Социология в системе обществознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:14, реферат

Описание работы

В течение длительного времени самостоятельное место социологии среди других наук подвергалось серьезным сомнениям. Некоторые ученые считали, что - социология это обычная сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения за фактами реальной жизни. Однако сегодня уже признано, что социология является отдельной наукой, которая занимает особое место в системе общественных наук. Социология является наукой-генерале-затором, исследующая общество в целом, а также человека как существо социальное. Она сотрудничает с другими сферами научных знаний о человеке и обществе, опираясь на достижения статистики, демографии, психологии, политологии, экономики, права и т.д..

Файлы: 1 файл

Otvety_k_voprosam_po_sotsiologii.docx

— 62.69 Кб (Скачать файл)

Социология в системе обществознания.

В течение длительного  времени самостоятельное место  социологии среди других наук подвергалось серьезным сомнениям. Некоторые  ученые считали, что - социология это  обычная сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают  свой материал с помощью наблюдения за фактами реальной жизни. Однако сегодня  уже признано, что социология является отдельной наукой, которая занимает особое место в системе общественных наук. Социология является наукой-генерале-затором, исследующая общество в целом, а также человека как существо социальное. Она сотрудничает с другими сферами научных знаний о человеке и обществе, опираясь на достижения статистики, демографии, психологии, политологии, экономики, права и т.д..

Вместе с тем, в системе  общественных наук есть ряд дисциплин, связь социологии с которыми особенно тесную и взаимно необходим. Рассмотрим как происходит взаимодействие социологии с определенными науками и в чем их различие.

Социальная философия - раздел философии, предметом исследования которого является осмысление качественного  своеобразия общества в его отличии  от природы. Это наука анализирует  такие проблемы, как смысл и  цели существования общества, происхождение  и становление общества, его перспективы, направления развития и тому подобное. Она исследует общественную жизнь, прежде всего, с точки зрения решения  мировоззренческих проблем. Социология возникла социальной философии, однако, в отличие от социальной философии, она рассматривает общество, социальная жизнь не как общее, абстрактное  понятие, а как реальность.

Она пытается оперировать  такими понятиями, которые поддаются  более или менее однозначной  интерпретации. Если философа, например, культура - это творение человеческого  духа, то для социолога - система  регуляторов социальных связей и  норм поведения. Философия изучает  общество абстрактно, спекулятивно (от англ. - Размышлять, делать предположения), а социология - путем анализа эмпирических фактов и научных обобщений.

Известный российский социолог Владимир Ядов отмечал: "Основные понятия  Макросоциологический теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, а социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, а личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, а скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи ".

Общим для социологии и  социальной философии является то, что обе науки рассматривают  общество в целом, в его системности, как некое интегральное образование, не сводится к обычной суммы единиц, из которых оно состоит. Однако, если для философии целью выступает выработка мировоззрения, процесс формирования, утверждения или обесценивания которого может длиться целой эпохи, то для социологии - получение достоверной, объективной картины современного мира и решения конкретных социальных проблем своего времени.

Социология и история  имеют общий объект исследования - общество, изучается в процессе его развития. Как известно, нормы  поведения, ценности, культура передаются из поколения в поколение. Очень  важно выявить эту эволюцию, и  это является частью общих интересов  истории и социологии. Отличие  этих наук в том, что история пытается реконструировать прошлую деятельность людей. Она не способна объяснить  настоящее, а тем более - прогнозировать будущее. Современность всегда отличается от прошлого, потому что она является творением нового. Задача социолога - «схватить», зафиксировать это  новое на уровне социально типичного.

Социология и политология  отличаются тем, что политология  изучает политические процессы, политические отношения, политические ценности, политическую систему, политическую культуру, т.е. все, что касается политической сферы  жизни общества. Социология же, исследуя людей и общности как субъекты, имеет дело с обществом, которое  функционирует наряду с государством и становится самостоятельной сущностью  на определенном этапе развития человеческой цивилизации.

