Социология в системе научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – на основании литературных источников изучить социологию, как науку об обществе и социальном мире человека.
Задачи контрольной работы:
рассмотреть предысторию и возникновение социологии;
изучить объект и предмет социологической науки;
изучить функции и задачи социологии.

Содержание работы

Введение
1. Предыстория и возникновение социологии
2. Объект и предмет социологии
3. Задачи и функции социологии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Социалогия на распичатку.docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Четвертая задача социологии предопределяется тем, что на основе выявления тенденций и закономерностей  общественного развития ,социология ставит перед собой цель исследовать  возможные варианты изменения изучаемых  явлений и процессов в будущем. Иными словами, задача эта заключается  в том, чтобы осуществить прогноз  наиболее вероятных социальных событий  и тем самым выступить реальным инструментом изменения общества. И, наконец, пятая задача социологии как  науки состоит в том, чтобы  на основе выявления тенденций и  закономерностей социального развития сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений. Речь идет о том, что, определив эффективные  средства воздействия на сознание и  волю людей, на осуществляемые ими социальные процессы, социология может стать  реальным средством социального  управления.

Таким образом, все пять названных  задач можно представить в  форме усеченной пирамиды, изображенной на рис. 1, исходный пункт которой  составляет изучение социальных фактов, а завершение - разработка рекомендаций для принятия управленческих решений.

 

Рис.1

  
Вычленение основных задач социологии позволяет определить и ее основные функции. Исходя из вышеизложенного, функции социологии как науки могут быть сведены к следующему:

1.Познавательная функция,  имеющая своей целью и содержанием  изучение общества и понимание  его структуры, особенностей взаимодействия  в обществе различных индивидов  и их групп. Она позволяет  ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»

2.Концептуально-описательная  функция, предоставляющая исследователю  и изучающему социологию определенную  систему теорий, понятий и категорий,  а также правил описания, отражающих  особенности социальной реальности. Она позволяет ответить на  вопрос «Что и как делается  в обществе?»

3. Оценочная функция, т.е.  осуществление оценки того, соответствует  или нет то или иное общество, существующие в нем социальные  организации и институты, права  и нормы ожиданиям индивидов  и социальных групп, их нуждам  и потребностям и целям. Она  отвечает на вопрос: «Справедливо  или несправедливо наше общество, демократично оно или нет, благотворно  ли оно для жизни людей?»

4.Объясняющая функция,  дающая научное объяснение социальным  явлениям, событиям и процессам  на основе выявленных фактов, тенденций и закономерностей.  Она позволяет ответить на  вопрос: «Почему в нашем обществе  происходит именно так, а не  иначе?»

5. Мировоззренчески-идеологическая  функция, претворяющая в жизнь  определенные общественно-политические  идеалы. Она отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей  осуществляются те или иные  социальные действия?»

6. Прогностическая функция,  т.е. выявление прогнозов на  основе познания тенденций и  закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных  сценариев тех или иных событий  в будущем, определение возможной траектории развития социальных процессов. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»

7. Управленческая функция,  связанная с тем, что, выявив  тенденции и закономерности социального  развития, определив прогнозируемые  варианты тех или иных изменений  в обществе,- социология способна  стать действенным инструментом  социального управления процессами, протекающими в обществе. Она  дает возможность ответить на  вопрос: «Как лучше, эффективнее  управлять социальными процессами?»

8. Образовательная (обучающая)  функция, вытекающая из того, что  социология, определив социальную  сущность тех или иных процессов  и явлений, выявив тенденции  и закономерности их развития, осуществив прогноз их изменений  в будущем,- способна через систему  учебных заведений и различные  институты повышения квалификации  кадров широко тиражировать и  распространять социологические  знания и оценки. Тем самым  она помогает людям, в первую  очередь обучающимся и активно  действующим в тех или иных  сферах общественной жизни, лучше  узнать, понять и оценить то  общество, в котором они живут,  чтобы изменять его к лучшему.  Она отвечает на вопрос: «Что  нужно знать об обществе, как  лучше использовать эти знания?»

Все эти функции органично  взаимодействуют друг с другом, составляя  своим единением и взаимодополнением  функционирующую, деятельную и продуктивную сторону целостной системы социологии. Их взаимосвязи отражены на рис. 2.

 

 

 

Рис. 2. Взаимодействие функций социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Социология - динамично развивающаяся система научных знаний, в которой развитие осуществляется не только в теоретико-методологическом, концептуально-содержательном, но и в структурно-компонентном смысле. Если выделить последний из названных аспектов, а он для правильного понимания рассматриваемой проблемы является очень важным, то объект, предмет, задачи и функции связаны воедино в общую сеть целостной взаимозависимостью, но главное направление движения научной мысли в этой цепи - это ее перемещение от объекта изучения к предмету, от него - к определению задач и функций социологии.

Основные этапы этого  движения изображены на рис. 3.

 

 

.

Рис. 3. Процесс развертывания социологии как науки. 

 

Заключение

 

На основании изученного материала необходимо сделать следующие  выводы:

  • Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.
  • Объектом социологии, как, но вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.
  • Предмет социологии есть выделение и многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами, которого является, с одной стороны, общество как многосложная и многоуровневая система, а с другой, — человек, личность.
  • Современная социология является сложноструктурированной системой научного знания, в рамках которой существует множество теоретических подходов и концепций.
  • Социология, как и большинство наук, развивается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Она базируется на конкретных, эмпирическим путем полученных социальных данных, лежащих в основе социальной системы общества, его структуры, системно-структурных изменений.

Функции социологии как науки  могут быть сведены к следующему: познавательная функция, концептуально-описательная функция, оценочная функция, объясняющая  функция, мировоззренчески-идеологическая, прогностическая функция, управленческая функция, образовательная (обучающая) функция.

Проделанная работа позволила  рассмотреть социологию как науку.

В ходе написания контрольной  работы были решены следующие задачи:

  • рассмотрена предыстория и возникновение социологии;
  • изучен объект и предмет социологической науки;
  • изучены функции и задачи социологии.

 

 

Литература

1. Бобосов Е.М. Практикум  по социологии: Учебное пособие  для студентов вузов, Минск  2003. – 368 c.

2. Волков Ю.Г., Мостовая  И.В. Социология для вузов/ под  ред. проф. В.И. Добренькова. –  Москва: Гардарики, 2003.

3. История социологии: учебное  пособие/ под общ. ред. А.Н.  Елсукова. – Минск: Выш. шк., 2005.

4. Канашевич Н.М. Социология. Вопросы теории и методологии:  Монография. – Изд-во Могилевского  гос. ун-та им. А.А. Кулешова, 2000.

5. Кравченко А.И. Основы  социологии: учебн. пособ. для  средн. спец. Учебн. завед. –  Москва: Академический Проект, 2003.

6. Курганов С.И., Кравченко  А.И. Социология для юристов:  учебн. пособие для вузов. –  Москва: Закон и право, ЮНИТИ, 2001.


Информация о работе Социология в системе научного знания