Социология образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 09:15, реферат

Описание работы

Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Образование - сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. Социология образования является той областью науки, обеспечивающей взаимодействие всех причастных к образованию научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования.
Роль социологии образования объективна и объяснима: социология как многоуровневая наука воплощает в себе практическое знание и его теоретическое обобщение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Становление социологии образования, как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ  Эмиля Дюркгейма, но при этом исследования, посвящённые образованию, проводились  и раньше.

Образование - это один из главных аспектов жизни любого человека.

Каждый человек учится чему-нибудь всю свою жизнь. Образование - сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и  переработки знаний и социального  опыта. Социология образования является той областью науки, обеспечивающей взаимодействие всех причастных к образованию  научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии  и др. Она изучает не только институты  и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования.

Роль социологии образования  объективна и объяснима: социология как многоуровневая наука воплощает  в себе практическое знание и его  теоретическое обобщение.

Цель работы: изучить и  систематизировать материал о социологии образования, определить роль образования  в жизни общества, а так же выяснить цели и функции образования.

 

 

ПРЕДМЕТ И МЕТОД  СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Основное содержание образования  составляет учение. Образование - это  определенная система учебных и  воспитательных форм деятельности. Образование  интегрирует различные виды учебной  деятельности, ее содержание в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социальные потребности  общества.

Объектом исследования социологии образования является социальный аспект, позволяющий рассмотреть образование  через призму общественных отношений, его взаимодействие с обществом, влияние на общественное развитие, сферы и структуры. Специальная  социологическая наука, предметом  которой выступает система образования  как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем  с обществом, определяет основные направления  социологии образования: место образования  как социального института в  системе общественного воспроизводства; взаимоотношения процесса образования  с другими процессами общественной жизни (экономическими, демографическими, политическими); взаимосвязь системы  образования с социальной структурой общества; социальные функции образования  и динамика их изменения; социальное положение и общественная роль учителей и преподавателей; динамика взаимоотношений  между обучающими и обучаемыми.

Исходные, отправные позиции  в социологии образования заложены еще в XVIII-XIХ вв., в теориях французских  и английских просветителей и  социалистов-утопистов, особенно в  учениях Роберта Оуэна и Шарля  Фурье, обосновавших связь обучения с производительным трудом и необходимость  общественного воспитания подрастающих поколений. Их взгляды стали основой  разработки проблемы роли образования  в частности, воспитания в различных  общественно-исторических условиях, осуществленное прогрессивными мыслителями XIX века. Возникла концепция социологии образования в связи с теориями социальной стратификации, разделения труда, образования и воспитания как общественного процесса.

Вплоть до 60-х годов  советские ученые социологию образования  не выделяли из общесоциологической  теории. Сформулированы важнейшие принципы обучения и воспитания молодежи. В  концепциях социологии образования  нашло свое отражение, проверенное  на многолетнем опыте мировой  науки понимание цели воспитания, всестороннего развития человека, его  личности - высшей ценности общества, единство обучения и воспитания, в их органической связи с национальными и историческими  традициями, ведущей роли педагога в учебно-воспитательном процессе. И только в 60-70-е годы социология образования отпочковывается от общей социологической теории и  складывается в самостоятельную  научную отрасль знаний.

Методологически социология образования придерживается принципов  диалектической логики и, прежде всего, единства теории и практики - основы социального познания. Социология образования  имеет два взаимосвязанных уровня - теоретический и эмпирический. Теоретический уровень предшествует эмпирическому, который завершает  теоретический. Теория социологии образования  обосновывает закономерности и особенности  развития образования, дает теоретическое  обобщение происходящих процессов, определяет направление эмпирических социологических исследований общественного  мнения учащихся, педагогов, администрации, общественных организаций. Теория социологии образования обосновывает и решает проблему, выдвигает гипотезы, требующие  проверки практикой. Без теоретических  предпосылок никакое эмпирическое исследование не дает необходимых результатов, а будет иметь случайный характер в виде набора суждений и фактов. Недостаточно квалифицированные исследователи  нередко пытаются обойтись без теоретических обоснований, и исследование сводят к поверхностно отобранной сумме фактов, данных и т. п.

В социологических исследованиях  образования нередко культивируется субъективизм, когда ожидаемые ответы респондентов фиксируются только как  позитивные, приукрашивающие реальную действительность, игнорирующие ее противоречия. Так, игнорировался важнейший методологический принцип - объективность рассмотрения общественных явлений. Эмпирические исследования систематически проводятся в школах, вузах, других учебных заведениях работниками  социологических центров институтов, а иногда и непосредственно администрацией учебных заведений и oxвaтывают широкий  круг вопросов - социально-политический и моpaльный облик учащихся, педагогов, их ценностные ориентации, отношение  к учебе и работе, культурный уровень, удовлетворенность трудом, общественную деятельность и т. д. Для анонимного выборочного опроса учащихся и педагогов  разрабатываются социологические  анкеты. Полученные эмпирически результаты дают факты, данные для обобщений  и анализа процессов в системе  образования. Взаимодействие теории не ведет, не превращает в схоластику и  догматизм, а обретает способность  творчески развиваться, давая работникам системы образования новые выводы и практические рекомендации.

