Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 19:25, реферат
Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основе работы Карла Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество).
Введение. Соционика и наука…………………………………………...…3
Статус соционики……………………………………………………..….....4
Принцип формирования соционического типа…………………………..7
Природа аспектов социотипа……………...……………………………….8
Типология Юнга…………………………………………………………....10
Применимость юнговской типологии……………………....12
Соционический тип……………………………………………………........13
Модель типа информационного метаболизма (Модель А)…………….15
Информационные аспекты в психике……………………….15
Краткое описание информационных аспектов…………......15
Немного о происхождении графических символов…….....16
Психические функции в модели…………………………….17
Расположение соционических функций в модели А….......18
Интертимные отношения………………………………………………......20
Соционическая квадра………………………………………..20
Соционический клуб……………………………………….....20
Кольцо заказа…………………………………………….........20
Кольцо контроля (ревизии)……………………………….......21
Другие малые группы…………………………………………21
Таблица интертипных отношений………………………...…21
Признаки Рейнина……………………………………………………….....24
Таблица признаков Рейнина.………………………………...25
Основные проблемы соционики………………………………………......26
Проблема сходимости………………………...……………...26
Отсутствие экспериментальной проверки………………….27
Несовершенство описаний социотипов…………………….28
Терминологическая путанница……………………………....28
Проблемы, наследуемые от юнгианской типологии личности………………………………………………………………….....29
Методы определения типа……………………………………………........30
Тесты……………………………………………………….......30
Интервью………………………….…………………………...30
Анализ поведения…………………………………………......31
Анализ невербального поведения…………………………...31
Заключение…………………………………………………………….........33
Список использованной литературы………………………………...........34
ГБОУ ВПО "Ижевская государственная медицинская академия"
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
Соционика.
Выполнила:
студентка II курса
205 гр. леч. ф-та
Федорова Е.В.
Проверил:
Ижевск - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Соционика и наука…………………………………………...…3
Статус соционики…………………………………………………….
Принцип формирования соционического типа…………………………..7
Природа аспектов социотипа……………...……………………………….
Типология Юнга…………………………………………………………....
Соционический тип…………………………………………………….......
Модель типа информационного метаболизма (Модель А)…………….15
Интертимные отношения………………………………………………...
Признаки Рейнина………………………………………………………..
Основные проблемы соционики………………………………………......
Методы определения типа……………………………………………........
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………........
Введение. Соционика и наука
Соционика — учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип).
Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основе работы Карла Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество).
Подход соционики заключается в построении модели информационного метаболизма, анализе свойств 16 возможных, обуславливаемых моделью, типов информационного метаболизма и сопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Важной частью соционики является исследование влияния ТИМ на взаимодействия между людьми.
Статус соционики
О статусе соционики существуют противоположные мнения. С момента своего изобретения, соционика рассматривалась в двух различных контекстах: как наука, ставящая своей целью изучение человеческой психики, и как социопрактика, предназначенная для регулирования человеческих отношений. Сама Аушра Аугустинавичюте считала оба этих контекста одинаково важными. Некоторые соционики разделяют её точку зрения, другие сосредотачиваются преимущественно на одном из этих направлений. Данные контексты, по существу, независимы: для определения научности соционики несущественна широта её практического использования, а для использования соционики в качестве социопрактики несущественна степень её научности.
На данный момент соционика не является научной, а представляет собой набор гипотез, появившихся при относительно субъективном наблюдении, анализе и интерпретации поведения людей.
С точки зрения естественных наук сама методология «энергоинформационного обмена», которую Аушра считала основой соционики, вызывает большие сомнения, так как оперирует некими не имеющими физического смысла «волнами», «энергетическими потоками», а также такими терминами, как «чакра» и «прана».
Встречается, что соционику называют наукой или лженаукой. Однако её теории не были предметом серьёзных исследований, и соответственно не имеют серьёзных доказательств, но не имеют и серьёзных опровержений.
РАН и другие ведущие научные организации России пока открыто не выражали своё отношение к соционике. В то же время, защищены несколько диссертаций, в которых применялись теории соционики. Существуют книги по психологии, и даже учебник для вузов (Л. Столяренко), где соционика упоминается наравне с другими типологиями. На некоторых конференциях по психологии и менеджменту делались доклады по соционике и её практическом применении. Соционике был посвящён один из семинаров British and East European Psychology Meeting в Кракове (2005 г.), где присутствовали британские, американские и восточноевропейские психологи.
Наука, как знание, основанное на фактах, опирается на экспериментальную проверку выдвигаемых теорий. Базовые и авторские теории соционики толкового экспериментального обоснования не имеют.
В соционике ограничиваются обыденным познанием, где субъективные наблюдения ведут к принятию или отверганию каких-то теорий, и иногда выдвижению новых гипотез, с которыми ситуация повторяется. Когда теории соционики будут подвергнуты всесторонней и независимой экспериментальной проверке, и при условии подтверждения их верности, только тогда соционика сможет считаться научной дисциплиной.
Теории соционики не были предметом серьёзных исследований, и соответственно не имеют серьёзных доказательств, но не имеют и серьёзных опровержений. РАН и другие ведущие научные организации России пока открыто не выражали своё отношение к соционике. В то же время, защищены несколько диссертаций, в которых применялись теории соционики.
