Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 01:05, шпаргалка
3 курс, примерное содержание: 1.Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни.2.Функции социологической науки.3.Социологическое учение О. Конта.4.Органическая теория общества Г. Спенсера....44. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей). 45. Общественное мнение: понятие, сущность. Причины формирования и проявления общественного мнения.Вопрос 46. Социология «легального марксизма» (П. Струве, М. Туган-Барановский).
8 листов, шрифт 4,5, удобное расположение
Таким образом, социологическое наблюдение считается достоверным, если при его повторении в тех же условиях и с тем же объектом оно дает те же результаты.
31.Фокус - групп как метод социологического исследования.
Метод фокус - групп относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов. Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме), с целью определить отношение к поставленной проблеме, выяснить мотивацию тех или иных действий. Кроме этого, данный метод позволяет заказчику наблюдать за ходом проведения исследования и делать соответствующие выводы. Стоимость фокус - группы относительно низка.
Фокус - группа может применяться в сочетании с другими методами и как самостоятельный метод сбора информации.
Отличительные особенности фокус - групп
В отличие от социологического опроса, который дает ответ на вопросы ‘Кто..?’ и ‘Сколько..?’, фокус - группа дает ответы на вопросы ‘Как именно..?’ и ‘Почему..?’
Второй особенностью
является способ формирования выборки
и методы сбора информации. В социологическом
исследовании базовым методом является
опрос при котором
Фокус - группа является субъективным методом исследования (в отличие от социологического исследования, которое является объективным методом сбора и обработки информации). Чаще всего фокус - группы используются для реализации следующих целей:
Количество участников группы - от 8 до 12 человек. В качестве критериев отбора участников используются пол, возраст, уровень доходов и т.д.
32.Обработка, анализ и использование данных социологического исследования.
Заключительный этап эмпирического СИ предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этап обработки данных включает в себя поочередно следующие меняющиеся действия.
1. Редактирование информации.
Основное назначение этого
2. Затем информация
кодируется, то есть переводится
на язык формализованной
3. После того, как составлена
картина ответов на все
Осуществляется статистический анализ. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют различные математические методы, позволяющие полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, программы математико-статистической обработки.
4. Полученные с ЭВМ,
сведенные в таблице или
Сама процедура всестороннего и правильного объяснения этих социологических данных называется социологами интерпретацией. Она состоит в превращении социологических данных в показатели. Эти показатели уже не просто какие-то числовые величины, а социологические данные, получившие оценку путем их соотнесения с первоначальными замыслами исследователя, его знаниями, опытом.
Далее дается сама оценка
полученных данных, указываются ведущие
тенденции в результатах, объясняются
предположительные причины
На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчетов, приложений к нему и аналитической справки.
Отчет включает обоснование актуальности исследования и его характеристику; анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Социологические исследования являются одним из самых точных инструментов измерения.
33.Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержа-нии и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма коннтроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.
Большинство социологов
склоняются к мнению, что существование
общества без конфликтов
Л. Козер вычленяет основные функции конфликта, которые благотворно сказываются на состоянии общества и способствуют его развитию: а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп; г) создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых социальных институтов.
Основными субъектами
конфликта являются крупные
Крупный конфликтолог
Р. Дарендорф к субъектам
34.Этноконфликт как разновидность социального конфликта. Причины их возникновения и способы урегулирования.
Этнонациональные конфликты
— это организованные политические
действия, массовые беспорядки, сепаратистские
выступления и гражданские
Продолжение.
Межнац конфликты - это крайнее обострение противоречий между нациями, возникающих в ходе решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных проблем. Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными представителями. Они могут возникать и действовать на соц-психологическом и идеологическом уровне национально этнического сознания народов, а также на уровне деятельности национально-государственных институтов законодательной и исполнительной власти. Конфликты имеют свои причины нередко коренящиеся в исторически сложившихся условиях жизни народов. Иногда они связаны со справедливой борьбой за свои права. Необходимо стремиться к разрешению конфликтов демократическим путем. Способность многонационального общества вовремя предвидеть и разрешать цивилизованными способами конфликты – важный показатель его гражданской зрелости и демократизма. Этому способствует правовое регулирование межнац отношений, составляющее важнейшую сферу деятельности правового государства.
35.Метод экспертной оценки в социальном исследовании.
Метод экспертных оценок позволяет выявить информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей и т.д.
Экспертные суждения, выраженные в количественной форме и по своему характеру интерпретируемые как оценочные называются экспертными оценками (коллективными или индивидуальными). Выявление индивидуальных экспертных оценок называется экспертным опросом, а совокупность процедур, необходимых для получения коллективных экспертных оценок, включая и экспертный опрос - экспертизой.
Рабочая группа формирует проблему, определяет цель и задачи экспертизы, разрабатывает процедуру, формирует экспертную группу, проводит опрос экспертов, обрабатывает полученные оценки, анализирует их, делает выводы, дает рекомендации.
Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса
Опрос бывает:
а) индивидуальный; б) групповой; в) личный; г) заочный д) устный; е) письменный.