Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 19:25, реферат
Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основе работы Карла Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество).
Введение. Соционика и наука…………………………………………...…3
Статус соционики……………………………………………………..….....4
Принцип формирования соционического типа…………………………..7
Природа аспектов социотипа……………...……………………………….8
Типология Юнга…………………………………………………………....10
Применимость юнговской типологии……………………....12
Соционический тип……………………………………………………........13
Модель типа информационного метаболизма (Модель А)…………….15
Информационные аспекты в психике……………………….15
Краткое описание информационных аспектов…………......15
Немного о происхождении графических символов…….....16
Психические функции в модели…………………………….17
Расположение соционических функций в модели А….......18
Интертимные отношения………………………………………………......20
Соционическая квадра………………………………………..20
Соционический клуб……………………………………….....20
Кольцо заказа…………………………………………….........20
Кольцо контроля (ревизии)……………………………….......21
Другие малые группы…………………………………………21
Таблица интертипных отношений………………………...…21
Признаки Рейнина……………………………………………………….....24
Таблица признаков Рейнина.………………………………...25
Основные проблемы соционики………………………………………......26
Проблема сходимости………………………...……………...26
Отсутствие экспериментальной проверки………………….27
Несовершенство описаний социотипов…………………….28
Терминологическая путанница……………………………....28
Проблемы, наследуемые от юнгианской типологии личности………………………………………………………………….....29
Методы определения типа……………………………………………........30
Тесты……………………………………………………….......30
Интервью………………………….…………………………...30
Анализ поведения…………………………………………......31
Анализ невербального поведения…………………………...31
Заключение…………………………………………………………….........33
Список использованной литературы………………………………...........34
Далеко не все соционики признают признаки
Рейнина. Критики признаков Рейнина (Д.
и М. Лытовы, В. Ермак) отмечают, что в данной
гипотезе произошёл пересмотр ряда базовых
соционических понятий, а также критикуют
эмпирические исследования признаков
Рейнина за методологическую некорректность.
Тем не менее, в соционике немало их сторонников,
несмотря на существенные отличия в их
понимании разными школами и недостаточность
доказательной базы.
Основные проблемы соционики
Отсутствие единых определений, единого мнения об объекте, предмете и методах соционики
Соционическое знание развивается разными соционическими школами, результатом плохо налаженного взаимодействия между ними являются различные понимания об объекте, предмете и методах соционики. Отсутствие единой терминологической базы и различное понимание одних и тех же определений (аспекты, функции и т. п.) также затрудняет понимание и взаимодействие между различными соционическими школами. Кроме того, одни и те же термины (например, экстраверсия и интроверсия, эго и суперэго) используются в психологии и в соционике в принципиально разных, хотя и кореллирующих значениях, что осложняет взаимопонимание между психологами и социониками.
Подробнее об этом -- в статье Трехов А., Цыпин П. «О корректном понимании дихотомии логика/этика»: , в статье Д.Павлова "Соционика и метадигма современной науки:, а также в теме «Объект, предмет и методы соционики» на форуме Научного Соционического Общества
Сходимость - доля совпадающих результатов определения типа двумя или несколькими типировщиками, которая является также оценкой вероятности совпадения мнений типировщиков. Независимая сходимость -- сходимость определённая в условиях, когда типировщикам не было известно чьё-либо мнение о типе типируемых (антиподом независимой сходимости является осведомлённая сходимость). Проблема сходимости в соционике является одной из основных, - независимые сходимости низкие.
Мнения разных опытных типировщиков о типе конкретного человека могут не совпадать из-за: 1) использования теорий, которые не разделяются другим типировщиком или понимаются иначе (например, признаков Рейнина, разного наполнения аспектов, и проч.), 2) несовершенства существующих методов определения типа, при которых связь используемых критериев с конкретным типом сомнительна, слаба, или используемая информация допускает многозначность интерпретации, 3) недостоверности и недостаточной полноты информации используемой при определении типа.
На данный момент не известно о всерьёз доказанной высокой независимой сходимости даже внутри соционических «школ» в рамках единого метода. В эксперименте «СРТ-99», проведённом в 1999 году с участием 43 типировщиков, было определено значение параметра названого там «сходимостью», который составил 30%, что выше случайного выбора, но недостаточно для достоверного определения типа. В действительности, в СРТ-99 результаты сходимости ещё хуже и около 30% получилось не значение средней парной индивидуальной сходимости, а нечто иное. Средняя же парная сходимость типировщиков, т. е. вероятность того, что мнение любых 2-х произвольно взятых типировщиков совпадёт, рассчитывается по предоставленым данным как среднее (для 13 И-экспериментов ППТИ) значение отношения количества пар типировщиков где мнения совпали к общему количеству возможных пар типировщиков участвовавших в каждом эксперименте ППТИ (за вычетом не давших версий). Полученная таким образом сходимость типировщиков там составила лишь около 16%.
