Социология общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики, руководители различных рангов. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

Содержание работы

Введение

Социальная сущность общественного мнения. Функции
общественного мнения

2. Механизм формирования общественного мнения и его значение в
жизнедеятельности общества

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

куаныш социология.docx

— 41.83 Кб (Скачать файл)
    • Проведение съездов, конференций, обсуждений, симпозиумов, семинаров, тренингов, коллоквиумов  
    • Участие в выставках, торговых шоу, ярмарках      
    • Собрания акционеров, встречи с общественными и государственными организациями, лоббирование    
    • Ответы на вопросы, публичные выступления, беседы, лекции, форумы, круглые столы, доклады;         
    • Митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);

  Общественным мнением постоянно  манипулируют различные политические  субъекты.

Существует  3 пути влияния на людей: власть, покровительство и убеждение.

1. Власть держится на авторитете. Один источник власти – законы; другой – влияние друзей, их  просьбы и т.п.

2. Покровительство, например, включать  плату кому-либо ради рекламы,  вклад в какой-либо проект и  т.д.

3. Убеждение. Здесь решающим  фактором будет информация (или  ее нехватка), а также способ, каким  она подается (или сокрыта). Информация  должна тщательно отбираться.

СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят  времени на нее, чем чаще повторяют.

При формировании общественного мнения используются разные методы и не все  они честные. Есть много путей  для обмана, известных как пропаганда. Например:

1. Наклеивание ярлыка. Может быть  позитивным и негативным.

2. Звучные выражения, хотя и  туманные («энтузиазм масс», «толпа  приветствующих»).

3. Свидетельство. Известные люди (артисты, спортсмены говорят,  что они голосуют за…; используют  такой-то крем для бритья…).

4. Простота. «Я такой же простой  человек», как и вы, несмотря на  свое положение.

5. Подтасовка. Односторонняя подача  фактов.

6. Эмоциональные стереотипы. Использование  образов всех видов (добрый  человек, отличная хозяйка…).

7. Умалчивание (намеки, клевета  и пр.)17

  Манипуляция может происходить  при помощи агитации или   убеждения. Возможны 2 вида агитации: человека человеком и через  СМИ. Первое более эффективно, потому что опирается на прямые  и обратные информационные связи,  на возможность одобрять (поощрение)  и быть недовольным (наказывать). Задача же СМИ – формировать  установки и образцы поведения  в определенном направлении.

Существуют устные и письменные средства убеждения.

Через речь оказывается личностное эмоциональное воздействие на людей. Его сила связана с простотой, точной адресностью и гибкостью  благодаря обратной связи. Нет нейтральных речей. Все они в чем-то убеждают (преподаватель, например, в правильности теории, а продавец – в качестве своего товара).

Слово несет одновременно и информацию, и воздействие. Малая информативность, но частая повторяемость простых  и привлекательных истин связана  с пропагандой, которая внушает  то, что нужно агитатору.

Работа с общественностью предполагает цивилизованные формы убеждения, основанные на партнерстве и взаимной выгоде. Но, вместе с тем, партнеры всегда имеют  личный интерес и стремятся отстоять его. Поэтому в устном сообщении  следует четко представлять свои цели и говорить только то, что нужно  и только тогда, когда нужно.

Еще одним залогом успеха является эмоциональная и логическая убедительность. Речь должна быть простой и эмоционально яркой (без избытка). Но самый главный  «двигатель» убеждения – логическая доказательность, аргументированность.

Факты манипуляции этим феноменом  позволяют некоторым социологам утверждать, что общественного мнения не существует, по крайней мере в  том виде, в каком его представляют все, кто заинтересован в утверждении  его существования. Однако манипуляции  имеют свои границы, каковыми являются противоречия между интересами классов, социальных групп, политической элиты  и людей наемного труда.

Изучение общественного мнения может проводиться  в виде: прямого  наблюдения (прямая регистрация событий  очевидцем), опроса (незаменимый прием  получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах  деятельности, мнениях), анализ документации (информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной  ленте, на фото- или кинопленке)18.

Вывод: Общественное мнение не может формироваться вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. Общественное мнение формируется там и тогда, когда на  обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Оно формируется в определенной последовательности, проходит в процессе становления несколько этапов, которые тесно связаны между собой. Однако формирование общественного мнения, особенно на ранних этапах подвержено манипулированию, в результате чего складывается неверное общественное мнение. Более точное изучение общественного мнения, я считаю, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно  заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое  только начинает развиваться, как самостоятельный  общественный феномен. Так же можно  сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в  котором оно формируется и  развивается, от принципов этого  общества и культурных ценностей.

Так же мы смогли заметить, что у общественного  мнения есть своя структура, сущность, критерии, функции и т.д., как и  любого социального явления. Это  в очередной раз доказывает, что  общественное мнение представляет собой  социальный институт. А что касается его функций, то они направлены на более точное и обусловленное  социальными законами развитие общественного  мнения.

Понимание обществом нужности и значимости такого явление, как проявление свободного (не загнанное ни в какие рамки  существующего режима) общественного  мнения, поможет развиваться общественному  мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пересмотрению некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М; 2003, 178с.
  2. Аникеев В.И. «Общественное мнение как духовно-практическое образование.» Ростов-на-Дону; 1998., 206с.
  3. Гавра Д.П. «Общественное мнение как социологическая категория и как социальный институт.» СПб; 1995.
  4. Гольцендорф Ф. «Общественное мнение» СПб; 1899
  5. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность. М; 1998., 218 с.
  6. Горшков М. К. «Основы прикладной социологии», М: ИНТЕРПАКС; 2002, 184с.
  7. Грушин Б. А. «Мнение о мире и мир мнений», М: Изд-во политической литературы; 1967, 401с.
  8. Елсуков А. Н. «История социологии», М: Высшая школа; 1997, 381с.
  1. Лавриненко В. Н. «Социология» М: ЮНИТИДАНА; 2000, 407с.

  1. Общественное мнение: роль, возможности, пути и методики изучения и формирования. Барнаул; 1999, 187с.
  2. Тард Г. «Личность и толпа» СПб; 1903.
  3. Тард Г. «Общественное мнение и толпа» М; 1905.
  4. Тощенко Ж.Т. «Общественное мнение: методологические рекомендации для проведения социологических опросов». М; 2002, 223с.
  5. Укледов А.К.  «Общественное мнение и пропаганда» М; 2000, 448с.
  6. Фролов С. С. «Социология» М: «Логос» 2002, 360с.
  7. Хвостов В.М.«Общественное мнение и политические партии», М; 1906
  8. Энциклопедический Словарь (под ред. Прохоров А. М.) М: 2000, 1600с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социология общественного мнения