Соционика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 19:25, реферат

Описание работы

Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основе работы Карла Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество).

Содержание работы

Введение. Соционика и наука…………………………………………...…3
Статус соционики……………………………………………………..….....4
Принцип формирования соционического типа…………………………..7
Природа аспектов социотипа……………...……………………………….8
Типология Юнга…………………………………………………………....10
Применимость юнговской типологии……………………....12
Соционический тип……………………………………………………........13
Модель типа информационного метаболизма (Модель А)…………….15
Информационные аспекты в психике……………………….15
Краткое описание информационных аспектов…………......15
Немного о происхождении графических символов…….....16
Психические функции в модели…………………………….17
Расположение соционических функций в модели А….......18
Интертимные отношения………………………………………………......20
Соционическая квадра………………………………………..20
Соционический клуб……………………………………….....20
Кольцо заказа…………………………………………….........20
Кольцо контроля (ревизии)……………………………….......21
Другие малые группы…………………………………………21
Таблица интертипных отношений………………………...…21
Признаки Рейнина……………………………………………………….....24
Таблица признаков Рейнина.………………………………...25
Основные проблемы соционики………………………………………......26
Проблема сходимости………………………...……………...26
Отсутствие экспериментальной проверки………………….27
Несовершенство описаний социотипов…………………….28
Терминологическая путанница……………………………....28
Проблемы, наследуемые от юнгианской типологии личности………………………………………………………………….....29
Методы определения типа……………………………………………........30
Тесты……………………………………………………….......30
Интервью………………………….…………………………...30
Анализ поведения…………………………………………......31
Анализ невербального поведения…………………………...31
Заключение…………………………………………………………….........33
Список использованной литературы………………………………...........34

Файлы: 1 файл

Соционика реферат.docx

— 125.55 Кб (Скачать файл)

Опираясь на свой практический опыт, Юнг выделил и обозначил следующие характеристики": «мышление», «чувство», «ощущение» и «интуиция». Их он определил следующим образом:

  • Мышление — та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство — функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.
  • Ощущение — это восприятие, совершающееся посредством органов чувств.
  • Интуиция — функция, которая передаёт субъекту восприятие бессознательным путём. Предметом такого восприятия может быть всё — и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

По мнению Юнга, одна из этих характеристик или «функций» может быть господствующей над другими, и тогда формируется соответствующий «психологический тип»  — мыслительный, чувственный, ощущающий или интуитивный.

 

Функция

Интроверсия / экстраверсия

Мышление

Экстравертное мышление

Интровертное мышление

Чувство

Экстравертное чувство

Интровертное чувство

Ощущение

Экстравертное ощущение

Интравертное ощущение

Интуиция

Экстравертная интуиция

Интравертная интуиция


Другой характеристикой, выделенной Юнгом, была психологическая установка, которая может быть экстравертной либо интровертной — направленной перимущественно на восприятие внешнего мира, либо «внутрь себя». Полагая, что «чистых» экстравертов и интровертов не бывает, Юнг считал, что у каждого человека одна из этих установок всё же преобладает. Это понятие, введённое автором на интуитивном уровне, было затем обосновано научными методами, в том числе, с использованием факторного анализа. Оно получило дальнейшее развитие в работах Г. Айзенка и многих других.

С учётом психологической установки, четыре психологических типа Юнга (мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный) дают «восемь наглядных психологических типов»  (показаны в таблице справа).

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

 

Основная функция

Возможные дополнительные

Мышление

Ощущение

Интуиция

Чувство

Ощущение

Интуиция

Ощущение

Мышление

Чувство

Интуиция

Мышление

Чувство

— «рациональные» функции  

— «иррациональные» функции


Все функции он разделил на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума — мышление и чувство, — и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» — ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение — интуицию и наоборот), хотя этот простой принцип, согласно Юнгу, выполняется далеко не всегда. Он проиллюстрирован на рисунке, где по горизонтали расположены рациональные функции, а по вертикали — иррациональные.

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция (ощущения либо интуиции), а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция (мышления либо чувства).

  • Применимость юнговской типологии

Юнг не предназначал свою типологическую систему для классификации людей. Он считал её, во-первых, инструментом исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психологического опыта, его классификации в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической сетки» — пишет Юнг). Во-вторых, типология — инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок.

 

 

 

 

Соционический тип

Соционический тип (социотип, тип информационного метаболизма, ТИМ, психотип) человека — это тип психики человека, который определяется степенью осознанности информации, получаемой человеком о разных аспектах мира. Социотип определяет способы получения и обработки информации, возможности человека при взаимодействии с окружающей действительностью, его сильные и слабые стороны.

Всего в соционике рассматривается 16 типов информационного метаболизма (соционических типов):

    • «Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (интуит, логик, экстраверт, иррационал, ИЛЭ)
    • «Дюма», «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (сенсорик, этик, интроверт, иррационал, СЭИ)
    • «Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал, ЭСЭ)
    • «Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал, ЛИИ)
    • «Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал, ЭИЭ)
    • «Максим» («Максим Горький»), «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал, ЛСИ)
    • «Жуков», «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (сенсорик, логик, экстраверт, иррационал, СЛЭ)
    • «Есенин», «Лирик» — интуитивно-этический интроверт (интуит, этик, интроверт, иррационал, ИЭИ)
    • «Наполеон» (Цезарь), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (сенсорик, этик, экстраверт, иррационал, СЭЭ)
    • «Бальзак», «Критик» — интуитивно-логический интроверт (интуит, логик, интроверт, иррационал, ИЛИ)
    • «Джек» («Джек Лондон»), «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал, ЛИЭ)
    • «Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал, ЭСИ)
    • «Штирлиц», «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал, ЛСЭ)
    • «Достоевский», «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал, ЭИИ)
    • «Гексли», «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (интуит, этик, экстраверт, иррационал, ИЭЭ)
    • «Габен», «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (сенсорик, логик, интроверт, иррационал, СЛИ)

Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться. Некоторые соционики, однако, полагают, что социотип может временно изменяться (обычно в ближайшие типы) при нахождении в изменённых состояниях сознания.