Диалектическая логика требует  рассмотрения современной системы  образования в его развитии и  изменении, во всех связях и взаимодействиях. Социология вскрывает противоречия в развитии системы образования  и ее совершенствовании, намечает пути к их разрешению или смягчению. Острое противоречие возникло с начала 90-х  годов между рыночными отношениями  в сфере использования выпускников  вузов и их жизненными интересами. Специалист превратился в товар, в объект купли-продажи на рынке  труда со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Массовая безработица, готовность молодых специалистов идти на любую неквалифицированную  работу, снижение престижа высшего  образования - таковы плоды непродуманной отмены организованного трудоустройства выпускников ВУЗов. Решение противоречия требует от министерств и ведомств, готовящих кадры специалистов, разработки неотложных мер по изысканию рабочих мест для выпускников, регулирования набора в ВУЗы с учетом реальных нужд, приведению высшего образования в соответствие с требованиями экономики производства, науки, культуры и устранению диспропорций в подготовке и использовании специалистов.

Высшая школа должна опережать  происходящие изменения, готовить студентов  к труду и жизни в будущем  обществе, формировать демократическое  общество. Важно в современных  условиях сблизить систему высшего  образования специалистов, с прогрессивными образцами систем образования, сложившихся  в странах рыночной экономики, обеспечить конвертабельность дипломов ВУЗов.

Еще в недалеком прошлом  две системы образования - советская  и зарубежная (западная) неизменно  рассматривались как антагонистические, что соответствовало соотношению  между двумя социально-экономическими системами. Советская система образования  считалась социалистической, а западная - буржуазной. Такое искусственное  политическое деление затрудняло сотрудничество государств в сфере образования, взаимную передачу накопленного опыта  обучения и воспитания молодежи. В  действительности же между двумя  системами образования, несмотря на имеющиеся противоречия и разногласия, есть много общего, взаимоприемлемого: обмен учащимися студентами, обучение в вузах, обобщение педагогического  опыта и методики и др. во взаимных интересах. Железный занавес между  двумя системами образования  отброшен.

В сфере образования существуют объективные диалектические противоречия между потребностями и интересами общества и уровнем образования - количественные и качественные. В  системе образования постоянно  возникает противоречие между текущими и перспективными потребностями  общества. Здесь речь идет о двух противоречиях: между опережающим по сравнению с реально существующими общественными потребностями развитием системы образования и развитием производства и общества. Существуют и внутренние противоречия, присущие самой системе образования, между ее текущими и перспективными социальными функциями. Противоречия постоянно разрешаются и вновь возникают на каждом этапе развития общества и самой системы образования. Если объективное противоречие на всех этапах развития выступают источником развития системы образования, то противоречия субъективные наносят серьезный ущерб учебным заведениям, материальный и моральный - преподавателям, учащимся, тормозят осуществление ими задач, ведут к уходу из системы образования наиболее ценных работников.

Анализ противоречий и  пути их решения входят в предмет  социологии образования. Социология выявляет и анализирует противоречия, складывающиеся в сфере образовательных систем в их соотношении с обществом, его институтами, побуждает к  решению проблемных ситуаций средствами науки и практики. Образование - система, состоящая из ряда элементов-отраслей: дошкольной, общеобразовательной, профессиональной, специальной, органически связанных  между собой, осуществляющих логическую последовательность. Методологически  социология образования призвана обеспечивать познание закономерностей его развития, причинных связей и взаимозависимостей, внешних и внутренних условий  его функционирования как целостной  системы. В силу ряда причин социология образования отстает от потребностей общественного развития, не играет опережающей роли, с запозданием  решает назревшие проблемы. Укрепление связи социологии образования с  практикой, усиление ее прогнозирующей роли - важнейшая задача социологии как науки.

 

 

 

 

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

 

 

Образование - важнейшая  предпосылка решения основных задач  общества, государства, специфическая  отрасль общественной жизни, необходимое  условие общественного воспроизводства  и успешной трудовой деятельности, формирования кадров работников для  народного хозяйства, государственного и политического устройства, для  всех сфер развития общества. На основе образования формируется и всесторонне  развивается личность, ее основные качества, ее вхождение в жизнь. Образование - багаж ученого, условие научного познания мира и его закономерностей, реализации объективных потребностей общества в постоянном накоплении и  обновлении знаний. Образование - сфера  приобщения людей к культуре и  искусству.

