Четвертая стадия. Перспективное развитие.
Отличается максимальным уровнем требовательности
каждого члена коллектива к себе. Внешние
требования становятся внутренними, личностными.
Инициатива членов трудового коллектива
соединяется с их активностью. Сплоченность
коллектива достигает апогея. Создается
здоровый морально-психологический климат.
Трудовой коллектив есть развивающийся
социальный организм, и любое нарушение
нормального функционирования, изменения
внутри коллективных связей, недостаточность
или перегруженность деятельности, даже
самое незначительное нарушение межличностных
связей, приводят к болезненному состоянию,
говорят: «коллектив лихорадит». Социологи
выделяют два типа «болезней коллектива».
Во-первых, то, источником которых оказывается
нарушение существенных, определяющих
деятельность коллектива условий; во-вторых,
те, источником которых служит нарушение
системы внутри коллективных связей и
те, источником которых оказывается нарушение
межколлективных связей. Второй тип болезней
коллектива те, которые оказываются следствием
избытка (в соответствии с известной французской
пословицей: недостатки есть продолжение
достоинств) внутри коллективных и межколлективных
связей.
8. Труд как способ
удовлетворения человеческих потребностей.
Одной из главных функций
труда является то, что труд служит способом
удовлетворения человеческих потребностей.
Трудовое поведение членов
общества определяется взаимодействием
различных внутренних и внешних побудительных
сил. Внутренними побудительными силами
являются потребности и интересы, желания
и стремления, ценности и ценностные ориентации,
идеалы и мотивы. Все они представляют
собой структурные элементы сложного
социального процесса мотивации трудовой
деятельности. Мотив - побуждение
к активности и деятельности личности,
социальной группы, общности людей, связанное
со стремлением удовлетворить определенные
потребности. Мотивация
- это вербальное поведение, направленное
на выбор мотивов (суждений) для объяснения
реального трудового поведения.
Формирование этих внутренних
побудительных сил трудового поведения
представляет суть процесса мотивации
трудовой деятельности. Мотиваторами
можно назвать основания или предпосылки
мотивации. Они определяют предметно-содержательную
сторону мотивации, ее доминанты и приоритеты.
Мотиваторами выступают стимулы социального
и предметного окружения либо устойчивые
потребности и интересы.
Потребности в самом общем виде можно определить
как заботу индивида об обеспечении необходимых
средств и условий для собственного существования
и самосохранения, стремление к устойчивому
сохранению равновесия со средой обитания
(жизненной и социальной). Существует множество
классификаций человеческих потребностей,
основанием которых выступают: специфический
объект человеческих потребностей, их
функциональное назначение, вид реализуемой
деятельности и т.д.
Наиболее полно и удачно
иерархия потребностей разработана американским
психологом А.Н.Маслоу, выделившим пять
уровней потребностей.
1. Физиологические
и сексуальные потребности - это потребности
в воспроизводстве, пище, дыхании, физических
движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.
2. Экзистенциональные потребности
- это потребности в безопасности своего
существования, уверенность в завтрашнем
дне, стабильность условий жизнедеятельности,
потребности в определенном постоянстве
и регулярности окружающего человека
социума, а в сфере труда - в гарантированности
занятости, страховании от несчастных
случаев и т.д.
3. Социальные потребности
- это потребности в привязанности, принадлежности
к коллективу, общении, заботе о других
и внимании к себе, участии в совместной
трудовой деятельности.
4. Престижные потребности
- это потребности в уважении со стороны
«значимых других», служебном росте, статусе,
престиже, признании и высокой оценке.
5. Духовные потребности
- это потребности в самовыражении через
творчество.
Первые два уровня потребностей
в своей иерархии А.Н.Маслоу называл первичными
(врожденными), три остальных - вторичными
(приобретенными). При этом процесс возвышения
потребностей выглядит как замена первичных
(низших) вторичными (высшими). Согласно
принципу иерархии, потребности каждого
нового уровня становятся актуальными
для индивида лишь после того, как удовлетворены
предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии
вызывают также доминанты (господствующей
в данный момент потребности). А.Н.Маслоу
считал, что само удовлетворение не выступает
мотиватором поведения человека: голод
движет человеком, пока эта потребность
не удовлетворена. Кроме того, интенсивность
потребности определяется ее местом в
общей иерархии.
Существует множество
социальных и моральных потребностей,
которые изучаются и учитываются в социологии
с разных точек зрения. Определенная их
часть имеет непосредственное отношение
к проблеме мотивации труда, они обладают
конкретными мотивационно-трудовыми значениями.
Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении
(добросовестная трудовая деятельность
независимо от контроля и оплаты труда
ради положительного мнения о себе как
о человеке и работнике); потребность в самоутверждении
(высокие количественные и качественные
показатели в труде ради одобрения и авторитета,
похвалы, положительного отношения к себе
со стороны других); потребность в признании
(направленность трудового поведения
на доказательство своей профессиональной
пригодности и способностей вообще или
в условиях жесткого контроля за качеством
работы, аттестации рабочих мест на протяжении
испытательного срока); потребность в социальной
роли (хорошая работа как способ «быть
кем-то», доказательство своей необходимости
для окружающих, занятие достойного места
среди них); потребность в самовыражении
(высокие показатели в работе на основе
творческого отношения к ней; работа как
способ получения каких-то идей и знаний,
проявления индивидуальности); потребность в активности
(трудовая деятельность как самоцель к
поддержанию здоровья через активность); потребность в продолжении
рода и самовоспроизводстве (особая
ценностная ориентация на такие цели,
как благополучие семьи и близких, повышение
их статуса в обществе; реализация через
результаты труда сублимированного стремления
к созиданию и наследованию чего-либо); потребность в досуге
и свободном времени (предпочтение
работать меньше и меть больше свободного
времени, установка на работу как на ценность,
но не как на основную цель жизни); потребность в самосохранении
(потребность работать меньше в лучших
условиях, даже за небольшую плату, в целях
сохранения здоровья); потребность в стабильности
(восприятие работы как способа поддержания
существующего образа жизни, материального
благополучия, неприятие риска); потребность в общении
(установка на трудовую деятельность как
на возможность общения); потребность в социальном
статусе (четко выраженное подчинение
трудовой деятельности целям карьеры
с положительным и отрицательным эффектом
для самой работы; карьера как решающий
мотив поведения во взаимоотношениях
с другими); потребность в социальной
солидарности (желание «быть как все»,
добросовестность перед партнерами, коллегами).
Потребности играют одну
из важнейших ролей в общем процессе мотивации
трудового поведения. Они стимулируют
поведение, но только тогда, когда осознаются
работниками.
9. Заключение
Производство материальных
благ, без которого невозможно
существование общества, - результат
соединения в трудовом процессе
предметов труда, способов труда
и живого труда человека. Живой
труд – это особый труд. Его
эффективность зависит от целого
ряда социальных факторов. Изучением
социальных факторов, которые определяют
эффективность труда в общественном
производстве, влияние технико-технологических
и социальных условий на отношение
людей к труду занимается специальная
наука – социология труда. Социология
труда – это специальная отрасль
социологии, предметом которой является
труд как основная сфера формирования
развития и удовлетворения различных
материальных и социальных потребностей,
интересов трудящихся и социальных
групп, как основа социально-экономического
поведения в обществе, важный
критерий социальной дифференциации.
Социология труда изучает индивиды
и группы, которые входят в процесс
труда, а также их профессиональные, социальные
роли и статусы, условия и формы их трудовой
деятельности.
Объектом исследования
социологии труда выступает сфера
реальности, социальные явления
в процессе труда, а предметом
– социальные законы и закономерности
процесса труда, механизм действия
и формы их проявления. Социология
труда изучает специальные закономерности
взаимодействия людей их способами
и предметами труда, механизмы
действия и формы проявления
этих закономерностей в деятельности
трудовых коллективов и личности.
Предметом социологии труда являются
социальные отношения, которые складываются
по поводу труда, т.е. социально-трудовые
отношения. В рамках социологии труда
осуществляется социологическими методами
исследования статики и динамики отношений
между работниками и социальными группами
работников касательно владения и распоряжения
собственностью на способы труда, места
труда в жизни личности, закономерностей
поведения, отношения к труду, мотивов
и ценностей трудовой деятельности, социального
самочувствия отдельных личностей и социальных
групп, занятых трудовой деятельностью.
Социология труда,
частью которой является социология
производственного коллектива, связна
с такими социологиями как
промышленная социология, экономическая
социология, социология организаций,
в том числе социология управления,
социальное планирование, социальное
прогнозирование, социология профессий,
в том числе социология картеры,
социология города, социология села,
социология способа и качества
жизни, социология рабочего места
и т.д.
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Заочное отделение
Реферат на тему «Социология
труда»
Студент 1 курса
Сергиев-Посад
2015