Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:09, контрольная работа
Социология семьи как специальная область социологического знания берёт своё начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Пи. В середине 19 века они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как структура семьи, экономические отношения в семье, религия в семье и др. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……...….....3
1.Предмет социологии семьи……………………………………………..4
1.1 Становление социологии семьи как самостоятельной дисциплины…...…….6
1.1.1 Исторические типы семьи по Л.Моргану…………………………………..10
1.1.2.Основные типы современной семьи……………………………………..….12
1.1.3 Функции семьи…………………………………………………………….…13
1.2 Основные социологические аспекты изучения семьи……………………….14
2.Социальная сущность семьи…………………………………………17
2.1 Семейное единство и жизненный цикл семьи………………………………..17
2.2 Семейная социализация………………………………………………………..18
3.Актуальные проблемы семьи в России …………………………..20
3.1 Внутрисемейное насилие ………………………………………………………20
3.2 Проблема рождаемости………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
ЛИТЕРАТУРА………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»»
Филиал ГОУ ВПО «ЮУрГУ» в г. Сатке
Кафедра технологии строительных материалов
Контрольная работа
По дисциплине: Социология
Тема: Социология семьи. Социальные функции семьи.
Сатка
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Предмет социологии семьи……………………………………………..4
1.1 Становление социологии
семьи как самостоятельной
1.1.1 Исторические типы семьи по Л.Моргану…………………………………..10
1.1.2.Основные типы
1.1.3 Функции семьи…………………………………………………………….…
1.2 Основные социологические аспекты изучения семьи……………………….14
2.Социальная
сущность семьи…………………………………………
2.1 Семейное единство и жизненный цикл семьи………………………………..17
2.2 Семейная социализация………………………
3.Актуальные проблемы семьи в России …………………………..20
3.1 Внутрисемейное насилие ………………………………………………………
3.2 Проблема рождаемости…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Одной из величайших ценностей человека является любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все это выразилось в таком социальном институте как семья.
Социология семьи как
специальная область
Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью - социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Так же изучает:
- развитие и функционирование
семьи как социального
- брачно-семейные отношения,
образцы семейного поведения,
характерные для того или
- семейные роли, формальные и неформальные нормы и санкции в сфере брачно-семейных отношений.
1. ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
Институт семьи всегда находился в центре внимания социологии.
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных, религиозных и иных отношений.
Семья - социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг от друга.
Семья подразумевает реализацию ряда социальных функций (например, воспитание детей), включает совокупность общих ценностей, являющихся переплетением статусов и ролей.
Социология семьи является
одной из старейших социальных дисциплин.
И это понятно. Ведь ее объект изучения
- социальный институт семьи - в истории
человечества играет ведущую роль.
Соответственно, научные труды, так
или иначе описывающие и
Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность прежде всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.
Социология семьи
Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как социального института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей,
благодаря притягательным
Уяснение предмета социологии семьи в сравнении с подходами других социальных дисциплин неизбежно связано с рядом нерешенных вопросов, поскольку направленность социологии на изучение закономерностей "социальных изменений семьи", уникальных и существенных лишь для семьи функций, на анализ семьи как первичной группы взаимодействующих личностей и т.д. неизбежно сталкивается с тем, что все эти, а также и неупомянутые здесь области исследований так или иначе, но рассматриваются смежными дисциплинами. То же можно сказать и о методах подхода социологии семьи к измерению наблюдаемых явлений - многие из них давно взяты на вооружение представителями родственных отраслей социального знания. И даже самый популярный признак социологии - метод опроса - присущ и этнографии, и демографии, и другим наукам, и не составляет прерогативу одной лишь социологии. Позитивистская ориентация на выявление фактов, на фиксацию того, что есть в реальности в противовес идеологической тенденциозности, стремлению доказать превосходство каких-либо типов семьи и семейных норм, также не есть особая черта строгой "научности" одной лишь социологии. Умение конструировать многочисленные теоретические объяснения регистрируемых фактов, различные минитеории семьи - отнюдь не отличительная особенность социологического мышления - это свойственно и другим смежным наукам, особенно этнографии и истории, и тем более психологии.
