Социология семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 13:35, реферат

Описание работы

Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. И
это понятно. Ведь ее объект изучения - социальный институт семьи - в
истории человечества играет ведущую роль. Соответственно, научные труды,
так или иначе описывающие и объясняющие формы общественной жизни, не могли
не зафиксировать непреходящее значение семейно-родовой организации бытия.
Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует
базовые предусловия функционирования социума путем физического и
социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию
существования всех членов семьи.

Файлы: 1 файл

соц семьи.doc

— 79.52 Кб (Скачать файл)

увеличивают число фаз и их содержание; попытки совмещения возрастного  цикла

с родительским с учетом возможных болезней, разлук, смертей, разводов и  др.

позволяют  расширить  и  углубить  картину  различных   семейных   состояний

посредством конструирования исчерпывающей типологии семей, охватывающей  все

разновидности семей от старта до финиша семейной жизни.

 

                          Эволюция социологии семьи

 

 

В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:

1. Первый  этап  -  с  античности  до  середины  XIX  века.  В  этот  период

   доминировали чисто умозрительные представления о семье.  Основной  формой

   признавалась  моногамная  семья.  Ее   считали   миниатюрным   прообразом

   общества,  а  само  общество  понималось  как  разросшаяся  вширь  семья.

   Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля и Канта,  выводили

   социальные отношения из  семейных,  конструируя  теоретические  схемы,  в

   которых не находилось места для сравнительно-исторического анализа.

2. Второй этап - с середины XIX века до начала XX века. В этот период тон  в

   изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий

   эмпирический материал, собранный в ходе полевых исследований и наблюдений

   примитивных обществ, а также в ходе сравнительно-исторического анализа.

      Умозрительные схемы уступили  место  конкретным  фактам.  Складывается

понятийный аппарат  социологии  семьи,  главное  место  в  котором  занимают

антропологические понятия, сохранившие свое значение  до  сегодняшнего  дня.

Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются  различные

системы  родства.  Теоретическая  дискуссия  разворачивается  по  вопросу  о

соотношении патриархата и матриархата.

      Первым нанес по умозрительным схемам швейцарский историк  права  Иоган

Якоб Бахофен (1815  -  1887).  Его  классический  труд  "Материнское  право"

(1861) положил начало изучению истории  семьи  и  проблемы  матриархата.  Он

предположил,  что  моногамному  браку  предшествовали  полигамные  отношения

между полами, а патриархату - период главенства женщин в жизни  первобытного

рода.

      Независимо  от  И.  Баховена  к  открытию  материнского  права  пришел

шотландский адвокат  Дж.  Мак-Леннан  (1827  -1881).  Рассматривая  развитие

семейной организации, он ввел в науку  такие  фундаментальные  понятия,  как

эндогамия и экзогамия. По схеме Мак-Леннана, семья прошла в  своем  развитии

три ступени - от промискуитета через материнское право к  отцовскому  праву.

Мак-Леннан предположил:  превращение  первоначальных  тотемических  групп  в

экзогамные матрилинейные  группы  объясняется  недостатком  женщин,  который

возник из обычая умерщвлять  новорожденных  девочек.  Отсюда  следовали  два

возможных результата: либо захват женщин в других группах, т. е.  экзогамия,

либо же полиандрия. В свою очередь многомужество (полиандрия) развивалось  в

двух  вариантах:  мужья  могли  быть  либо  соплеменниками,  либо   братьями

(тибетский  случай).  При  экзогамии,  равно  как  и  при  тибетской   формеполиандрии,  женщина  живет  вместе  с  родней  мужа  (или  мужей),  т.   е.

оказывается в  большей  или  меньшей  степени  подчиненной  мужчине.  А  при

наирском варианте брака счет родства возможен лишь по матери,  отсюда  ведет

свое начало материнское право.

      Представление о групповых формах брака было свойственно и Дж.  Леббоку

(1834-1913), который  рассматривал  "общинный"  и  "коммунальный"  брак  как

самую раннюю  форму  брачных  отношений.  Из  нее  через  похищение  женщины

возникла экзогамия.

      Теория матриархата подверглась критике со стороны приверженцев  теории

патриархата.

      Теория патриархата с тех пор стала господствующей в науке.  По  мнению

Э. Гидденса, большинство антропологических  исследований  свидетельствует  о

том, что все в достаточной степени изученные общества были  патриархальными,

хотя  степень  и  сущность  господства  мужчины  везде  различаются.  Важное

значение имел труд Л.  Моргана  "Древнее  общество"  (1887.  в  рус.  перев.

"Первобытное  общество",  1900),  который  оказал  существенное  влияние  на

развитие социологии семьи, особенно ее  марксистского  варианта.  Работа  Ф.

Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и  государства"  (1884)

целиком  основана  на  работе  Л.  Моргана.  Социологическое  направление  в

изучении  семьи  представлено  главным   образом   работами   Э.   Дюркгейма

("Введение в  социологию  семьи",  1888),  М.  Вебера  ("Супруга  и  мать  в

правовом развитии", 1907), Ф.  Мюллер-Лиера  ("Семья",  1911),  У.  Гудселла

("История брака и семьи", 1915), С. Циммерман ("Семья и цивилизация",  1917)

и Ч. Кули ("Социальная организация"). В них  окончательно  закрепился  отход

от европейской и особенно американской социальной  науки,  от  умозрительных

схем  в  сторону  конкретно-исторического  управления  семьей.  Э.  Дюркгейм

сформулировал  закон  "контракции"  (сжатия)  семьи   от   обширного   круга

родственников  ко  все  более  узкой  группе  вплоть   до   так   называемой

"супружеской семьи".

      Дюркгейма наряду с Ф. Ле Пле и Э.  Энгелем  считают  первооткрывателем

семьи.  Ле  Пле  первым  предпринял  конкретно-социологическое  исследование

семьи методом анализа бюджетов, а  Энгель  сформулировал  зависимость  между

доходами семьи к ее расходами на предметы первой необходимости.

      Заметный  след  в  социологии  семьи  оставил  французский  методолог,

теоретик и исследователь Фредерик Ле Пле  (1806-1882).  Он  подробно  изучил

особенности жизни семей в разных европейских странах и в  разных  социальных

группах, монографически описывая  условия  и  образ  жизни  каждого  из  300

обследованных семейств. Результатом явилась типология семей.

      В первом типе - в патриархальной семье -  индивид  подчинен  общности,

семья действует как единая и неделимая единица. Во втором типе - в  корневой

семье (сегодня ее называют нуклеарной) - все имущество  переходит  к  одному

наследнику,  выбранному  отцом.  Остальные  дети  мигрируют,  возвращаясь  в

родительское гнездо при жизненных неудачах. Третий тип - нестабильная  семья

- характерен в современном обществе, втянутом в процесс  индустриализации  и

урбанизации. В нестабильной семье нет материальных  средств,  которые  можно

передать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им  техника

поиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений  получила

широкое  развитие  в  современной  социологии   семьи.   Согласно   наиболее

известной классификации Г. Кристенсена  (редактора  "Антология  по  браку  и

семье", 1967), первый период -  до  середины  XIX  века  -  назван  периодом

"социального дарвинизма". Г. Кристенсен считает, что первый период  посвящен

изучению  семейных  традиций   фольклора,   философской   и   художественной

литературы,  а  второй  -  обобщению  в   исторической   и   социокультурной

перспективе эволюции института семьи.  На  самом  деле  умозрительные  схемы

преобладали на первом этапе, а на  втором  ученые  обратились  к  конкретно-

историческим и социологическим проблемам. Третий период  -  первая  половина

XX века - назван Г. Кристенсеном периодом "спонтанной науки".  В  социологии

семьи  появляется  большое  число  спекулятивных  работ  о  роли   семьи   и

одновременно накапливаются эмпирические данные о  стадиях,  формах  и  типах

брачных отношений (выбор супруга, развод и т. д.).  Появление  спекулятивных

работ свидетельствует о том, что  конкретные  факты  не  получили  толкового

теоретического  осмысления.  По  мнению  Уильяма  Гуда,  автора  капитальной

работы "Мировая революция и образы семьи" (1967),  с  момента  опубликования

книги Ф. Тенниса "Община и общество" (1887) и до  настоящего  времени  никто

из видных теоретиков не написал ни одной сколько-нибудь значительной  работы

по социологии семьи. Хотя Парсонс и Хоманс обратили  на  семью  часть  своей

энергии, но никакой последовательной теории они  не  создали,  полагая,  что

семья  не  поможет  объяснить  социальную  структуру  и   другие   институты

общества.

      Усилия социологов, особенно американских, в первой  половине  XX  века

были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи  в

решении семейных конфликтов.

      Если взять всю западную литературу по социологии семьи за последние 75

лет, писали Р. Хилл и Дж. Олдэс, то более половины ее появилось  после  1955

г.  Четвертый  период  -  с  середины  XX  века  до  настоящего  времени   -

характеризуется  планомерным  построением  теории  и  столь  же  планомерной

организацией эмпирических исследований. Г. Кристенсен назвал  его  "периодом

самосознания".  Показателен  такой  факт,  свидетельствующий  о  переходе  к

организованным усилиям. В течение  1974-1975  гг.  около  50  ученых  из  25

университетов США приняли участие в очень крупном проекте - создании  единой

системы объяснительных теоретических моделей функционирования семьи.

