Содержание и методика педагогичесой деятельности в системе социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление технологии работы социального педагога с семьей.
Задачи исследования:Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
Определить способы и средства работы социального педагога, воздействующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.

Файлы: 1 файл

содержание и методика педагогической деятельности в системе соц.раб.(ощёхина).docx

— 38.26 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность этой темы состоит  в том, что семья в современных  условиях не всегда выходит из сложных  жизненных ситуаций. Она нуждается  в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

Объём решенных проблем, связанных  с неблагополучными семьями и  трудными подростками, во многом зависит  от общественных, правовых, образовательных  и других учреждений, окружающих семью  и социального педагога, работающего  с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать  непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска".

Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет  в постоянных ссорах родителей, где  родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и  нейтрализацию. К предупреждению относится  материальная помощь семьям со стороны  государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические  задачи.

Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление  кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

Для оказания помощи семьям организованы различные центры, социальные службы, приюты и др.

Объект: Процесс организации взаимодействия семьи ребенка (социально-педагогический аспект)

Предмет: Деятельность социального педагога в работе с родителями.

Цель исследования: Выявление технологии работы социального педагога с семьей.

Задачи исследования:Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.

Определить способы и  средства работы социального педагога, воздействующие повышению педагогического  потенциала семьи, познавательной и  социальной активности ребенка.

Анализ теоретических  и практических аспектов, изучаемой  проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального  педагога с семьей благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем  самым открывает возможность  на повышение познавательной и социальной активности ребенка.

 

 

 

Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей

1.1. Современная  помощь семье.

Новая социальная политика в стране относительно семьи и  детей проявляется в выплате  пособий на ребенка, создании новых  учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью  и детей.

Это проявилось в организации  различных учреждений социального  обслуживания, которые оказывали  помощь семье, детям-сиротам, трудным  подросткам, организации семейного  отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.

Местные органы создают различные  центры, в которых оказывается  помощь семье в кризисной ситуации.

Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.

В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся  из заключения, алкоголикам, наркоманам.

В центрах реабилитации детей-инвалидов  учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается  психологическая, медицинская и  педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий  занимаются центры досуга. В них  родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.

В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.

Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются  социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой, устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую  обстановку, осуществляется психологическое  и педагогическое просвещение членов семьи.

Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками  являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую  помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из заключения.

В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей  по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается  индивидуальная программа, ведется  психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями.

Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.

Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в  тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

К «группе риска» относятся  несовершеннолетние матери. Сегодня  более 100 тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где  они живут, могут работать или  продолжать учебу.

 

 

 

 

 

1.2. Формы и методы  работы социального педагога  с семьей

Деятельность социального  педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую  и посредническую.[4,177]

Образовательная составляющая включает в себя два направления  деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством  создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной  помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования  ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально - психологическую  поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье  в период кратковременного кризиса.

Коррекция межличностных  отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое  насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего  времени этому явлению не уделялось  должного внимания. К такому виду насилия  относится запугивание, оскорбление  ребенка, унижение его чести и  достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент  социально - педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и  информирование.

Помощь в организации  направлена на организацию семейного  досуга, включающую в себя: организацию  выставок - продаж поношенных вещей, благотворительных  аукционов; клубов по интересам, организацию  семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.

Помощь в координации  направлена на активизацию различных  ведомств и служб по совместному  разрешению проблемы конкретной семьи  и положения конкретного ребенка.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи  информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме  консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

  Формы социально - педагогической помощи семье. Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность  наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить  больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа  требует соблюдения ряда этических  принципов: принципа самоопределения  семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального  педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с  семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для  оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при  решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая  с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.

Наряду с индивидуальными  консультативными беседами, могут применяться  групповые методы работы с семьей (семьями) - тренинги.

Социально - психологический  тренинг определяется как область  практической психологии, ориентированная  на использование активных методов  групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы  и стремиться получить поддержку  и одобрение в группе. Кроме  того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией  развивает активность и уверенность  родителей. [4, 188 - 191]

Еще одна форма работы социального  педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения  и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих  в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность  информации; оперативность получения  сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая  обеспечивается единством избранных  позиций при сборе и анализе  информации; сочетание обобщающих и  дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально - педагогического  мониторинга семьи состоит в  комплексном использовании всех источников данных о процессах и  событиях семейной жизни, как носящих  естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной  инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические  работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические  методики на выявление показателей  внутрисемейных отношений и т. д.)

Социально - педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном  подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. [4, 191]

Информация о работе Содержание и методика педагогичесой деятельности в системе социальной работы