Социология в системе обществознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:14, реферат

Описание работы

В течение длительного времени самостоятельное место социологии среди других наук подвергалось серьезным сомнениям. Некоторые ученые считали, что - социология это обычная сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюдения за фактами реальной жизни. Однако сегодня уже признано, что социология является отдельной наукой, которая занимает особое место в системе общественных наук. Социология является наукой-генерале-затором, исследующая общество в целом, а также человека как существо социальное. Она сотрудничает с другими сферами научных знаний о человеке и обществе, опираясь на достижения статистики, демографии, психологии, политологии, экономики, права и т.д..

Файлы: 1 файл

Otvety_k_voprosam_po_sotsiologii.docx

— 62.69 Кб (Скачать файл)

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого  индивида как личности.

Особым компонентом личности явл ее нравственность Соц обстоятельства нередко приводят к тому, что чел, поставеный перед выбором, е всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравств личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей “не-личности”, т.е неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл “Я”.

Т.о., личность - мера цельности  человека, без внутренней цельности  нет личности.

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Уникальность каждого  челов проявляется уже на биолог уровне. Каждый чел биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связа не солько с внешним видом челов, сколько с его внутренним дух миром. Что же представляет собой личностная уникальность? В каждой личности есть нечто уникальное, что связано во-первых с наследственными особенностями, а во-вторых с условиями Среды в кот она выращивается. Насл особенности, условия Среды и деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует соц психологическую уникальность личности. Но индивидуальность е есть просто сумма этих аспектов, она есть их органическое единство, неразложимое на составляющие. “Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо”. “Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.” Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.

Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

 

 

Понятие отчуждения.

«Отчуждение»(нем. Entäußerung в русском языке по смыслу наиболее близко следующим значениям: "лишение", "отнимание", "отбирание", "изъятие", "отнятие", т.е. обратная сторона процесса присвоения – "отсвоение") – это объективное отделение субъекта от процесса его деятельности и ее результата, которые выходят из-под власти самого действующего субъекта и подчиняются внешней по отношению к субъекту силе. Такой внешней силой может быть только другой субъект и, таким образом, отчуждение есть то, что реализует господство одних субъектов над другими.

«Самоотчуждение»(нем. Entfremdung, в русском языке более всего соответствует значениям слов из синонимического ряда: "отчуждённость", "самоотрешенность", "самоотстраненность", "разобщённость", "отдаление", "размолвка", "отрыв от") – это особая форма отчуждения, наблюдаемая при взгляде внутрь субъекта, т.е. на то, какие изменения внешний объективный процесс и результат отчуждения оказывают на происходящее в самом субъекте. Самоотчуждение – это отделение, разобщенность, отрыв человека от своей сущности (иными словами, потеря субъектности) и, как следствие, от других людей (через отчуждение субъекта от своих отношений с другими субъектами) и в целом от всей системы (общества, человечества, мира, природы).

Примечание. В ранних переводах эти два термина (Entäußerung и Entfremdung) переводились на русский язык одним словом "отчуждение".

 

Отчуждение по Марксу

Введение понятия в оборот

Проблему отчуждения Маркс наиболее детально рассматривает в своей  работе «Философско-экономические  рукописи», написанной в 1844 г, но опубликованной только в 30-е годы XX века. Англоязычной публике эта работа и вовсе  была неизвестна вплоть до 1959 года. [1, с. 375-414]. В своем труде Маркс фокусирует внимание на проблеме «отчужденного  труда» как основной формы отчуждения, и показывает, что жизненная потребность  участия в свободном, творческом труде есть важнейшая часть человеческой природы («родовой сущности»). Исходя из этого, следует вывод, что капитализм систематически разрушает эту потребность  человека как чуждую своей специфике. [2]

Типы отчуждения

Отчуждение от результата труда

Продукт(результат) трудаестьтруд, закрепленныйвнекоторомпредмете(осуществленный, овеществленный в нем), т.е. опредмеченный. Такое опредмечивание позволяет обращаться с трудом как с товаром. При эксплуатации происходит как освоение этого предмета со стороны владельца средств производства, так и утрата рабочим предмета труда. Таким образом, получается, что предмет, производимый трудом рабочего, противостоит ему как некая чуждая сущность. Суть этого противостояния заключается в умалении рабочего: рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне вложенная жизнь принадлежит не ему, а владельцу предмета, которым рабочий сам не является. Чем значительнее продукт, тем меньше сам рабочий, так как в рабочем уже нет того, что было вложено им в продукт труда. [3, с. 832-835]. Иными словами, рабочий в ходе труда по крайней мере частично «опустошается»за счет отчуждения от него направленного на труд усилия.

