Социология общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Содержание работы

Введение

Социальная сущность общественного мнения. Функции
общественного мнения

2. Механизм формирования общественного мнения и его значение в
жизнедеятельности общества

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

куаныш социология.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

 

Рудненский индустриальный институт

 

 

Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине«Социология»

 

 

На тему: Социология общественного мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель ______________________

 

Студент____________________________

 

Группа_____________________________

 

Шифр зачетной книжки_______________

 

Шифр контрольной  работы____________

 

Номер варианта_____________________

 

 

 

 

 

 

Рудный  2013

 

Содержание:

 

Введение

 

    1. Социальная сущность общественного мнения. Функции 

общественного мнения

 

2. Механизм формирования общественного мнения и его значение в

   жизнедеятельности общества

 

Заключение

 

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Словосочетание "общественное  мнение" давно у нас на слуху.  Оно относится к числу тех  социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают,   формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

            Столь заметный рост интереса  к общественному мнению имеет  свое объяснение:

Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах  и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

 В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

1. Социальная сущность  общественного мнения. Функции 

общественного мнения

 

Феномен ”общественное мнение”  принадлежит к числу  таких  социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен . Макиавелли в своем  «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в  каком данная категория употребляется  нами, она встречается у английского  государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское, появилось оно  в англии во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.

Не обошел этот феномен своим вниманием  и великий философ Г.Ф. Гегель.

Он писал  в «Философии права»: «Формальная  субъективная свобода, состоящая в  том, что единичные лица как таковые  имеют и выражают свое собственное  мнение, суждение о всеобщих делах  и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением». Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера  частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.   Он выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения , третий- носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый   - соотношение “всеобщего” и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

 

 

История возникновения общественного мнения.

Историческую  реконструкцию первоначального  типа общественного мнения следует  соотнести с первыми объединениями  коллективов людей, которые в  истории называются праобщинами.

Ведущей характеристикой этого периода  является установление социального (над  биологическим, животным эгоизмом) приоритета в человеке, в общественных отношениях. Чтобы выжить и продолжить род, нужны  были организованность, дисциплина, справедливое распределение общинного труда. Все, что этому мешало, подавлялось  силой такого регулятора социальной жизни, как общественное мнение. Конечно, это было еще «стадное» мнение и проявлялось оно в сфере  материальных потребностей с дальнейшим разделением труда, с осознанием своих интересов, поступков. Общественное мнение выступает как способ самоуправления общин.

Появление родовых общин (первобытнообщинный строй), крупные сдвиги в развитии производительных сил и, как следствие, изменение в организации общества общественное мнение начинает приобретать относительную самостоятельность как социальный феномен, включающий уже в себя интеллектуальную, эмоциональную и волевую стороны общественного сознания. Предельно простая иерархия управления родовыми отношениями выражалась в простом и демократическом самоуправлении, на вершине которого находилось общественное мнение. Общественное мнение формирует и утверждает традиции, нормы, обычаи, формы поощрения и наказания. Общественное мнение в этот период носит оценочный характер. Именно в этот период закладывались корни механизма действия общественного мнения и в наше время.

Рабовладение с расцветом культуры и делением общества на классы порождает и новые качества общественного мнения. Смена формации идет в жесткой борьбе внутри самого мнения. Консерватор по своей сути, оно отстаивало сохранение родоплеменных отношений, боролось со всеми новыми ростками прогресса. И одних экономических, организационных рычагов для его усмирения было недостаточно.

В этот период появляются первые манипуляторы общественного  мнения – духовно-идеологические. Постепенно укрепляясь, приобретая гибкость и  организованность воздействия, оно  рождает особый слой идеологов, способных  объяснить и показать правильность безраздельного господства меньшинства  над большинством. Появляются и новые  структурные компоненты общественного  мнения: относительно самостоятельная  идеология и общественная психология. Безусловно, существовало и второе общественное мнение – мнение порабощенного  класса. Оно развивалось и определялось крайне медленно и основой для  его объединения служила та часть  мыслителей, писателей, ученых, которые  поднимали вопросы о ценности человека, о Добре и Зле, Судьбы и Свободы, распространявшиеся на всех людей несмотря на классовую принадлежность.

Феодализм не только сохраняет, но и усиливает экономическое, политическое и идеологическое господство правящего класса. Однако и мнение «низов» также расширяется и активизируется. С одной стороны, оно изобилует иллюзиями и слепой верой в то, что «всë от бога», с другой – создает свои, народные традиции, обычаи, культуру. В конце средних веков общественное мнение играет значительную роль и в церковных реформах. К концу эпохи феодализма общественное мнение бесправного большинства как бы останавливается в своем социальном росте. Только следующая общественно-экономическая формация оживляет и активизирует его.