Существуют книги по психологии и даже учебник для вузов (Л. Столяренко), где соционика упоминается наравне с другими типологиями. На некоторых конференциях по психологии и менеджменту делались доклады по соционике и её практическом применении. Соционике был посвящён один из семинаров British and East European Psychology Meeting в Кракове (2005 г.), где присутствовали британские, американские и восточноевропейские психологи.
По сведениям журнала «Соционика, ментология и психология личности», в 1995 году российской академией естественных наук (РАЕН) соционика признана открытием, а её создатель — Аушра Аугустинавичюте — награждена дипломом об открытии и медалью имени Петра Капицы.
По сути, соционика относится к психологии личности в той же мере, что типология Юнга и типология Майерс-Бриггс, также имеющие серьёзные недостатки в экспериментальном обосновании своих теорий. Иногда соционику относят также к социальной психологии, а некоторые считают соционику самостоятельной дисциплиной. Наконец, сама Аушра не склонна была считать описанные Юнгом феномены чисто психологическими. Их следы отмечаются также в истории, социологии, эволюционной теории.
По наиболее смелым оценкам
она представляет собой самостоятельную
дисциплину, выходящую за рамки психологии, однако при этом даются совершенно
разные определения её предмета — её называют
«междисциплинарной наукой, лежащей на
стыке психологии, информатики и соци
Наконец, по противоположному
мнению, соционика — псевдонаука. Философ П. Монастырский считает,
что категории соционики являются умозрительными,
не основанными на эмпирическом опыте.
Неопределённость статуса соционики связана
также с такой часто отмечаемой её особенностью,
как существенный разброс идей «соционических
школ» и отдельных исследователей как
в теоретическом аспекте, так и в практических
приложениях.
Принцип формирования соционического типа
Московским социоником Е.В. Ольковой была выдвинута гипотеза о том как происходит формирование соционического типа человека. Откуда берется тип информационного метаболизма? Когда он закладывается и как формируется? Оказалось, что система обработки данных (ТИМ психики) не передается генетически от родителей к ребенку. Система обработки данных (ТИМ психики), которой будет пользоваться ребенок в течение всей своей жизни, определяется той текущей информационной обстановкой, в которой находится ожидающая ребенка женщина.
Тот аспект информации, который
был самым активным в восприятии матери
во время беременности, становится болевой
точкой модели психики ребенка (Болевая
точка - это область знаний, по которой
человек всю жизнь собирает сведения,
но не может составить достаточно полной
картины, чтобы правильно и быстро оценить
текущую ситуацию. Информация здесь воспринимается
неуверенно, самооценка начинает колебаться,
человек подозревает угрозу, мобилизует
защитные механизмы, захлопывается, и
взаимопонимание пропадает). Была проведена
большая практическая работа по подтверждению
или опровержению этой гипотезы. Были
опрошены более четырехсот пар мать-ребенок.
На основе этих статистических данных
был сделан вывод, что предложенная гипотеза
подтверждается. На XXIII международной
конференции по соционике в городе Киеве
(сентябрь 2007года) Ольковой Е.В. был представлен
доклад "Изучение зависимости социотипа
рожденного ребенка от состояния, мыслей
и ожиданий его матери перед и во время
беременности". Эта работа была одобрена
Научным Советом Международного института
соционики. Материалы исследования собраны
в книге Е.В.Ольковой "Происхождение
соционического типа или проблемы в наследство".
Данная книга была опубликована в журнале
"Психология и соционика межличностных
отношений" №№ 2-12, 2008 г. За эту работу
Международный институт соционики присвоил
Е.В.Ольковой научное звание Магистра
философии в области соционики (2009 г.)
Природа аспектов социотипа
При определении соционического типа определённого человека создаётся энергетическая матрица – структура типа, состоящая из четырёх каналов. Каждый канал – это один из «аспектов восприятия человеком реальности».
Изучая особенности человеческой психики, Карл Густав Юнг описал следующие психические признаки, которые послужили основой для типологии:
Независимое сочетание этих признаков образует 16 психологических типов Юнга. Их использует соционика, в основном получившая распространение в СНГ, и Типология Майерс-Бриггс, широко используемая в Америке.
В издании «Природа собственного я» Горенко и Багульника (2009) хорошо описана природа происхождения аспектов, которые включает в себя социотип:
«Человек обладает огромной восприимчивостью и приспособляемостью к внешним изменениям и очень чувствителен к новой информации, поступающей к нему. Человек как физическое существо остро нуждается в еде, воздухе и тепле; человек как разумное существо – в информации.
Из всех видов восприятия реальности
есть основные четыре типа информации:
пространство, время, материя и энергия.
У каждого человека есть возможность отслеживать
и обрабатывать все четыре вида информации.
В нашей психике предусмотрены следующие
четыре «способа»: обработкой информации,
связанной со временем, занимается интуиция;
пространством – сенсорика; материей
– логика; энергией – этика. Но эти формулировки
нельзя воспринимать буквально: у каждой
из них в любой науке есть свои толкования,
которые немного отличаются друг от друга.
В данном же случае они уже наполнены чисто
«соционическим» смыслом, и попытка провести
параллели между «интуицией» соционической
и психологической (или иной) только путает
дело».
Типология Юнга
Понятие «психических фукций» ввёл в психологию (в 1921 году) и развил в своих последующих работах известный швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. По Юнгу, они представляют собой характеристики индивидуальных психических процессов, которые в комбинации позволяют описать различные «типы личности».
Основные психические функции по Юнгу: