Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 13:35, реферат
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И
это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в
истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды,
так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли
не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует
базовые предусловия функционирования социума путем физического и
социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию
существования всех членов семьи.
обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и
характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов
общества. Важно подчеркнуть, что это суть функции общества, как бы
закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому
у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль
данного института, и функции, которые сопровождают действие основных.
Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные; все семейные
функции главные, однако необходимость различать среди них те особые,
которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению
специфических и неспецифических функции семьи.
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее
особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции -
это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или
приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом,
специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная
функция), содержание социализация детей, остаются при всех изменениях
общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в
ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в
воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная
необходимость в семье как социальной форме организации рождения и
социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация
этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности
индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и
давления.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений
к браку и семье - очень важное обстоятельство, показывающее, что
существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей
испытывают потребность в семейном образе жизни и в детях, и лишь благодаря
этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе,
вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения,
основанные на принуждении, не на личных мотивах людей, то эти формы уже не
могут считаться семьей в привычном социо - культурном смысле,
соответствующим всем известным из истории типам семей. С другой стороны,
теоретически возможное появление биотехнологий зачатия и "вынашивания"
плода вне материнского организма, в "пробирке", будет означать устранение
семьи как исторически сложившейся личностной и даже интимной формы
удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения.
Вышесказанное характеризует потенциальную возможность такого изменения
общественной жизни, когда социальная необходимость в воспроизводстве
населения приходит в противоречие со свободой выбора личностью любых форм
социального поведения. Насколько реалистична подобная парадоксальная
перспектива? На это как раз и должна ответить социология семьи. В принципе
возможно такое (катастрофическое!) изменение социума, при котором социально
приемлемыми оказываются насильственные меры принуждения людей к тем видам
социального поведения личности, что противоречат личным влечениям (к ним, в
частности, следует отнести и "пробирочные", конвейерные формы организации
воспроизводства населения, которые вполне могут быть реализованы
казарменным государством во избежание угрозы депопуляции). Вероятность
подобного исхода определяется тем, что исторически убывает потребность
семьи в детях. Будущее семьи как гармонии между личной потребностью
супругов в детях и обезличенной потребностью социума в работниках зависит
от способности социальной системы сохранить семью вместе с личностной
вовлеченностью супругов в реализацию ее специфических функций.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей
собственности, статуса, организацией производства и потребления,
домохозяйства, отдыхали досуга, связанные с заботой о здоровье и
благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию
напряжении и самосохранению "Я" каждого, и др.
- эти функции отражают исторический характер связи между семьей и
обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно
происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому
семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении
неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они
модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или
частично и даже исчезают вовсе.
В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей
и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и
охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы
обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса
(индустриальный наемный труд). Уильямом Огборном все эти факты были
обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей
"прогрессивный" характер этого процесса.
Подобная "прогрессистская" точка зрения не стала всеобщей. Питирим
Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в
т. ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской
цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и
женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".
Типология семейных структур
Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от
характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное
супружество - это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия
встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия - брак
одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния
- брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия - брак одной
женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак - в 20 раз реже
моногамии и в 100 раз реже полигинии).
Экзогамные браки относятся к таким, где супружество возможно лишь вне
данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки
заключаются исключительно внутри данной фратрии.
Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-
родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями
отца или матери. В связи с этим в зтносоциологии и социологии семьи и
родства принято различать социальное отцовство "pater" и физиологическое
отцовство -"genitor" и соответственно материнство. Отсюда, на основе
принципов "патри-матри" локализации семейных групп прибегают к выделению
патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии,
имущества, социального положения ведется но отцу либо по матери.
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является
главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим
авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных
семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между
отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность
понимается как равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).
Выделяется еще так называемая партнерская семья с совместим
обсуждением семейных решении, причем если муж имеет большее влияние, то это
будет партнерская семья с доминированием мужа, если жена - то с
доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с принятием решений одним
из супругов - автономные семьи. Далее, по критерию социального положения
супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где
супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они
происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для
более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим
признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности,
возрасту, профессии, образованию и т. д., и гетерогамных семей, где
наблюдаются различия по социальным индикаторам.
По критерию
пространственно-
патрилокальными, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и
матрилокальными, где молодежь остается жить у родителей жены.
В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три
типа: малодетные семьи - это те, где мало детей с точки зрения социально-
психологической. Для возникновения первичных групповых отношении среди
детей двоих детей недостаточно, двое - лишь пара. Двухдетная семья - это
семья, состоящая из двух пар - супругов и детей, парные отношения в них
нельзя считать строго групповыми, т. к. первично-групповые отношения
образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в
семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической)
- чтобы предшествующие поколения замещались последующими необходимо
примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть -
трехдетных, 20% - четырехдетных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных
и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень
рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей - границы простого
воспроизводства населения - и достиг 11, 5 на 1000 в 1992 г., соответствует
в среднем 1, 59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание
малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет - таковых в РФ примерно 90%.
Многодетных семей с 5 и более детьми меньше 1%, среднедетных семей с 3-4
детьми около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена:
многодетных семей в 15 с липшим раз меньше, чем следует, срёднедетных - в 5
раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не
компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12, 6 на
1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс де популяции,
складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения
малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х годов.
Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится
задача классификации семей с учетом изменения семьи во времени от старта к
финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и
семьи, изменение семьи в ходе жизни привело к понятию "семейного цикла
жизни" или "жизненного цикла семьи". Возможно, слово "цикл" здесь неточно,
т. к. только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии
становления и распада семьи как социально-психологической целостности. Но в
отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений
состояний семейной атмосферы, термин цикл семейной жизни применим для
характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной
схеме стадий функционирования семьи.
Разработка схем семейного цикла представляет самостоятельную задачу
социологии семьи (на основе статистических данных о распространенности тех
или иных этапов цикла в семейной структуре населения.
Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным циклам от
начала до прекращения брака. Сегодня нет статистических данных, позволяющих
определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Поэтому даны
приблизительные оценки. На схеме 1 указана идеальная последовательность
стадий цикла: например, при наличии лишь единственного ребенка отсутствует
2-я стадия, смерть детей устраняет 3-ю и 5-ю стадии, сводя весь цикл к
неродительству. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии
цикла, чем дольше длятся 2-я и 3-я стадии, тем выше качество семейной
жизни. Стадия репродуктивного родительства включает в себя репродуктивный
цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных
событий охватывает последовательность коитус - зачатие - роды, и неполным,
если цикл сводится к коитусу с успешным применением контрацепции,
недопускающим зачатие либо роды. Семейный цикл может формироваться по
разным основаниям: Ян Щепаньский выделяет при условии отсутствия развода
три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей
взрослых детей и фазу постепенного распада супружества; другие ученые