Следует подчеркнуть, что, характеризуя специфику социологического подхода к изучению семьи как автономной субсистемы социума, необходимо стремиться к целостному ее анализу, к единству структурных и динамических характеристик.
Именно с семьи начинается анализ социальной статики – как основной клеточки социального организма, выполняющей функции социализации, сохранения культурного наследия, равновесия между традицией и инновацией.
1.1 Становление социологии
семьи как самостоятельной
До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная микромодель общества, социальные отношения выводились из семейных, само общество философами и историками трактовалось как разросшаяся вширь семья, причем как патриархальная семья со всеми атрибутами патриархальности: авторитарностью, собственностью, субординацией.
Поэтому интерес к
происхождению человечества способствовал
развитию исторического взгляда
на семейный строй жизни. Наибольший
вклад в становление
До начала шестидесятых годов (XIX в. - Авт.) об истории семьи не могло быть и речи. Историческая наука в этой области целиком еще находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем где бы то ни было, не только безоговорочно считали самой древней формой, но и отождествляли - за исключением многоженства - с современной буржуазной семьей, так что семья, собственно говоря, вообще не переживала якобы никакого исторического развития; самое большее, что допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений. Правда, кроме единобрачия было известно еще восточное многоженство и индийско-тибетское многомужество, но эти три формы нельзя было расположить в исторической последовательности и
они фигурировали рядом друг с другом без всякой взаимной связи... Изучение истории семьи начинается с 1861 года, когда вышла в свет работа, Бахофена "Материнское право..."
Этнограф Ю.И. Семенов,
однако, отмечает, что новые идеи
не выросли на пустом месте. В античное
время кроме "патриархальной теории"
имелись представления о
У Демокрита и у античных материалистов на основании легенд и мифов о временах, когда брака не было, сформировались представления о "промискуитете".
В "Истории" Геродота общность женщин отмечается у целого ряда народов, но эти данные не были приняты во внимание Платоном - "отцом" патриархальной теории, хотя в своем проекте идеальной республики он вводит общность жен, детей и имущества.
Аристотель последовательно развил платоновскую теорию патриархальности семьи как отвечающую природе человека и служащую исходной ячейкой государства, ибо соединение семей дает селение, а соединение селений - государство.
В средние века и в
эпоху Просвещения
В связи с этим можно назвать имена французского миссионера Ж.Ф. Лафито, описавшего общественные порядки индейцев Америки, шотландского юриста и историка Дж. Миллара, стремившегося объяснить "материнский счет родства" у древних народов из отсутствия брака как упорядоченного общения полов, а также немецкого ученого Д. Иениша, в 1801 г. отграничившего промискуитет от "общинного брака" (с высоким положением женщин).
И.Я. Бахофен разработал
концепцию гетеризма как
на материнском
праве и высоком положении
женщин в обществе ("
Дж. Мак-Леннан пришел к тем же выводам и открыл феномен, названный им "экзогамией" (от греч. "екаю" - вне и "гапюв" - брак) - запрет браков внутри "своих" человеческих групп и необходимость вступать в него с членами других, не своих, групп. В отличие от Бахофена он трактовал род не как разросшуюся семью или совокупность семей, а как социальную форму, предшествующую семье.
Новое учение о семье, как отмечал А.Г. Харчев, не было сразу принято всеми, а подверглось острой критике, прежде всего в работах Г. Мэна, отстаивавшего извечность патриархализма, а также критиковалось другими учеными, наиболее известными из которых являются Э. Тайлор, К. Штарке, А. Вестермарк, Э. Гроссе. Идеи матриархата и исторического развития семьи нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М.М. Ковалевского, Л. Штернберга, в особенности у Л. Моргана и Ф. Энгельса. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла свое наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г. Моргана, в 1868 г. опубликовавшего свои первые выводы, в 1870 г. - книгу "Системы родства и свойства человеческой семьи", в 1877 г. - итоговый капитальный труд "Древнее общество" (русский перевод 1900, 1934, 1935 гг.). Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей.
Информация о работе Социология семьи. Социальные функции семьи