Политология также изучает  гражданское общество. Но, если социология анализирует гражданское общество с позиции его социальной структуры, социального статуса личности, наций, классов и других социальных групп, их взаимодействия, то политологию  в этом случае интересуют, прежде всего, права и обязанности гражданина, структура политической системы, политические отношения , место, роль и функции существующих политических институтов и организаций. Все внимание политологической науки фактически сосредоточена на анализе проблем власти. Социология же пытается раскрыть закономерности политической жизни, чтобы на основе этого оптимизировать политические структуры, органы власти и т.д.. А это возможно только при условии изучения общества в целом, как социальной системы, что и является в центре внимания социологии.

Еще одним существенным отличием является то, что в социолога вызывает интерес, прежде всего, рациональная составляющая личности, т.е. социология не изучает  подсознательного, иррационального, является, среди прочего, предметом интереса психологии.

Социология берет от психологии теорию мотивации поведения, личностных и массовых действий, что выступает  необходимой составляющей исследования поведения личности в коллективе и обществе. Но для психологии приоритетом  является изучение индивидуального "Я", а для социологии - проблемы межличностного взаимодействия "Мы". Социология изучает личность как субъект  и объект социальных связей, взаимодействий и отношений, личностные ценностные ориентации она рассматривает с  социальных позиций, ролевых ожиданий и т.п..

 

 

Соотношение философии и социологии.

Общетеоретическая социология исходит из соответствующих философских  предпосылок. Она базируется на определенном мировоззрении, в котором ведущую  роль играет та или иная философская  концепция. Мировоззрение социолога  и методология, которую он применяет  в своих исследованиях, свидетельствуют  об органической взаимосвязи социологии и философии.

Выделившись из универсальных  философских систем и, развиваясь, как  самостоятельная наука, социология не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить  общесоциологический, т.е. по сути философский анализ развития общества и существенно углубить исследования. В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает как философская наука.

И социология, и социальная философия рассматривают общество в целом. Это их общая черта, которая  определяет особенно тесную взаимосвязь  этих наук.

Но социальная философия  рассматривает общество в наиболее широком ракурсе, как специфическую  часть всего мироздания и поэтому  описывает его с помощью предельно  общих понятий категорий, законов. Социальная философия анализирует  развитие общества под углом общефилософских законов, т.е. законов, которые действуют в природе и в обществе и в человеческом мышлении. Наиболее наглядными примерами законов социальной философии могут служить законы соотношения общественного бытия и общественного сознания, а также законы, характеризующие источник самодвижение общественной жизни. Все это отражает специфику социальной формы движения реальной действительности по сравнению с природой.

Но этим далеко не исчерпывается  знание об обществе, которому присущи  и свои собственные, специфические  социальные связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами, категориями, понятиями, не сводимыми  лишь к проявлению общефилософских  законов, понятий и категорий  в общественной жизни. Это является предметом  изучения социологии. Объект и предмет социологии более конкретен, менее абстрактен. Социологические исследования базируются на конкретных эмпирических материалах, на анализе эмпирических данных.

Очень тесно связана социальная философия и общетеоретическая  социология, т.к. многие выводы философии  могут быть органично включены в  общетеоретическую социологию. Но вместе с тем, отождествление социологии с  социальной философией ставит под сомнение само существование социологической  науки. Многие ученые пытаются подменить  проблематику одной науки другой, что ведет к серьезным препятствиям на пути развития обеих наук.

 

Понятие общества и общественных отношений.