 

 

Модель типа информационного метаболизма (Модель А)

 

Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте разработала 8-компонентную модель (модель А) психотипов Юнга вместо его 4-х компонентной модели и переработала содержание юнговских функций.

  • Информационные аспекты в психике

Аспекты информационного метаболизма Анализируя 8 юнговских функций Аушра Аугустинавичюте переработала их содержание, уточнив и дополнив его. По Аугустинавичюте, вид информации относящийся к этим функциям в соционике называется информационным аспектом.

Были внесены изменения в терминологию. Аушра Аугустинавичюте использовала для обозначения признаков «мышление» и «чувство» термины «логика» и «этика», для обозначения признаков «интуиция» и «ощущение» термины «интуиция» и «сенсорика».

Соционика опирается на то, что разные люди по-разному акцентируются на разных аспектах воспринимаемой реальности. Непрерывный процесс отсеивания и использования людьми воспринимаемой информации называется «информационный метаболизм» (ИМ). Использование информации определённым образом — это функции психики, а те части информации, которые этими функциями используются — это информационные аспекты воспринимаемой реальности.

В терминологии Аугустинавичюте, аспекты делятся на «рациональные» или «иррациональные». «Рациональные» аспекты делятся на «логические» и «этические», а «иррациональные» — на «сенсорные» и «интуитивные».

Дихотомия «экстраверсия»/«интраверсия» трактуется как дополнительный признак, уточняющий акцентированность функции психики на внешних или внутренних составляющих аспектов базовых дихотомий. Получается {4*2 = 8} элементарных аспектов, на которых способна акцентироваться психика в разных своих функциях.

Для графического обозначения аспектов Аугустинавичюте ввела символы: логика обозначается квадратом, этика — квадратом с вынутым верхне-правым углом, сенсорика — кругом, а интуиция — треугольником. Экстравертные аспекты обозначаются чёрным цветом, а интровертные — белым.

  • Краткое описание информационных аспектов:

 

      • — «чёрная логика» (деловая логика) — устройство технологических процессов, принципы работы механизмов, деловые качества, уровень эффективности и оптимальности, целесообразность. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием организаторские способности, стремление и умение к сбору полной и достоверной информации.
      • — «белая логика» (структурная логика) — причинно-следственные связи между объектами, объективные закономерности, правила и схемы. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием понимание формальных правил, стремление к систематизации информации и деятельности.
      • — «чёрная этика» (этика эмоций) — эмоциональное состояние человека, эмоциональная энергетика, эмоциональная оценка объектов и явлений в объективном смысле. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием умение управлять настроением отдельного человека и эмоциональным фоном людей в группе, выражать чувства и эмоции, стремление и умение создавать имидж.
      • — «белая этика» (этика отношений) — межличностные отношения, субъективные симпатии и антипатии, моральная оценка поступков людей по отношению друг к другу. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием возможность манипуляции отношениями, понимание тонкостей поведения в обществе, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.
      • — «чёрная интуиция» (интуиция возможностей) — потенциальные качества и возможности объектов, способности людей, варианты. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием многоплановое восприятие мира, стремление к новаторству.
      • — «белая интуиция» (интуиция времени) — тенденции развития событий, пути перехода от одной ситуации к другой, своевременность, связь времён. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к прогнозированию, оценке затрат времени, способности по управлению своим и чужим временем.
      • — «чёрная сенсорика» (силовая сенсорика) — физическая сила и волевые качества людей, влияние их материального положения и веса в обществе, расстановка сил, объективные качества внешнего вида объектов. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к восприятию материальных объектов и окружающего пространства, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
  • — «белая сенсорика» (сенсорика ощущений) — гармония форм и положений одних объектов относительно других, ощущения органов чувств, физическое состояние человека. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием стремление к удобству, комфорту и уюту, здоровью, физическим удовольствиям, умение это обеспечить.
  • Немного о происхождении графических символов

Экстравертную сенсорику мы обозначили кружком  , фигурой, которая создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию — треугольником  , который отлично вписывается в круг. Логика и этика — это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом  , как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла  .

— Аушра Аугустинавичюте. О дуальной природе человека

  • Психические функции в модели А

Психические функции — это определённые элементы человеческой психики, с помощью которых человек взаимодействует с информационными аспектами окружающего мира. Функции представляют собой способности человека с особым умением разбираться в определённых аспектах. Всего существует 8 психический функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым одним из 8 информационным аспектом, воспринимает, обрабатывает и выдаёт информацию, связанную с ним.

Модель на примере типа ИЛЭ:


   

1

2

4

3

6

5

7

8


   

Эго

Суперэго

Суперид

Ид



    • 1 функция — «базовая» (программная), она определяет доминирующие сферы приложения сил и программу действий носителя социотипа.
    • 2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.
    • 3 функция — «ролевая» (нормативная), по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
    • 4 функция — «болевая» (мобилизационная), точка наименьшего сопротивления; по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи, желательно без лишних слов (как это делает фоновая).
    • 5 функция — «внушаемая» (суггестивная), по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».
    • 6 функция — «активационная» (референтная), по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
    • 7 функция — «наблюдательная» (контрольная, ограничительная, рамочная), по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу. С её помощью человек ограничивает нежелательное воздействие на себя, выражает несогласие или отказ.
    • 8 функция — «демонстративная» (эталонная, фоновая), она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.

Информация о работе Соционика