Социология в системе научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить социологию, как науку об обществе и социальном мире человека.
Задачи контрольной работы:
рассмотреть предысторию и возникновение социологии;
изучить объект и предмет социологической науки;
изучить функции и задачи социологии.

Содержание работы

Введение
1. Предыстория и возникновение социологии
2. Объект и предмет социологии
3. Задачи и функции социологии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Социалогия на распичатку.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который  понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует внимание на “структуре коллективного существа” (общества), исследует условия его существования  и законы социальной гармонии. Эти  условия касаются индивида, семьи  и общества. Семейные отношения и  разделение труда – это основные отношения общественного порядка. Семья – живое воплощение социальной статики, которая в сущности сводится к изучению общественного консенсуса. Она предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры  общества в данный момент времени, а  с другой – анализ элемента (или  элементов), определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов  или семей в коллектив. Консенсус  – основная идея социальной статики  Конта.

Социальная динамика основывается на определенной последовательности этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три  стадии политико-социальных форм организации:

теологическая стадия – военное  господство;

метафизическая стадия – феодальное господство;

позитивная стадия – промышленная цивилизация.

Эти стадии закономерно следуют  друг за другом; поэтому неравенство  между социальными группами связано  с определенным уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а  духовно-нравственными отношениями  между людьми. Основной закон социальной динамики (“закон прогресса”) заключается  в том, что каждый подъем духа в  силу всеобщего консенсуса вызывает соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях – искусстве, политике, промышленности. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции.

Огюст Конт по праву может считаться  основателем социологии, и не только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологические идеи имеют Давнюю историю), но и потому, что своим  проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил основы Для придания ей академического статуса  как отдельной науки.

Труды Конта оказали огромное влияние  на многих выдающихся социологов, особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.

должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в таких условиях люди “приспособленные”  будут выживать, а “неприспособленные”  – вымирать. По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то человеческие существа и их социальные институты, подобно растениям и  животным, смогли бы постепенно приспособиться к существующим условиям и достигать  все более высоких уровней  исторического развития.

Таким образом, на основании  вышесказанного можно сделать вывод, что предыстория социологии имеет  достаточно большую теоретическую  базу, которую заложили античные мыслители  и в последующем развили другие выдающиеся политические, социологические  и философские деятели, жившие в  различные исторические периоды.

  

 

 

 

 

 

2. Объект и предмет  социологии

 

Выступая в качестве самостоятельной  науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Что же такое объект исследования социологии? Напомним, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас природного или социального мира. Скажем, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, их многообразные  взаимодействия, закономерности их развития. Биологические науки имеют совершенно иные объекты исследования, в качестве каковых выступают явления и  процессы в живой природе, различные  уровни их структурной организации  и эволюции, тенденции и закономерности их развития. Но у этих совершенно различных  объектов, изучаемых разными науками, имеется одно, очень важное, общее  им свойство,- они существуют вне  нас, независимо от нашего сознания и  воли, они существовали задолго до возникновения человека и человечества, и могут сохранить свое существование, если даже человечество исчезнет с  нашей планеты,

Объектом социологии, как, но вытекает из самого ее названия, является общество, г.е. люди, объединенные в  обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как  физические или биологические явления  и процессы, существует независимо от воли и сознания людей. И в этом смысле объект социологии столь же объективен, как объект изучения физики, биологии и других наук. Но он обладает и весьма существенными отличиями. Если весь многообразный физический мир, все его процессы и явления, вплоть до мельчайших частиц, не зависит  ни в коей мере от сознания человека, т.е. является вполне и абсолютно  объективным, то процессы, происходящие в обществе, так или иначе связаны  с сознанием людей. Эти процессы осуществляются только через деятельность людей, через их поступки, которые частично совершаются неосознанно, но в значительной своей части происходят осознанно, требуют волевых усилий человека и связаны с его стремлениями, желаниями, надеждами, потребностями, целями. А это значит, что в отличие от явлений и процессов физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей — индивидов и их групп [1, с.23].