Одним из популярных методов сравнения типирования разными социониками является типирование знаменитостей, в отношении которых встречается сходимость значительно выше, чем при независимом определении типов. Вероятно, это объясняется тем, что типировщикам нередко известны версии друг друга (из опубликованых в печати и сети списков версий, общения в форумах и личного), что значительно влияет на их мнение.
На более высокое значение осведомлённой сходимости относительно независимой сходимости могут влиять 2 фактора: 1) помощь знания версий и аргументов других типировщиков, 2) полубессознательный конформизм мнений. Помощь от знания версии другого типировщика проявляется в том, что это повышает значимость версии, и потому способствует её дополнительному обдумыванию и дополнительному сбору данных, и если версия верна, то эти действия повышают вероятность согласия с ней; с аргументами к версии аналогично, если они корректные и значительные, то их обдумывание повышает вероятность согласия с версией типа. Конформизм мнений является отчасти сознательным от нежелания конфронтации с авторитетным или лично значимым лицом (или лицами), и отчасти бессознательным, когда неоднозначная информация интерпретируется предвзято, по тем же причинам. Конформизму мнений способствует и недостаток качественных данных для типирования знаменитостей, что снижает уверенность типировщика в своих версиях и соответственно способность противостоять мнению других. Также бессознательному конформизму способствует ситуация, когда типировщик узнаёт чью-то версию по типируемому до того как у него появилась собственная, -- в будущем после сбора данных, вероятность согласия с внешней версией будет несколько выше, чем если бы внешняя версия стала известной уже после появления собственной.
Хотя соционика занимается типологией личности и межличностных отношений, в психологических журналах опубликовано лишь несколько статей по соционике (авторы: С. Богомаз, А. Ельяшевич, Д. и М. Лытовы, И. Фоменко), а соционика, при отсутствии толковых доказательств и недостатке авторитетных для академических кругов исследователей, как правило, не признаётся областью психологии. Психология как наука основана на экспериментальной проверке выдвигаемых теорий, а в соционике, как правило, ограничиваются стилем обыденного познания -- единичные наблюдения ведут к выдвижению новых утверждений, которые не проверяются объективно и разносторонне, а либо принимаются (отдельными социониками или соционическими школами), либо по каким-то причинам отвергаются (другими социониками и школами). Так, например, математическая модель признаков Рейнина была в целом принята сообществом без проверки верности их психологического смысла. Отдельные попытки экспериментальных исследований не в полной мере соответствуют требованиям внутренней валидности эксперимента, в них можно обнаружить проявления эффектов Розенталя и Барнума. Также в качестве обоснования верности соционических идей выступают личные наблюдения, ссылка на то, что модель хорошо «работает на практике». В науке подобные утверждения принято проверять, однако соционики редко осуществляют экспериментальную проверку гипотез, предпочитая изобретать новые, в результате количество непроверенных гипотез в соционике не уменьшается. Только когда соционическое сообщество сформулирует работающие принципы и подвергнет их всесторонней и независимой экспериментальной проверке, соционика, при условии подтверждения её основных гипотез, сможет претендовать на звание научной дисциплины.
Если ситуация с признанием соционики академическими кругами в России не улучшится и не начнутся серьёзные исследования её теорий, то... соционика придёт с Запада. Там уже существуют 8-компонентные модели типа и теории интертипных отношений. У них не меньше энтузиазма, больше денег на эксперименты, больше поддержки в академических кругах и, как следствие, начинают проводится серьёзные всесторонние исследования типологии Юнга. Со временем там преодолеют ограничения и заблуждения, унаследованые отМайерс-Бриггс, и создадут типологию личности, ничем не уступающую соционике, и при этом имеющую экспериментально подтверждённую эффективность.
Cоционика позиционируется как
наука о нормальных людях (без
психических отклонений), теоретически
все описания должны быть
Кроме того, сами описания типов носят, чаще всего, популяристический, не строгий характер, что не мешает их авторам претендовать на объективность таких описаний.
В соционике устоявшаяся терминология составляет лишь малую часть. Раздробленность соционических школ фактически привела к появлению множества вариантов названий для одних и тех же понятий, а иногда и конфликтов терминологий.
Самым явным терминологическим конфликтом, пожалуй, явлются признаки Рейнина «левые» и «правые». Левые в работах Аушры и Рейнина соответствуют правым у Гуленко и большинства нынешних социоников и наоборот. Также для того же признака существуют названия «процесс» и «результат», а также «эволюция» и «инволюция».
Разные школы разрабатывали целые системы собственных терминологий. Так, существует не менее 12 различных систем наименований соционических типов -- две разработанны А. Аугустинавичюте, также свои оригинальные системы предложили Гуленко, Седых, Шульман, Слинько, Немировский с Симоновым и другие. Например ИЭИ у Аугустинавичюте - Есенин, у других - Тутанхамон, Ассоль, Тактил-лингвик.
