Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 13:35, реферат
Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И
это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в
истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды,
так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли
не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует
базовые предусловия функционирования социума путем физического и
социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию
существования всех членов семьи.
"современной" модели семьи.
Во-первых, при "традиционализме" прежде всего бросается в глаза
родственно-семейный принцип организации общественной жизни, перевес
ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической
эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально -
экономической и политической жизни, подменяет интересы родства
экономическим целям индивида.
Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической
единицей семейное домохозяйство; как правило, все взрослые работают дома и
не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и
работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной
оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях.
Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя
такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом
экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется
потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо
генетических и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг
внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за
порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных
обязанностей женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают
вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость
женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто
желательное "равноправное" распределение семейных функций между мужем и
женой объявляется идеалом "демократизации" семьи, и в угоду этому идеалу
даже сочиняются "оптимальные модели" семейного "равенства". Однако
методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, какабсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к
излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых
на "демократизацию" семьи не согласуется с законами функционирования малых
групп.
В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным
домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными
общностями при традиционализме, контрастируют с резким размежеванием дома и
внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности
отношений слоев и каст, напряженной конкурентности и опасности внешнего
окружения в условиях модернизма.
В-четвертых, социальная и географическая мобильность при
традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и
профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности,
присущей в условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную
активность.
В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых
местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе,
ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую
благополучную старость родителей доминирование родительского авторитета и
мужского влияния по мере модернизации становится менее престижным, уступая
место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы
выбора, ценности личных достижений, самоактуализация и т. п., что
вызывается сменой основного типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной
семьей.
В-шестых, переход от централизованной расширенной семейно-родственной
системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к
децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество
становятся выше родовых - родительских, причем в самом супружестве интересы
пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и
родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к
разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-восьмых, от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе
межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от
предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и
при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных
брачным контрактом).
В-девятых, переход от традиционной культуры с жестким табу на
применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к
индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т. с. к предупреждению
и прерыванию беременности; этот переход также устраняет необходимость в
удлинении репродуктивного периода жизни (посредством приближения к
физиологическим границам - срокам начала и конца деторождения, посредством
ранней и сплошной брачности, традиций пожизненного брака).
Своеобразной квинтэссенцией и интегральным выражением всех
перечисленных выше семейных изменений является, в-десятых, переход от эрыстабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к
эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены
реальные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах
позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи
(вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет
никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на
каком-то безопасном для общества уровне).