Уровень образования - мерило цивилизации и культуры любого общества, важный показатель его прогрессивного развития. Особое значение имеет взаимодействие образования с социальной структурой общества. С одной стороны, социальная структура, выражающая сложившиеся  общественные отношения, определяет уровни, темпы и содержание образования. С другой стороны, развитие профессионального  и специального образования оказывает  решающее влияние на социальную структуру, изменение соотношения между  численностью социальных групп - рабочих, крестьян, интеллигенции и т. п. Именно в результате образования сложились  кадры высококвалифицированных  рабочих, возникла специализация труда  сельскохозяйственных работников. С  учетом особенностей образования и  его роли в жизни общества можно  определить образование как процесс  и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения, идейно-политических взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей, вследствие чего процесс образования приобретает  индивидуальное своеобразие. Иными  словами, образование - процесс и  результат формирования личности-индивида, включенного в систему общественных отношений, определившего отношение к обществу, к трудовой деятельности, к другим людям. В этом и состоит цель образования на любых уровнях и этапах развития общества.

Организационная структура  образования состоит из ряда уровней - дошкольного, общеобразовательного, профессионального и специального (среднего и высшего). В совокупности образование - непрерывное обучение, преемственно связывающее низшие и  высшие ступени обучения и продолжающееся после их завершения. Содержание структуры  образования состоит из двух компонентов: обучение и воспитание, в осуществлении  которых действует субъект образования - педагог и объект образования - учащийся, между которыми постоянно  существует органическая связь, взаимодействие и сотрудничество. Воспитание - целостная  система со специфической структурой, состоящей из ряда элементов - трудового, нравственного, политического, экономического мировоззренческого, национально-патриотического, эстетического физического воспитания, взаимодействующих и взаимопроникающих  друг в друга. В каждом из элементов  воспитания есть аспекты других элементов, наиболее полно выражающихся в трудовом и нравственном воспитании, играющих ведущую роль в системе и воздействующих на все другие части. Целое, каким  есть вся система воспитания, взаимодействует  с ее отдельными элементами, поэтому  в каждом из элементов находят  выражение общие принципы воспитания. Но каждый вид воспитания обладает относительной самостоятельностью, потому что имеет специфические  особенности и оказывает влияние  на весь процесс воспитания, обогащая или наоборот, обедняя, в зависимости  от уровня развития и эффективности.

Важнейшей закономерностью  развития всей системы образования, выступает единство взаимосвязанных  ее структурных элементов: обучения и воспитания. Но они неравнозначны  и неидентичны. Константин Ушинский подчеркивал, что в системе образования  воспитание играет ведущую роль, а  обучение - средство воспитания. Без  поддержки воспитания и без его  опоры обучение не может дать положительных результатов. Обучение, оторванное от воспитания, есть только развитие ума, накопление знаний, а воспитание - формирование личности, развитие и укрепление всех ее духовных способностей, ее характера. Соединение процесса обучения и воспитания обеспечивает, прежде всего, привитие учащимся навыков самостоятельного мышления, овладение культурой мышления, чтобы они могли отражать внешний мир и собственное «Я», свой интеллектуальный потенциал. На такой основе формируются мировоззрение личности, ее нравственные нормы и социальная позиция, потому что, по определению Иммануила Канта, человек может стать человеком только через воспитание.

Еще мыслители Древней  Греции отмечали ведущую роль в обучении воспитания, видели недостаточность  образования без воспитания. Так, Протагор считал, что образование  не дает ростков в душе, если оно  не проникает до значительной глубины. А глубину дает воспитание. По мнению Демокрита, воспитание перестраивает  человека и, преобразуя, создает ему  вторую природу. Акцент на значимости воспитания не означает недооценки роли обучения, потому что без обучения нет и воспитания. Обучение не только средство воспитания, но и его теоретическая  основа. Вне знания нет и не может  быть и сознания. Важное значение в  процессе образования имеет правильное сочетание и взаимопроникновение  обучения и воспитания. Обучение и  воспитание - диалектическое единство. Воспитание не есть нечто внешнее  по отношению к обучению, вносимое извне, потому что в самом обучении объективно заложены потенциальные  элементы воспитания. С другой стороны, воспитание дает и дополнительные знания. И обучение, и воспитание осуществляется не автоматически, а в зависимости  от личности педагога, его мировоззрения  и квалификации. Поэтому и результаты обучения и воспитания у разных педагогов  неодинаковы, хотя и достигаются  при усвоении одних и тех же отраслей знания.

Информация о работе Социология образования