По Марксу, отчуждение от результата «подытоживает» отчуждение от процесса труда. [3, с. 836] Иными словами отчуждение от результата труда вторично по отношению  к отчуждению от процесса труда.

Отчуждение от процесса труда

Маркс утверждает, что отчуждение проявляется не только в конечном результате, но и в самом процессе трудовой деятельности. Так как результат  труда есть отчуждение, то и сам  процесс труда есть не что иное, как деятельное отчуждение, которое  лишь подытоживается в отчуждении результата труда.

Заключается это отчуждение в том, что такой труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим его  сущности. Поэтому он в своем труде  не утверждает себя, а отрицает, не развертывает свою духовную и физическую энергию, а изнуряет и разрушает свой дух, не реализует себя и свои устремления. В процессе труда он чувствует  себя оторванным от самого себя, и только вовне процесса труда он чувствует  себя самим собой.

Поэтому отчужденный труд есть труд не добровольный, а принудительный. Он есть не выражение потребности  в труде, а средство для удовлетворения потребности где-то вне труда, там, где он может принадлежать сам  себе. Но вне труда сосредоточена  по большей части деятельность животного  характера, т.е. такая, которая является лишь обеспечением жизнедеятельности: еда, питье, сон, половой акт, приведение в порядок жилища, украшение себя. [3, с.836-837] Таким образом, отчужденный  труд есть низведение рабочего до уровня животного.

Первые два типа отчуждения (от процесса и от результата труда) вместе составляют такое явление, как эксплуатация. Является ли эксплуатацией отчуждение от результата труда без отчуждения от процесса или отчуждение от процесса без отчуждения от результата –  вопрос дискуссионный. Однако первое больше похоже на ограбление, а второе на специфическую  форму "опеки". Также предметом  отдельного обсуждения может быть оценка устойчивости системы, в которой  присутствует одна форма отчуждения и отсутствует другая.

Отчуждение от своей сущности

По Марксу, человек есть «родовая сущность» в том смысле, что  творит и созидает себя (свой род) и  окружающий мир (природу – свое неорганическое тело) в качестве универсальной и  свободной сущности.

Отчужденный труд не дает выразиться «родовой сущности» человека, то есть тому, что в нем уже присутствует и требует быть реализованным. Отчужденный  труд отсекает от человека трансцендентальное, которое может быть выражено по большей части в свободном творческом труде. Таким образом, человек, занимающийся отчуждаемым от него трудом, отделяется от своей творческой сущности, от того, что делает его человеком. В результате, эта сущность низводится до уровня средства к индивидуальному существованию. [3, с. 838-841] Другими словами, это потеря субъектности личности.

Отчуждение от окружающего мира (людей, природы)

Физическая и духовная жизнь  человека неразрывно связана с природой, так как человек ее часть. Отчужденный  труд человека, отчуждая от него творческую сущность, отчуждает также от него и то, к чему должно быть приложено  это стремление – природу. Непосредственным следствием отчуждения человека от результата труда, от процесса труда и от своей  сущности является отчуждение от других людей. Более того, любое отчуждение только и может быть выявлено не иначе как отношением человека к  другим людям. В условиях отчужденного труда каждый человек рассматривает  другого, руководствуясь положением (отношением), в котором находится он сам  как работник. [3, с.841-843] Это приводит к появлению в социуме такого явления как «атомизация».

Отчуждение и частная собственность

Если результат труда не принадлежит  рабочему, то должно быть то, чему он принадлежит. Аналогично, если деятельность (процесс  труда) не принадлежит рабочему, то должно быть то, чему она принадлежит. По Марксу, этим чуждым существом может  быть только другой человек (эксплуататор), а не бог и не природа сама по себе.

Отношение рабочего к отчужденному труду порождает отношение эксплуататора  к этому же труду. Таким образом, частная собственность есть результат  и необходимое следствие отчужденного труда, внешнего отношения рабочего к своей сущности и природе. Позднее  это отношение отчужденного труда  и частной собственности превращается в отношение взаимного воздействия. То есть в кульминационной стадии развития частной собственности частная собственность становится и продуктом отчуждения, и средством отчуждения. [3, с. 843-844]

Отчуждение с позиций социальной психологии (Эрих Фромм)

Фромм как социальный психолог исследует, прежде всего, типы самоотчуждения субъекта: от общества и от самого себя. Второе рассматривается не только как внутренний процесс, затрагивающий лишь индивидуума, но и во взаимосвязи с тем как этот процесс влияет на изменение общества как целого.