Понятие общества очень многогранно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому-либо значимому для них  основанию, например, обществам спортсменов, политиков, любителей животных.  
    Под обществом могут понимать отдельную страну, например, российское или американское общество. Для характеристики устойчивых межнациональных, межгосударственных образований используется понятие сообщества (европейское сообщество).  
    Под обществом понимается и все человечество как некая, относительно обособившаяся часть природы, как носитель разума, источник культуры, как всеобщая форма существования человека.  
    Когда требуется подчеркнуть некоторые существенные черты общества, говорят о его видах. По технологическому основанию различают доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества. По религиозному основанию: христианские, мусульманские, буддистские, конфуцианские. По национальному основанию: немецкое, французское и др. Каждое из них, хотя и отличается от других своими специфическими чертами, но подчиняется общим закономерностям.  
    В философии понимание общества связывается с представлением об исторически сложившейся совокупности людей, связанных общей жизнедеятельностью. Главная черта общества- его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. К основным признакам любого общества относятся: исторически сложившееся население; общность территории; определенный способ жизнедеятельности; упорядоченность отношений (экономических, социальных, политических); общность языка, духовной культуры и традиций; организация власти и управления.  
    Основными элементами любой общественной системы выступают ее субъекты. Ведущий субъект деятельности общества, разумеется, человек. Однако, в качестве субъектов общества могут выступать и различные группы, объединения людей:  
o         возрастные (молодежь, пенсионеры);  
o         профессиональные (врачи, учителя, шахтеры);  
o         этнические (народность, нация);  
o         религиозные (церковь, секта);  
o         политические (партии, народные фронты, государства).  
    Общество существует и развивается только благодаря наличию устойчивых взаимосвязей между его субъектами. Различные формы взаимодействия людей, связи, возникающие между социальными субъектами или внутри них, называются общественными отношениями.  
    Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, а закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.  
    Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе – независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства – существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют  
·                        экономические отношения (отношения в процессе материального производства);  
·                        социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни); политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);  
·                        духовно – интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).  
    Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.  
    Чтобы  понять  феномен  общества,  необходимо  уяснить  противоречия  человека  как  социального  «атома»,  а  далее  разобраться  в  характере  закономерностей,  объединяющих  людей  в  некое  единое  целое,  в  общественный  «организм».  В  принципе  выделяются  три  основных  подхода  к  объяснению  этих  связей  и  закономерностей.  
     Первый  может  быть  обозначен  как  натуралистический.  Суть  его  в  том,  что  человеческое  общество  рассматривается  как  естественное  продолжение  закономерностей  природы,  мира  животных  и  в  конечном  итоге – Космоса.  С  этих  позиций  тип  общественного  устройства  и  ход  истории  определяется  ритмами  солнечной  активности  и  космических  излучений,  особенностями  географической  и  природно-климатической  среды,  спецификой  человека  как  природного  существа,  его  генетическими,  расовыми  и  половыми  особенностями.  Общество  предстает  как  своеобразный  эпифеномен  природы,  ее  высшее,  но  далеко  не  самое  «удачное»   и  устойчивое  образование.  Этот  «эксперимент» природы  ввиду  явного  несовершенства  человека  и  тяжести  несовершенных  глобальных  проблем  может  повести  к  самоубийству  человечества.  В  рамках  этого  направления  предполагается  также,  что  общество  может  изменить  форму  своего  бытия,  «уйти»  в  Космос,  и  там  начать  новый виток  своей  эволюции.  
   Другой  подход  может  быть  назван  «идеалистическим».  Здесь  сущность  связей,  объединяющих  людей  в  единое  целое,  усматривается  в  комплексе  тех  или  иных   идей,  верований,  мифов.  История  знала  немало  примеров  существования  теократических  государств, где  единство  обеспечивается  одной  верой, которая  тем  самым  становится  государственной  религией.  Многие  тоталитарные  режимы  основывались  на  единой  государственной  идеологии, которая  в  этом  смысле  выполняла  роль  скелета  общественного  устройства.  Рупором  этих  идей  выступал  обычно  религиозный  лидер  или  «вождь»  нации  и  народа,  а  те  или  иные  исторические  действия (войны,  реформы,  и  т.д.)  зависели  от  воли  этого  человека,  которая  опиралась  на  данную  идеологическую  или  религиозную  систему.        
   Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер. Общество предстает как целое, определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Отношения людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества (консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности исторического развития.  
    На протяжении всей истории люди старались понять, объяснить причины возникновения общества, направленность его развития. Первоначально такие объяснения давались в мифологической форме, в сказаниях о богах и героях, пожелания и действия которых определяли человеческие судьбы(например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).  
