Четвертая задача социологии
предопределяется тем, что на основе
выявления тенденций и закономерностей
общественного развития ,социология
ставит перед собой цель исследовать
возможные варианты изменения изучаемых
явлений и процессов в будущем.
Иными словами, задача эта заключается
в том, чтобы осуществить прогноз
наиболее вероятных социальных событий
и тем самым выступить реальным
инструментом изменения общества. И,
наконец, пятая задача социологии как
науки состоит в том, чтобы
на основе выявления тенденций и
закономерностей социального развития
сформулировать научно обоснованные рекомендации
для принятия управленческих решений.
Речь идет о том, что, определив эффективные
средства воздействия на сознание и
волю людей, на осуществляемые ими социальные
процессы, социология может стать
реальным средством социального
управления.
Таким образом, все пять названных
задач можно представить в
форме усеченной пирамиды, изображенной
на рис. 1, исходный пункт которой
составляет изучение социальных фактов,
а завершение - разработка рекомендаций
для принятия управленческих решений.
Рис.1
Вычленение основных задач социологии
позволяет определить и ее основные функции.
Исходя из вышеизложенного, функции социологии
как науки могут быть сведены к следующему:
1.Познавательная функция,
имеющая своей целью и содержанием
изучение общества и понимание
его структуры, особенностей взаимодействия
в обществе различных индивидов
и их групп. Она позволяет
ответить на вопрос: «Каково общество,
в котором мы живем?»
2.Концептуально-описательная
функция, предоставляющая исследователю
и изучающему социологию определенную
систему теорий, понятий и категорий,
а также правил описания, отражающих
особенности социальной реальности.
Она позволяет ответить на
вопрос «Что и как делается
в обществе?»
3. Оценочная функция, т.е.
осуществление оценки того, соответствует
или нет то или иное общество,
существующие в нем социальные
организации и институты, права
и нормы ожиданиям индивидов
и социальных групп, их нуждам
и потребностям и целям. Она
отвечает на вопрос: «Справедливо
или несправедливо наше общество,
демократично оно или нет, благотворно
ли оно для жизни людей?»
4.Объясняющая функция,
дающая научное объяснение социальным
явлениям, событиям и процессам
на основе выявленных фактов,
тенденций и закономерностей.
Она позволяет ответить на
вопрос: «Почему в нашем обществе
происходит именно так, а не
иначе?»
5. Мировоззренчески-идеологическая
функция, претворяющая в жизнь
определенные общественно-политические
идеалы. Она отвечает на вопрос:
«Во имя чего, для каких целей
осуществляются те или иные
социальные действия?»
6. Прогностическая функция,
т.е. выявление прогнозов на
основе познания тенденций и
закономерностей социального развития,
построение наиболее вероятных
сценариев тех или иных событий
в будущем, определение возможной
траектории развития социальных процессов.
Она отвечает на вопрос: «Что может произойти
в обществе в будущем?»
7. Управленческая функция,
связанная с тем, что, выявив
тенденции и закономерности социального
развития, определив прогнозируемые
варианты тех или иных изменений
в обществе,- социология способна
стать действенным инструментом
социального управления процессами,
протекающими в обществе. Она
дает возможность ответить на
вопрос: «Как лучше, эффективнее
управлять социальными процессами?»
8. Образовательная (обучающая)
функция, вытекающая из того, что
социология, определив социальную
сущность тех или иных процессов
и явлений, выявив тенденции
и закономерности их развития,
осуществив прогноз их изменений
в будущем,- способна через систему
учебных заведений и различные
институты повышения квалификации
кадров широко тиражировать и
распространять социологические
знания и оценки. Тем самым
она помогает людям, в первую
очередь обучающимся и активно
действующим в тех или иных
сферах общественной жизни, лучше
узнать, понять и оценить то
общество, в котором они живут,
чтобы изменять его к лучшему.
Она отвечает на вопрос: «Что
нужно знать об обществе, как
лучше использовать эти знания?»
Все эти функции органично
взаимодействуют друг с другом, составляя
своим единением и взаимодополнением
функционирующую, деятельную и продуктивную
сторону целостной системы социологии.
Их взаимосвязи отражены на рис. 2.
Рис. 2. Взаимодействие функций социологии.
Социология - динамично
развивающаяся система научных знаний,
в которой развитие осуществляется не
только в теоретико-методологическом,
концептуально-содержательном, но и в
структурно-компонентном смысле. Если
выделить последний из названных аспектов,
а он для правильного понимания рассматриваемой
проблемы является очень важным, то объект,
предмет, задачи и функции связаны воедино
в общую сеть целостной взаимозависимостью,
но главное направление движения научной
мысли в этой цепи - это ее перемещение
от объекта изучения к предмету, от него
- к определению задач и функций социологии.
Основные этапы этого
движения изображены на рис. 3.
.
Рис. 3. Процесс развертывания социологии
как науки.
Заключение
На основании изученного
материала необходимо сделать следующие
выводы:
- Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.
- Объектом социологии, как, но вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.
- Предмет социологии есть выделение и многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами, которого является, с одной стороны, общество как многосложная и многоуровневая система, а с другой, — человек, личность.
- Современная социология является сложноструктурированной системой научного знания, в рамках которой существует множество теоретических подходов и концепций.
- Социология, как и большинство наук, развивается на двух уровнях — эмпирическом и теоретическом. Она базируется на конкретных, эмпирическим путем полученных социальных данных, лежащих в основе социальной системы общества, его структуры, системно-структурных изменений.
Функции социологии как науки
могут быть сведены к следующему:
познавательная функция, концептуально-описательная
функция, оценочная функция, объясняющая
функция, мировоззренчески-идеологическая,
прогностическая функция, управленческая
функция, образовательная (обучающая)
функция.
Проделанная работа позволила
рассмотреть социологию как науку.
В ходе написания контрольной
работы были решены следующие задачи:
- рассмотрена предыстория и возникновение социологии;
- изучен объект и предмет социологической науки;
- изучены функции и задачи социологии.
Литература
1. Бобосов Е.М. Практикум
по социологии: Учебное пособие
для студентов вузов, Минск
2003. – 368 c.
2. Волков Ю.Г., Мостовая
И.В. Социология для вузов/ под
ред. проф. В.И. Добренькова. –
Москва: Гардарики, 2003.
3. История социологии: учебное
пособие/ под общ. ред. А.Н.
Елсукова. – Минск: Выш. шк., 2005.
4. Канашевич Н.М. Социология.
Вопросы теории и методологии:
Монография. – Изд-во Могилевского
гос. ун-та им. А.А. Кулешова, 2000.
5. Кравченко А.И. Основы
социологии: учебн. пособ. для
средн. спец. Учебн. завед. –
Москва: Академический Проект, 2003.
6. Курганов С.И., Кравченко
А.И. Социология для юристов:
учебн. пособие для вузов. –
Москва: Закон и право, ЮНИТИ, 2001.