Выяснив своеобразие объекта  социологии, мы получаем возможность  определить, в чем заключается  ее предмет. Если объект исследования, в том числе и социологи, находится  вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в  качестве предмета исследования не пне  человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследования различных наук. Физиология может  исследовать действия футболистов  во время матча или тренировки с точки зрения происходящих в  организме процессов возбуждения  или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих  в организме, либо под углом зрения действия мышечной системы, накопления в Меи элементов усталости  и т.д. Психология может исследовать  футбол как проявление специфических  психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, разнообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятельности. Социология же может исследовать футбол как специфическое социальное явление, как соперничество двух различных социальных групп, как элемент престижа нации (например, в Бразилии, Англии или Италии), как способ проведения свободного времени, как разновидность рекреативной деятельности (если в футбол играют непрофессионалы) и т.п.

Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой  важный и необходимый этап научного познания окружающего мир. Иногда такое  выделение занимает очень длительный период времени. Так, например, общество в качестве объекта изучения предстало  около 2,5 тысяч лет назад перед  наиболее пытливыми и выдающимися  умами Древней Греции. Один из величайших философов античности, Платон, стремился  изучить особенности политики как  специфического способа человеческой деятельности, а Аристотель конструировал  теорию всеобщих социальных отношений, этических и эстетических категорий. Социальные процессы исследовались  и Гоббсом, и Макиавелли, и Дидро, и Вольтером, и Радищевым, и Сен-Симоном  и многими другими выдающимися  мыслителями различных эпох и  народов. Но только с трудов французского философа Огюста Конта (1798-1857), который  ввел само понятие «социология» и  которого по праву называют отцом  социологии, начинается все более  отчетливое выяснение предмета социологии как самостоятельной науки. Он считал, что наряду с физикой, математикой  и другими науками должна существовать особенная наука о социальных явлениях и процессах, т.е. наука  об обществе и социальных отношениях, которые связываю людей друг с  другом и обществом в целом.

П. Сорокин подчеркивал, что  социология - не единственная наука  об обществе, ведь общество изучают  и другие науки, например, история, политология, экономические науки. Если иметь  в виду последние, то комплекс экономических  наук исследует поведение и взаимоотношения  людей в сфере экономики, т.е. феномен  «хомо экономикус» во всем многообразии его проявлений. Политология изучает  многообразие взаимодействия такого феномена, каковым является «хомо политикус», религиоведение - «хомо религиозус». Что же касается социологии, то она  изучает не какой-то отдельный, пусть  очень важный срез общественных процессов  и отношений, но, прежде всего человека как существо социальное, становящегося  человеком только благодаря сознанию и взаимодействию между людьми в  специфическом социальном мире, т.е. феномен «хомо социалис». Поэтому  она носит интегративный характер, включая в себя и перерабатывая  на свой лад знания из экономической  теории, политологии, психологии, юриспруденции, теории культуры. От психологии социология отличается тем, что она исследует  не закономерности внутреннего, психического мира человека и его различные  проявления, - познавательные, мотивационные, операциональные и др., а интересуется, прежде всего, социальными взаимодействиями, складывающимися между индивидами и их общностями. А от юриспруденции  ее основное отличие состоит в  том, что первая специализируется на противоправном поведении, а вторая исследует все виды поведения.