    Философские учения об обществе зародились в Древнем мире, когда впервые были предприняты попытки обосновать взгляд на общество, как на специфическую форму бытия, имеющую свои законы. Например, Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В Средние века философские объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как бытие особого рода, как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом, и которое развивается в соответствии с волей Бога.  
    В период Нового времени получили распространение идеи о том, что общество возникло и развивается естественным путем на основании соглашения между людьми. Представители договорной теории (Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо) обосновывали положение о «естественных правах» каждого человека, которые он получает от рождения.  
    Концепцию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г.Гегель, определивший его как связь, общение людей через согласование потребностей, разделение труда, взаимное поддержание порядка.  
    В XIX веке наряду с философией начала оформляться конкретная наука об обществе – социология. Это понятие было введено французским философом О.Контом. Предметом изучения этой науки стал общественный прогресс, решающим фактором которого, по О.Конту, выступает духовное и умственное развитие человечества.   
     Определенным этапом в разработке социальных проблем стала теория марксизма, согласно которой развитие общества предстает как естественно-исторический процесс. Человеческое общество, по Марксу, проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Упреки в адрес марксизма связаны с тем, что в многообразии исторических процессов на первый план выведены экономические факторы, а влиянию человеческих, социально-духовных элементов отводится второстепенная роль.  
     В конце XIX века приобрела популярность «философия жизни». Ее представитель Ф.Ницше выступил с призывом к переоценке всех ценностей с позиций индивидуализма, интеллектуального и морального аристократизма. О.Шпенглер рассматривал историю не как единое целое, а как совокупность замкнутых циклов, каждый из которых представляет историю культуры отдельного народа.  О.Шпенглер считал, что европейское общество вступило в полосу окончательного заката.  
     В начале XX века получили распространение труды крупнейшего философа М.Вебера, рассматривавшего проблемы социального действия. Анализу возможных типов социальной организации, противостоянию тоталитаризма и демократии, ответственности человека за выбор общества, в котором ему предстоит жить, посвящены работы К.Поппера.  
     Во второй половине XX века философское познание общественной жизни было дополнено концепциями технологического характера. Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу, З.Бжезинский, А.Тоффлер выдвинули ряд теорий, которые объясняли процессы, происходящие в обществе, изменениями техники и технологии. Они выделили три основные этапа развития общества:  
·                        Доиндустриальное (аграрное),  
·                        Индустриальное (промышленно развитое),  
·                        Постиндустриальное (высокотехнологичное, нацеленное на индивидуальные потребности каждого человека).  
     С начала XX века предпринимались многочисленные попытки объяснить социальную реальность средствами естественных наук: географии, биологии, психологии, кибернетики, а в последнее время и синергетики (Г.Спенсер, М.Ковалевский, З.Фрейд, Ж.Пиаже, И.Пригожин). Сама эта тенденция очень показательна с позиций сближения естественнонаучных и социальных теорий.  
     Таким образом, история философской мысли показывает, с одной стороны, возрастающую мощь научного познания в сфере социальных отношений, а, с другой, - демонстрирует возрастающую сложность развивающихся общественных систем. Выход из такого противоречия возможен на пути познания общих закономерностей существования и развития общества.   
Наличие устойчивых связей между всеми компонентами общества, их единство никогда не вызывало у философов сомнений. Тем не менее, существовали и существуют различные подходы к пониманию характера целостности общества. В истории философии известны «атомистическая» теория общества, теория «социальных групп», теория социальных институтов и организаций, теория «общество как организм». Сегодня же многие философы (П. Алексеев, В. Кохановский, А. Боголюбова, П. Гречко и др.) используют теорию общества как системы. Эта система обладает особыми качествами:  
·                        интегральность (система как целое выше, чем ее отдельные элементы);  
·                        функциональность (роль каждого элемента зависит от его места внутри системы);  
·                        структурность (относительная устойчивость связей и отношений между элементами системы);  
·                        взаимозависимость с внешней средой (каждая система является элементом более масштабной системы    и, с одной стороны, зависит от импульсов этой большой системы, а с другой – сама влияет на внешнюю среду).  
Всем этим признакам отвечает человеческое общество.  
    Общество – многоуровневая система. Основные уровни могут быть представлены следующим образом. Первый уровень – это социальные роли, определяющие структуру социальных взаимодействий. Второй уровень – различные социальные группы и институты, в которых распределены эти социальные роли. Третий уровень – культура, которая задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений. Четвертый уровень – политическая система, которая правовыми актами регулирует и укрепляет связи внутри социальной системы.  
    Общество – самовоспроизводящаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся, динамичная система, находящаяся в процессе непрерывного изменения. Главным источником развития общества является творческая энергия, воплощенная в поведении людей, которое не всегда укладывается  в рамки сложившихся предписаний. Такую энергию еще называют инновационной. Эта энергия вызывает изменения в культурной и институциональной системах общества, которые осуществляются благодаря механизмам внутренней саморегуляции и контроля. 
