Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 13:35, реферат

Описание работы

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И
это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в
истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды,
так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли
не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует
базовые предусловия функционирования социума путем физического и
социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию
существования всех членов семьи.

Файлы: 1 файл

соц семьи.doc

— 79.52 Кб (Скачать файл)

"современной" модели семьи.

      Во-первых,  при  "традиционализме"  прежде  всего  бросается  в  глаза

родственно-семейный  принцип   организации   общественной   жизни,   перевес

ценностей родства над  максимизацией  выгод  индивида  и  над  экономической

эффективностью.  Модернизм,  напротив,  отделяет  родство  от  социально   -

экономической   и   политической   жизни,   подменяет    интересы    родства

экономическим целям индивида.

      Во-вторых,  аграрное  общество  имеет  своей  основной   экономической

единицей семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают  дома  и

не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с  разделением  дома  и

работы, появляется наемный труд на  крупных  предприятиях  с  индивидуальной

оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.

      Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще  (хотя

такая тенденция наблюдается), а перестает быть  ведущим,  главным  элементом

экономики,   причем    в    урбанизированных    регионах    распространяется

потребительский   тип   семьи,   где   общесемейная   деятельность,   помимо

генетических и физиологических  процессов,  дополняется  потреблением  услуг

внесемейных  учреждений  за  счет  зарплаты,  добываемой  членами  семьи  за

порогом  дома.  Однако   в   силу   социокультурного   разделения   семейных

обязанностей женщины, участвующие в наемном  внесемейном  труде,  продолжают

вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная  занятость

женщины  интерпретируется  как  итог  господства   мужчин,   поэтому   часто

желательное "равноправное" распределение  семейных  функций  между  мужем  и

женой объявляется идеалом "демократизации" семьи, и  в  угоду  этому  идеалу

даже  сочиняются  "оптимальные   модели"   семейного   "равенства".   Однако

методология исследования,  разработанная  для  общесоциального  уровня,  какабсолютная схема, переносится на уровень первичной группы,  что  приводит  к

излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка  ученых

на "демократизацию" семьи не согласуется с законами  функционирования  малых

групп.

      В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным

домохозяйством  и  сельской  общиной,  этническими  и  другими   социальными

общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома  и

внесемейного  мира,  семейной  близости  и   стандартности,   обезличенности

отношений слоев и каст,  напряженной  конкурентности  и  опасности  внешнего

окружения в условиях модернизма.

      В-четвертых,   социальная    и    географическая    мобильность    при

традиционализме  (как  правило,  сыновья  наследуют  социальный   статус   и

профессиональную специализацию  отца)  отличается  от  высокой  мобильности,

присущей  в  условиях  модернизма,   тем,   что   проявляет   индивидуальную

активность.

      В-пятых, система ценностей фамилизма, в  иерархии  которой  на  первых

местах такие блага,  как  долг,  следование  обычаям,  авторитетам,  судьбе,

ценность   семейной   ответственности,   детей   как   вкладов   в   будущую

благополучную старость родителей доминирование  родительского  авторитета  и

мужского влияния по мере модернизации становится менее  престижным,  уступая

место  ценностям  индивидуализма,  независимости,  прав  личности,   свободы

выбора,  ценности  личных  достижений,  самоактуализация  и   т.   п.,   что

вызывается сменой основного типа семьи  -  расширенной  семьи  -  нуклеарной

семьей.

      В-шестых, переход от централизованной расширенной  семейно-родственной

системы,  состоящей  из  трех  поколений   с   доминированием   старших,   к

децентрализованным нуклеарным семьям, в  которых  брачные  узы,  супружество

становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве  интересы

пары подчинены интересам индивида, что  относится  также  к  родительским  и

родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).

      В-седьмых, от развода по инициативе мужа  в  связи  с  бездетностью  к

разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

      В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе

межличностной избирательности  молодыми  людьми  друг  друга  независимо  от

предписаний родства и традиций обмена приданым и  выкупом  невесты  (хотя  и

при сохранении имущественных интересов и системы наследования,  закрепленных

брачным контрактом).

      В-девятых,  переход  от  традиционной  культуры  с  жестким  табу   на

применение   контрацепции   (для   компенсации   высокой    смертности)    к

индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к  предупреждению

и прерыванию беременности; этот  переход  также  устраняет  необходимость  в

удлинении  репродуктивного  периода   жизни   (посредством   приближения   к

физиологическим границам - срокам начала и конца  деторождения,  посредством

ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака).

      Своеобразной   квинтэссенцией   и   интегральным    выражением    всех

перечисленных выше семейных изменений является, в-десятых,  переход  от  эрыстабильной многодетности семьи на протяжении  всей  человеческой  истории  к

эре непрерывного  исчезновения  многодетности  семьи  с  исторической  сцены

реальные  изменения  семейных  структур  в  XX  веке  на  всех   континентах

позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности  семьи

(вплоть до массовой однодетности и,  возможно,  бездетности,  поскольку  нет

никаких биологических защитных механизмов, останавливающих  это  падение  на

каком-то безопасном для общества уровне).

 

 


Информация о работе Социология семьи