      Впервые в  истории  социологии  семьи  объединились  основные  центры,

занятые в данной области. К этому времени социология семьи  раздробилась  на

множество самостоятельных направлений и математических  областей.  Участники

проекта выделили 24 сферы изучения  семьи:  семейная  коммуникация,  ролевое

напряжение и конфликт, структура власти в  семье,  молодая  семья,  неполная

семья и др. По  расчетам  специалистов,  в  США  социология  семьи  включает

несколько десятков тысяч работ. Наиболее известными специалистами в  области

социологии семьи в США являются И. Най, Л. Коттрелл, У. Гуд,  К.  Девис,  У.

Берр, Р. Хилл, Г. Кристенсен, И. Ранте, во Франции - А. Жирар,  Л.  Руссель,

М. Бекам-бо.

      В СССР социологические исследования семьи особенно активно проводились

начиная со второй половины XX века, а  точнее  с  середины  60-х  годов.  За

период с 1968 по 1983 г. в стране опубликовано более 3 тыс. работ по  семье.

Наибольшее  число  работ  посвящено  вопросам   репродуктивного   поведения,

совмещения   профессиональных   и   семейных   ролей   работающих    женщин,

распределению власти и обязанностей  в  семье.  Значительный  массив  данных

введен в научный оборот Всесоюзным исследованием  репродуктивных  установок,

проведенным в НИИ ЦСУ в 1969 г.  В  начале  80-х  годов  усилилось  внимание

специалистов  к  образу  жизни  семьи,  эмоциональным  отношениям  супругов,

конфликтам, распределению  обязанностей,  отношениям  власти  и  авторитета,

государственной помощи семье (включая деятельность служб  семьи  и  семейных

консультаций),  теоретическим  и  методическим  проблемам,  молодым  семьям,

воспитанию  детей  в  неблагополучных  семьях,  сексуальному  и   добрачному

поведению.  Одновременно  сократилось  количество  публикаций  по   правовым

аспектам   брака,   репродуктивным    функциям    семьи,    профессиональной

деятельности женщин. В начале 90-х годов наиболее популярными  темами  стали

проституция,   девиантное    поведение,    дети-сироты,    покупной    брак,

самоубийства,   наркомания,    гомосексуальное    поведение,    нравственная

подготовка к семейной жизни, городская многодетная семья, до -  и  послераз-

водовая ситуация, женщины - предпринимагели.

      Наиболее крупный вклад в развитие социологии семьи внесли:  Г.  Харчев

(теория),  М.  С.  Мацковский  (методология  и  методика),  А.  Н.   Антонов

(рождаемость), В. Сысенко (устойчивость брака), И.  С.  Голод  (стабильность

семьи), В. А. Борисов (потребность в детях), Д. Я. Кутсар (качество  брака),

Н. Г.  Юркевич,  М.  Я.  Соловьев,  С.  С.  Седельников  (мотивы  и  причины

развода), Л. Гордон, Э. Клопов (жизненный  цикл  семьи),  И.  А.  Герасимова

(демографическая типология семей), В. Л. Ружже (типология  семейных  групп),

Г. А.  Вишневский  (исторические  типы  рождаемости),  И.  В.  Бестужев-Лада

(прогнозирование семьи), А. Г. Волков (ожидаемая  продолжительность  брака),

Н. В. Малярова (типология супружеских  конфликтов),  Т.  Ж.  Гурко  (молодая

семья), Э. К. Васильева (типология видов  жизнедеятельности  семьи),  В.  Б.

Голофаст (функции семьи), И. С. Кон (сексуальное поведение),  3.  А.  Янкова

(городская семья) и другие.

 

 

                        Исторические изменения семьи

 

 

      При всем различии точек зрения на движущие силы истории, тем не  менее

имеется некий набор фактов, характеризующий смену  форм  общества  и  семьи.

Здесь мы не будем рассматривать  изменения  семьи  в  доиндустриальную  эру.

Наша  задача  зафиксировать  семейные  изменения  на  стадии   перехода   от

доиндустриального общества к индустриальному.

      Отметим, что  вряд  ли  можно  найти  какое-либо  социальное  явление,

которое претерпело  столь  существенные  изменения  в  процессе  перехода  к

современному  обществу.  Семья  в  решающей  степени   видоизменилась,   что

сказалось и сказывается  и,  может  быть,  еще  скажется  на  всем  развитии

общества.

      Обычно  в  этих  целях   используется   сравнение   "традиционной"   и

Информация о работе Социология семьи