    Развитие общества, как правило, направлено на создание все более сложных системных элементов. Динамика развития общества связана с чередованием периодов ускорения жизненных процессов и их замедления, частичного распада общественных структур, с частичным возвратом к старому.  
    Конечно, каждый отдельный человек рождается в определенном обществе и в определенную историческую эпоху. Он застает сложившуюся систему общественных отношений, которую невозможно игнорировать. Но он должен определить свое место и роль в этой системе. Власть объективных закономерностей общества не является чем-то фатальным. Как замечают В. Кохановский, В. Яковлев, Л. Жаров и Т.Матяш «вся история – это движение человечества к свободе и гуманизму в общественных отношениях». Сегодня человечество переживает нравственно-культурный кризис, связанный с неумением установить гармоничные отношения между обществом и человеком, между народами, нациями, государствами. 
    Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношения наций, отношения наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношения классов.  
Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.  
Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.  
Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.  
Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни России в ХIХ веке.  
В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов истории, свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили большой отпечаток на социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако, не менее важное значение, особенно в современных условиях, принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим, профессиональным, социально-демографическим и т. д.).  
     Говоря о структуре современного общества, следует сказать о его социально-классовом характере. Философия и социология (как наука об обществе) сегодня исходят из того, что социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие ценности, интересы и нормы поведения. Большие социальные группы – это: общественные классы; социальные слои; профессиональные группы; этнические общности (нация, народность, племя); возрастные группы(молодежь, пенсионеры). Малые социальные группы, специфический признак которых – непосредственные контакты ее членов, - это: семья, производственная бригада, школьный класс, соседские общности, дружеские компании. Под общественным классом понимается большая социальная группа, отличающаяся отношением к средствам производства и собственности. Классовый характер структуры общества имеет объективные корни, т.к. связан с местом данного класса в производстве. Однако сегодня рассматривать классы и классовую борьбу как главный двигатель истории (как делали это основоположники марксизма-ленинизма), на мой взгляд, совершенно неправильно. Научно-техническая революция, общественный прогресс приводят человечество к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом, а также людьми разных классов общества.  
    В наше время происходят очень важные изменения в социально-классовой структуре общества. Здесь играют большую роль два обстоятельства. Во-первых, более половины населения нашей планеты перешло к урбанистическому (городскому) образу жизни. Практически во всех странах мира образование считается сегодня важнейшей сферой развития общества. На первый план в жизни современного общества выходит человек, его сознание, мышление и творчество. Во-вторых, вот уже почти пятьдесят лет наблюдается поступательный переход к информационной модели развития человечества, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития.  
    Кроме социально-классовой структуры общества, каждый человек включен в профессиональную структуру. Профессиональная структура общества – это состав занятого в экономике населения по роду занятий(в той или иной отрасли) и профессий(с учетом квалификации и образования).  
    Любой индивид включен также в культурную среду, поселенческую структуру (город, село), семью и т.д. Таким образом, мы видим, что создается сложное переплетение социальной структуры общества. Здесь еще очень важно отметить, что человек в течение жизни может поменять свою классовую принадлежность и профессию. Только половые, этнические и культурные особенности являются устойчивыми элементами современной структуры общества.  
    Понимание сущности, содержания, закономерностей развития общества является наиболее важным, исходным во всей системе философских исследований жизни человека и человечества в целом. Это и естественно, поскольку формы существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье или невзгоды в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личность, проявили свои способности, обрели социальный статус, значимость для семьи, нации, государства, всего человечества, наконец.  
    Итак, общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в более узком смысле общество – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений.  
    Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри них,  в процессе их экономической, социальной, политической и культурной деятельности.

 

 

Проблема личности и общества.

В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика.

Первая коцепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел.

Сущностная концепция  явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной коректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности.

Личночть есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет хаактер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с обществеными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.

Главным результирующим свойством  личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Одновременно с формир личности складывается и характер личности - психолог стержень человека. “Только в характере индивидум приобретает свою постоянную определенность” - Гегель.

Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социальнозначимых идеалов.

Информация о работе Социология в системе обществознания