Потеря связей – есть обретение  свободы от того, с чем эти связи  соединяли. Но свобода индивида двойственна  по своей природе, она может быть как позитивной, так и негативной. Если освобождение предусматривает  решение проблемы отчуждения – то это позитивная свобода. Если освобождение не предусматривает преодоления  отчуждения, а наоборот, усиливает  отчуждение человека от общности (от мира, от людей, от природы) и от самого себя, то это есть негативная свобода.

Такая свобода является бременем для  человека. Если человек не способен выдержать это бремя, он хочет  убежать от свободы в новое  рабство ради обретения общности с людьми. Однако такой путь, особенно ярко проявившийся в установлении фашистских режимов в континентально-европейских  странах в период между двумя  мировыми войнами, есть суррогат общности, – так как это попытка идти вспять, против движения истории. А  это непродуктивно, как непродуктивна  детская модель поведения для  зрелого человека (регрессия).

Сброс феодальных оков и рождение лично свободного «индивида», который  волен самостоятельно распоряжаться  своей рабочей силой, есть освобождение. Но эта свобода была по сути своей  негативной, потому что для большинства  людей, не наделенных собственностью, столкновение с воздействием капиталистического характера производственных отношений  обернулось крайней степенью усиления отчуждения и самоотчуждения при разрыве связей с какой-либо общностью. Человек стал изолирован и бессилен, стал орудием внешних целей, отчужденным от себя самого и от других людей.

Капитализм обусловил такой  характер человеческих отношений, который  усилил чувство изоляции и беспомощности  человека. «Закон рынка» проник во все  общественные и личные отношения  настолько, что связи между людьми утратили человеческий смысл и приобрели  характер манипуляций, при котором  человек используется как средство. Отношения между людьми стали  такими отношениями между конкурентами, которые должны основываться на безразличии. Таким же безразличием проникнуты и  отношения между нанимателем  и наемным работником, между производителем и потребителем. [4, с.118-119]

Отчуждение между людьми в силу утери человеческого характера  отношений между ними привело  к тому, что эти отношения выродились в отношения вещей. Но наиболее разрушительные последствия этого процесса связаны  с проникновением отчуждения внутрь человека в форме его отношения  к самому себе, как к вещи. Человек  продает не только товары, он продает  самого себя и ощущает себя товаром.

Рынок решает, сколько стоят те или иные человеческие качества, и  даже определяет (диктует) само их существование. У человека нет никакой уверенности  в собственной ценности, не зависящей  от его популярности и рыночного  успеха. Если на него есть спрос, то он считает себя "кем-то"; если же он непопулярен, он и в собственных глазах попросту никто. [4, с.119-120]

По Фромму, свобода тогда становится позитивной (то есть полностью реализующей способности индивида), когда она сопряжена со спонтанной активностью. Спонтанным поведением Фромм называет такое поведение, которое обусловлено внутренними побудительными мотивами, а не навязанными извне. Иными словами, это свободная творческая деятельность личности. «Спонтанность, утверждая индивидуальность личности, в то же время соединяет ее с людьми и природой. Основное противоречие, присущее свободе, – рождение индивидуальности и боль одиночества – разрешается спонтанностью всей жизни человека». [4, с.249]

Однако отчуждение и самоотчуждение является тем, что блокирует проявление какой-либо спонтанности. И, наоборот, при преодолении отчуждения спонтанная реализация вновь объединяет человека с миром и с самим собой. Фромм видит проявление спонтанной активности в основном в следующих сферах человеческой деятельности [4, с.248]:

Труд, который должен быть творчеством, соединяющим человека с природой в акте творения.

Любовь, которая является соединением с человеком без потери своей индивидуальности.

Так же, как Маркс утверждал, что  отчуждение от результатов труда  есть «подытоживание» отчуждения от процесса труда, тем самым указывая на вторичность результата по отношению к процессу, так и Фромм считает, что для человека «важна именно деятельность сама по себе, а не ее результат» [4, с.249]. Происходит это потому, что только те «качества, которые вытекают из нашей спонтанной активности, придают личности силу и тем самым формируют основу ее полноценности… При всякой спонтанной деятельности индивид сливается с миром. Но его личность не только сохраняется, она становится сильнее. Ибо личность сильна постольку, поскольку она деятельна». [4, с.249]

Информация о работе Социология в системе обществознания