Капитализм с его всплеском в духовной культуре (книгоиздание, появление газет, расцвет наук, искусства), вольный дух буржуазных революций дает видимость того, что общественное мнение вот-вот займет то главенствующее место, которое оно занимало на заре возникновения человечества. Однако буржуазия, до этого активно использовавшая мнение большинства в борьбе с остатками феодальных отношений, укрепляет свои позиции и направляет все усилия на разработку идеологической системы, которая обеспечила бы ее власть и господство. Появляется идеология, мораль, в которой частный интерес (как основа предпринимательской деятельности) провозглашается как высшая цель и главный мотив человеческой жизни. Социальное неравенство закрепляется не только в идеологии, но и в праве. Наступает период манипулятивной пропаганды с использованием социально-психологических, пропагандистских и коммуникативных механизмов.

Капитализм  – это и начало теоретического осмысления и изучения общественного  мнения. Здесь в числе первых исследователей называют французского социолога Габриэля Тарда1 (1843-1904 гг.). Он считал, что общественное мнение порождается публикой, которая возникает, как социальная общность, при капитализме. Это общность, с весьма подвижными и неясными границами, произрастает из особенностей массовых духовно-психологических процессов. Существуют различные виды публики, имеющие некоторые общие интересы и согласие по наиболее важным вопросам. Связь поддерживается через средства массовой информации. Взаимодействуя, публика формирует общественное мнение2. Тард замечает, что журналисты становятся настоящими лидерами общественного мнения. В отличие от толпы, общественность, уточняет Тард, существует исключительно с помощью прессы и для нее. Общественность действует посредством прессы, «она демонстрирует себя с ее помощью, навязывает себя государственным деятелям, которые становятся ее исполнителями. Именно это называют силой общественного мнения».

В середине XIX века общественное мнение анализируется  не только социологами, но и, например, юристами. Можно отметить работу немецкого  юриста Франца Гольцендорфа (1829-1889 гг.)3 Он, поддерживая идею безличности общественного мнения, все же понимает, что его рождение связано с определенными сословиями населения.

В начале XX века появляется интересная работа нашего отечественного социолога Вениамина  Михайловича Хвостова4 (1868-1920 гг.) под названием «Общественное мнение и политические партии» (М., 1906). Не будучи марксистом, В.М.Хвостов связывает зарождение общественного мнения с интересами определенных социальных групп. Он рассматривает вопрос о взаимоотношениях общественного мнения и политических партий.  В.М. подчеркивал, что процесс формирования общественно значимых суждений зависит от интересов классов и социальных групп, в котором их представители осознают факт общности своего суждения. Только в этом случае консерватизм, наряду с другими идеологическими парадигмами имеет перспективы политического оформления. Консервативная идеология как совокупность общественных установок предполагает наличие общественного мнения представителей определенных социальных групп и слоев, чья социальная и политическая идентичность находится в соответствие с таковыми. В настоящее время такие социальные группы и слои находятся только на начальной стадии своего формирования, и сам вопрос об их появлении в будущем в качестве самостоятельных субъектов политического процесса крайне проблематичен. Единственным индикатором этого процесса и будет способность к выработке группового общественного мнения “консервативными силами”, не зависимыми от государственной власти, ориентированной на легитимацию общественным мнением как “мнением всех”.      

Таким образом, постепенно накапливался опыт осмысления такого явления, как общественное мнение.

Отечественная школа изучения общественного мнения относительно молода. Но эти научные  исследования не были комплексными и  рассматривали метод исследования, а не его предмет. Только в середине 60-х годов начинается всестороннее изучение этого уникального явления. Среди основополагающих работ следует  назвать работы Уледова А.К. «Общественное мнение советского общества» (М., 1963); Грушина Б.А. «Мир мнений и мнения о мире» (М., 1967). В это же время активизируются и прикладные исследования общественного мнения.

В 90-е  годы появляется значительное число  исследований, посвященных как анализу  эмпирических исследований общественного  мнения, так и теоретико-методологическому  анализу гносеологической и социологической  сущности этого феномена.

Наиболее  интересными и комплексными являются работы Гавры Д.П. «Формирование  общественного мнения: ценностный аспект» (СПб., 1995); «Общественное мнение как  социологическая категория и  как социальный институт» (СПб., 1995).

Общественное  мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются  всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной  литературе можно встретить около  двух десятков определений общественного  мнения. «Стержнем одних является фиксация субъекта и объекта общественного  мнения, других – его нацеленность на решение имеющихся в обществе проблем, третьих – родовой связи  общественного мнения и общественного  сознания, четвёртых – его качественно  – количественных признаков –  распространенности, интенсивности. На эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых  выражается их ответная реакция  на различные факты, события или  явления общественной жизни. Для  более полного понимания приведу  несколько определений, которые  можно встретить в различных  источниках: Так В. Н Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это  отношение социальных общностей  к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях  и суждениях, а затем и в  действиях»5; Из определения, которое приведено в учебном пособии по социологии Елсукова следует, что «общественное мнение – это специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом»6. А в энциклопедическом словаре понятие «общественное мнение» определятся как состояние массового сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей7.  Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором опосредственно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Информация о работе Социология общественного мнения