учение. Образование - это определенная система учебных и воспитательных форм деятельности. Образование интегрирует различные виды учебной деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности общества.
Объектом исследования социологии
образования является социальный аспект,
позволяющий рассмотреть
Исходные, отправные позиции в социологии образования заложены еще в XVIII-XIХ вв., в теориях французских и английских просветителей и социалистов-утопистов, особенно в учениях Роберта Оуэна и Шарля Фурье, обосновавших связь обучения с производительным трудом и необходимость общественного воспитания подрастающих поколений. Их взгляды стали основой разработки проблемы роли образования в частности, воспитания в различных общественно-исторических условиях, осуществленное прогрессивными мыслителями XIX века. Возникла концепция социологии образования в связи с теориями социальной стратификации, разделения труда, образования и воспитания как общественного процесса.
Вплоть до 60-х годов
советские ученые социологию образования
не выделяли из общесоциологической
теории. Сформулированы важнейшие принципы
обучения и воспитания молодежи. В
концепциях социологии образования
нашло свое отражение, проверенное
на многолетнем опыте мировой
науки понимание цели воспитания,
всестороннего развития человека, его
личности - высшей ценности общества, единство
обучения и воспитания, в их органической
связи с национальными и
Методологически социология
образования придерживается принципов
диалектической логики и, прежде всего,
единства теории и практики - основы
социального познания. Социология образования
имеет два взаимосвязанных
В социологических исследованиях
образования нередко
Диалектическая логика требует
рассмотрения современной системы
образования в его развитии и
изменении, во всех связях и взаимодействиях.
Социология вскрывает противоречия
в развитии системы образования
и ее совершенствовании, намечает пути
к их разрешению или смягчению. Острое
противоречие возникло с начала 90-х
годов между рыночными
Высшая школа должна опережать происходящие изменения, готовить студентов к труду и жизни в будущем обществе, формировать демократическое общество. Важно в современных условиях сблизить систему высшего образования специалистов, с прогрессивными образцами систем образования, сложившихся в странах рыночной экономики, обеспечить конвертабельность дипломов ВУЗов.
Еще в недалеком прошлом
две системы образования - советская
и зарубежная (западная) неизменно
рассматривались как
В сфере образования существуют
объективные диалектические противоречия
между потребностями и
Анализ противоречий и пути их решения входят в предмет социологии образования. Социология выявляет и анализирует противоречия, складывающиеся в сфере образовательных систем в их соотношении с обществом, его институтами, побуждает к решению проблемных ситуаций средствами науки и практики. Образование - система, состоящая из ряда элементов-отраслей: дошкольной, общеобразовательной, профессиональной, специальной, органически связанных между собой, осуществляющих логическую последовательность. Методологически социология образования призвана обеспечивать познание закономерностей его развития, причинных связей и взаимозависимостей, внешних и внутренних условий его функционирования как целостной системы. В силу ряда причин социология образования отстает от потребностей общественного развития, не играет опережающей роли, с запозданием решает назревшие проблемы. Укрепление связи социологии образования с практикой, усиление ее прогнозирующей роли - важнейшая задача социологии как науки.
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Образование - важнейшая
предпосылка решения основных задач
общества, государства, специфическая
отрасль общественной жизни, необходимое
условие общественного
Уровень образования - мерило
цивилизации и культуры любого общества,
важный показатель его прогрессивного
развития. Особое значение имеет взаимодействие
образования с социальной структурой
общества. С одной стороны, социальная
структура, выражающая сложившиеся
общественные отношения, определяет уровни,
темпы и содержание образования.
С другой стороны, развитие профессионального
и специального образования оказывает
решающее влияние на социальную структуру,
изменение соотношения между
численностью социальных групп - рабочих,
крестьян, интеллигенции и т. п. Именно
в результате образования сложились
кадры высококвалифицированных
рабочих, возникла специализация труда
сельскохозяйственных работников. С
учетом особенностей образования и
его роли в жизни общества можно
определить образование как процесс
и результат овладения
Организационная структура
образования состоит из ряда уровней
- дошкольного, общеобразовательного,
профессионального и
Важнейшей закономерностью развития всей системы образования, выступает единство взаимосвязанных ее структурных элементов: обучения и воспитания. Но они неравнозначны и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в системе образования воспитание играет ведущую роль, а обучение - средство воспитания. Без поддержки воспитания и без его опоры обучение не может дать положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только развитие ума, накопление знаний, а воспитание - формирование личности, развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера. Соединение процесса обучения и воспитания обеспечивает, прежде всего, привитие учащимся навыков самостоятельного мышления, овладение культурой мышления, чтобы они могли отражать внешний мир и собственное «Я», свой интеллектуальный потенциал. На такой основе формируются мировоззрение личности, ее нравственные нормы и социальная позиция, потому что, по определению Иммануила Канта, человек может стать человеком только через воспитание.
Еще мыслители Древней
Греции отмечали ведущую роль в обучении
воспитания, видели недостаточность
образования без воспитания. Так,
Протагор считал, что образование
не дает ростков в душе, если оно
не проникает до значительной глубины.
А глубину дает воспитание. По мнению
Демокрита, воспитание перестраивает
человека и, преобразуя, создает ему
вторую природу. Акцент на значимости
воспитания не означает недооценки роли
обучения, потому что без обучения
нет и воспитания. Обучение не только
средство воспитания, но и его теоретическая
основа. Вне знания нет и не может
быть и сознания. Важное значение в
процессе образования имеет правильное
сочетание и