Есть путаница с типом СЭЭ, который у Аугустинавичюте - Наполеон, но некоторые авторы самого Наполеона относят к СЛЭ. «Искателем» Гуленко и Филатова называют ИЛЭ, Шульман -- ЛИЭ, Кейрси и Бейтс -- ИЭИ, «энтузиаст» у Гуленко и Филатовой -- ЭСЭ, у Шульмана -- ИЭЭ, «психолог» у Слинько -- ЭИИ, также так называют ИЭЭ, «коммуникатор» у Мегедь и Овчарова -- ЭСЭ, у Слинько -- ИЭЭ.
От Аугустинавичюте и Гуленко идут две различные системы обозначений аспектов -- у Аугустинавичюте чёрные и белые геометрические фигуры, а у Гуленко -- латинские буквы. Экстравертными или интровертными называют как типы ИМ, так и аспекты информации, хотя Аушра в том же значении называла «аспект тела» и «аспект поля». «Иррациональные» и «рациональные» типы, у Гуленко -- целостные и дробные. Функциями иногда называют не только позиции в модели (творческая, ролевая и т. п.), но и аспекты информационного метаболизма (структурная логика, сенсорика ощущений…).
Подробней о проблеме названий в соционике - см. работу Дмитрия Павлова "Название имеет значение".
Кроме соционики, были и другие попытки создать типологии на основе модели личности по Карлу Юнгу. Однако валидизация их не увенчалась успехом. Эндрю Сэмуэльс, в своей книге «Юнг и Постюнгианцы» пишет: Я не собираюсь рассматривать точные механизмы и подробности построения, проведения и оценки тестов. Два основных теста -- это тест Грея-Уилрайта (1964) (который известен как GW) и Определитель Типов Майерс-Бриггс (1962) (который известен как MBTI). Оба этих теста используют достаточно закрытые вопросы в форме альтернатив; таким образом, можно возразить тому, что несколько юнгианских гипотез встроены в тесты, которые призваны оценить их. Например, Лумис и Сингер (1980) провели эксперимент, в котором они переписали два классических теста, так что были убраны вопросы фиксированного выбора. Участников просили использовать «старый» и «новый» тесты на одном занятии, и были получены поразительные результаты. Расхождение между старым и новым составляло 61 процент относительно такого основополагающего момента, как высшая функция, а 48 процентов испытуемых не имели низшей функции, противопоставленной высшей, как это традиционно ожидалось.
Методы определения типа
Одной из важных особенностей соционики является определение типа информационного метаболизма, наиболее близко и достаточно точно моделирующего проявления человека в различных ситуациях.
Можно выделить четыре основных подхода к определению психотипа:
Следует заметить что подходы не являются взаимоисключающими и зачастую используются совместно.
Первые соционические тесты
появились ещё в самом начале развития
соционики. Сначала они работали по достаточно
простому алгоритму выделения четырёх
базовых дихотомий «логика-этика», «интуиция-сенсорика»,
«интроверсия-экстраверсия» и «иррациональность-
В тесте Мегедь-Овчарова и Вайсбанда всего по 4 вопроса. Тест Вайсбанда несколько сложнее, так как в нём используется древовидная структура. Тест Гуленко построен аналогичным образом, хотя вопросов в нём уже около 70. Также для определения социотипа могут применяться тесты, используемые в родственных соционике типологиях, — MBTI, тест Кейрси и др.
В последнее время появились более сложные опросники, которые учитывают больше параметров. Наиболее известные из них «Многофакторный Тест» (МТ) Д. и М. Лытовых и опросники В. Таланова (ПКЛ, ЛОГиТ, ЛОТ), однако эти разработки нуждаются в независимой проверке.
Вайсбанду принадлежит попытка разработать набор диагностических признаков, тестирование по которому предполагает подробное ознакомление со смыслом каждого из них. Этот тест граничит с методами анализа поведения.
Соционическое интервью представляет собой беседу эксперта (или группы экспертов) с типируемым на запланированые и произвольные темы. Иногда беседа может дополняться данными соционических анкет, которые типируемый заполняет заочно.
В ходе диагностики эксперт по ответам типируемого выявляет признаки типов (дихотомии, расположение различных аспектов в функциях модели типа, признаки Рейнина, принадлежность типируемого к малым группам, и др.). На основе комплексного анализа всех выявленных признаков выносится заключение — версия о социотипе.
Анализируются действия типируемого, связанные с его интересами, способностями, и прочим. Используются данные непосредственного наблюдения за человеком, биографические сведения, журналистские интервью, литературное и иное творчество типируемого и др.занятость.
Метод основан на анализе субъективных впечатлений от невербального поведения (мимики, телесной моторики, и др.) типируемого и связи этих впечатлений с особенностями типов. Другое название — «образный метод». Метод довольно популярен и имеет начало от А. Аугустинавичюте (см. А. Аугустинавичюте «Дуальная природа человека»). Применяется обычно совместно с иными методами, редко являясь основным. Хороши для понимания этого подхода книги Е. Филатовой.