Если мы учтем все сказанное, то становится ясно, что предмет  социологии есть выделение и многообразных  аспектов общественной жизни определенного  набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которого является, с одной  стороны, общество как многосложная ч многоуровневая система, а с  другой, — человек, личность. Но общество не есть сумма изолированных и  независимых друг от друга индивидов, сваленных в общую кучу наподобие  картошки в мешке. Все люди каким-то определенным образом взаимодействуют с другими людьми и только в процессе такого взаимодействия формируется и функционирует общество. Поэтому общество перед взором социолога предстает как многоплановая картина многообразных взаимодействий различных людей. Причем люди наряду с тем, что они связаны какими-либо отношениями с другими людьми (отношениями дружбы, родства, сотрудничества, соперничества, вражды и т.п.), еще и взаимодействуют с другими людьми, объединяясь в определенные группы (семейные, предпринимательские, политические, спортивные и т.д.). А это означает, что социолог может с большей или меньшей степенью достоверности и точности изучить общество только в том случае, если исследует структурные связи между составляющими его элементами, т.е. получит знание о социальной структуре общества. К такому выводу подталкивает вполне очевидный факт в своих взаимоотношениях друг с другом каждый из людей обладает определенным социальным статусом: президент, генерал, солдат, инженер, актер, доцент, студент, а, следовательно, выполняет определенную социальную роль - отца, продавца, покупателя, учителя, ученика, руководителя и т.п.

Названные социальные статусы  и роли чаще всего бывают соотносительными: ведь отцом можно быть по отношению  к кому-то, руководителем - по отношению  к подчиненным, продавцом по отношению  к покупателям, учителем — по отношению  к своим ученикам. Взаимодействие людей в соответствии с их статусами  и ролями свидетельствует о том, что индивиды объединяются для достижения своих целей, для удовлетворения своих потребностей и интересов  в определенные группы - семейные, производственные, спортивные и др. Однако и сами индивиды, и свойственные им статусы, и роли, и образованные в результате их взаимодействия социальные группы не остаются неизменными, они изменяются, развиваются, т.е. обладают определенной динамикой. Сама же динамика в развитии индивидов и их групп зависит от социальных условий их существования.

Все сказанное позволяет  уточнить определение предмета социологии как науки. Предметом социологии является исследование взаимодействие личностей и социальных групп  в их структурных взаимозависимостях в определенных условиях их существования  и в процессах их изменения  и развития в обществе.

 

3. Задачи и функции  социологии

 

Установив предмет социологии и определив ее своеобразие как  самостоятельной многоаспектной науки, можно сформулировать ее основные задачи и функции.

Если ограничиться только наблюдением за социальными процессами и явлениями, а затем изложить их, это еще не будет социологией. Социология - нечто большее: она должна быть руководством для изучения общества, всех форм взаимодействия в нем различных  индивидов и групп. Следовательно, одной из основных задач социологии является изучение социальных факторов, ''Понимание социальных отношений  и взаимодействий, в которые вступают отдельные индивиды, их группы и  общности и которые создают своей  сложной совокупностью живую  и развивающуюся социальную ткань  общества.

Вторая задача социологии заключается в том, чтобы из всей совокупности изучаемых процессов  и явлений выделить основные, воспроизводимые  в потоке социальных событий, повторяющиеся, и на этой основе определить основные социальные статусы и роли, осуществляемые людьми, т.е. социальную структуру общества не только в ее статике, но и в  динамике, в процессе изменения и  развития. Это означает, что социология должна выявить основную направленность социодинамики общества и его основных сфер, понять значение всех этих изменений для людей.

Третья задача социологии состоит в том, чтобы объяснить  развитие общества как структурированную  социальную действительность. Понимание  того, какой социальный каркас, какая  структура составляет основу общества, очень важно, но этим пониманием не исчерпываются ее задачи. Очень важно  правильно объяснить назначение различных социальных структур, их место и роль в развитии общества. Существует несколько методов объяснения социальной действительности, которые  воплощаются в нескольких типах  ее истолкований. Наиболее употребимыми в социологии являются следующие  способы объяснения: каузальное, или  причинное объяснение (из-за наличия  X возникает У); функциональное объяснение (X способствует существованию и эффективному функционированию системы S); диалектическое (X есть следствие событий или процессов, происходящих вследствие противоречия или конфликта между У и Z); целевое (некая социальная группа Р произвела У, т.к. стремится добиться X.

Информация о работе Социология в системе научного знания