Социология в системе научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить социологию, как науку об обществе и социальном мире человека.
Задачи контрольной работы:
рассмотреть предысторию и возникновение социологии;
изучить объект и предмет социологической науки;
изучить функции и задачи социологии.

Содержание работы

Введение
1. Предыстория и возникновение социологии
2. Объект и предмет социологии
3. Задачи и функции социологии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Социалогия на распичатку.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

 

                                               План

 

Введение

1. Предыстория и возникновение  социологии

2. Объект и предмет  социологии

3. Задачи и функции  социологии

Заключение

Литература

 

Введение

 

Каждая из отраслей науки  имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет  особые функции по отношению к  практике, исследует определенную сферу  общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество.

Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество—не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология — наука об обществе.

Потребность в гуманитарных знаниях, то есть знаниях об отношении  человека и общества, а именно такие  знания дает социология, появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что  большинство социальных проблем: справедливости и несправедливости, равенства и  неравенства, дружбы и вражды, мира и войны, упираются в характер человеческих отношений, в способность  и умение людей жить в сообществе, разделять какие-то общие принципы и нормы и руководствоваться  ими в своей повседневной жизни, что и объясняет актуальность выбранной темы.

Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить социологию, как науку  об обществе и социальном мире человека.

Задачи контрольной работы:

  • рассмотреть предысторию и возникновение социологии;
  • изучить объект и предмет социологической науки;
  • изучить функции и задачи социологии.

 

1. Предыстория и возникновение социологии

 

Первые в истории европейской  мысли теории общества возникли в  рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам –  Платону  и Аристотелю.

Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”. Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Общество пребывает в состоянии  хаоса, социальной напряженности и  смуты до тех пор, пока в нем  не устанавливается твердый порядок, при котором каждый гражданин  занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным следует считать  общество, поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охраняющих его  от смуты и беспорядка; низший, состоящий  из ремесленников и крестьян [2, с.19].

Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена  только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и  управлять могут только те, кто  от рождения наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы. Они  должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения  для низших слоев общества.

У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным  распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к  выравниванию жизненных шансов.

Частная собственность развивает  здоровые эгоистические интересы. Когда  они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим  делом. Если в обществе есть такие, кто  работает много, а получает мало, они  всегда будут недовольны теми, кто  работает мало, а получает много. Человеком  управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство  бедны или озлоблены. При частной  – появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность  проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности  опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором  преобладает зажиточное среднее сословие.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

В его главном произведении “Государь” описываются принципы создания сильного государства в условиях, когда  в народе не развиты гражданские  добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении  политического лидера. Макиавелли сформулировал  законы поведения правителя, желающего  добиться успеха.

Закон первый: действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: желающие сохранить  то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержания стабильности оправдана любая жестокость.

Закон второй: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать  обещания, но придя к ней, не обязательно  их выполнять, иначе попадешь в зависимость  от подчиненных. Заслужить ненависть  за добрые дела так же легко, как  и за злые, но зло – признак  твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать  власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким.

Закон третий: творить зло надо сразу, а добро – постепенно. Наградами  люди дорожат, когда они редки, наказания  же нужно производить сразу и в больших дозах.

Томас Гоббс сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: “Как возможно общество? ” – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу,– это “война всех против всех”, абсолютное соперничество индивидов в борьбе за существование. Это естественное состояние общества порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать гражданское общество, т.е. такое общество, которое на договорной основе гарантирует каждому своему члену относительную защищенность от враждебных действий других. Страх не разъединяет, а напротив, соединяет, побуждает заботиться о всеобщей безопасности. Государство – наилучший способ удовлетворения такой потребности.

Социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и исторические события Французской революции, оказавшей существенное влияние на дальнейшее развитие человечества. Здесь следует назвать таких мыслителей, как Вико, Монтескье, Вольтер , Руссо , Гельвеции , Тюрго , Кондорсе .

Шарль Луи Монтескье сыграл особую роль в создании идейно-теоретической основы социологической науки. В работе “О духе законов” (1748) Монтескье задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально-политических институтов определенный порядок. За цепью событий, кажущихся случайными, он пытается увидеть закономерности, которым эти события подвластны. Многие вещи, отмечал он, управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат этого образуется общий дух народа .

В своих произведениях Монтескье  уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Особый интерес представляют его идеи о  разделении властей и трех видах  правления (демократия, аристократия, деспотия), которые впоследствии были положены в основу политического  устройства современных буржуазно-демократических  государств.

С именем Монтескье во многом связано  возникновение теории географического  детерминизма. Он изучал влияние климата, географической среды, численности  населения на различные аспекты  социально-политической и экономической  жизни. По его мнению, характер политического  режима зависит от размеров территории, занимаемой государством. Например, Монтескье  считал, что республика по своей  природе требует небольшой территории, монархическое государство должно быть средней величины, а обширные размеры империи – предпосылка  для деспотического управления.

Жан Жак Русс разработал концепцию “ordre naturel” (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в “ordre positif” (“порядок позитивный”). В отличие от Гоббса Руссо не считает, что люди от природы враждебны друг другу. В его понимании человек по своей природе добр, свободен и самодостаточен. Первобытное состояние человеческого сообщества характеризуется свободой и равенством всех. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится существом общественным, представлялся ему самой счастливой эпохой – “золотым веком”. Дальнейшие беды человечества возникают по мере усиления социального неравенства. Вследствие разделения труда происходит присвоение всего немногими, которые заключают с неимущими общественный договор, основанный на неравенстве и несвободе неимущих. Так с помощью договора закрепляется неравенство. Оно может быть устранено только путем передачи прав всех отдельных людей обществу в ходе процесса голосования, когда интересы отдельных лиц нейтрализуются и обосновывается общая воля. В этом общественном договоре положение людей двояко: с одной стороны, они независимы как части суверена, а с другой – как подданные вынуждены подчиниться общей воле. Руссо обосновывает законность революционного переворота: народ имеет право “сбросить с себя ярмо” и “вернуть себе свободу”, поскольку рабство противно самому естеству человека . Основой политической теории Руссо является учение о народном суверенитете как осуществлении общей воли. Она в свою очередь выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления.

Политические революции, начавшиеся с Французской революции в  Европе в 1789 г. и продолжавшиеся в  течение всего XIX в., послужили импульсом  для социологических разработок. Многие были напуганы хаосом и беспорядками в Европе и испытывали ностальгию по спокойной и относительно упорядоченной  жизни. Однако было ясно, что невозможно обратить время вспять и следует  искать новые основы для наведения  порядка в обществе.

Промышленная революция, охватившая многие западноевропейские государства, привела к тому, что толпы людей  из аграрных районов хлынули на поиски работы в город, на фабрики и мануфактуры. Возникли новые социальные и экономические  структуры, необходимые для существования  зарождающегося капитализма. Противоречия раннего этапа развития индустриальной системы привели к тому, что  некоторые теоретики, к примеру  Карл Маркс, подвергли критическому анализу функционирование социальных и экономических институтов и  предложили альтернативные варианты социального  устройства.

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука  строится на более общих науках и  потому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука  добавляет свой специфический метод  или способ рассмотрения. В случае социологии это исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего  и последующего состояний и выведении  на этой основе законов развития.

Социология как наука о человеческом обществе является самой молодой  отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью  можно не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную  основу для содействия прогрессу  человека и общества.

Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в  иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все позитивные науки. Математика представляется Конту  главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие, следует считать астрономию, за ней  следует физика, затем химия и  биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки  С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своего времени и объединить оба полюса – порядок и прогресс. Прогресс без порядка – это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части социологии – социальную статику и социальную динамику.

Информация о работе Социология в системе научного знания