Содержание и методика педагогичесой деятельности в системе социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление технологии работы социального педагога с семьей.
Задачи исследования:Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
Определить способы и средства работы социального педагога, воздействующие повышению педагогического потенциала семьи, познавательной и социальной активности ребенка.

Файлы: 1 файл

содержание и методика педагогической деятельности в системе соц.раб.(ощёхина).docx

— 38.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава 2. Работа социального  педагога в школе

2.1. Методика работы  социального педагога с родителями

Идеалом, к которому стремится  семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов  с родителями:

- Систематическое разностороннее  педагогическое просвещение родителей,  т.е. ознакомление их как с  основами теоретических знаний, так и с практикой работы  с учащимися.

- Привлечение родителей  к активному участию в учебно-воспитательном  процессе.

- Формирование у родителей  потребности в самообразовании.

- Ознакомление учителей  предметников с разнообразными  методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего  опыта.

Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их на определенные типы по...

- работа с детьми девиантного поведения.

- обеспечение правовой  защиты ребенка в семье и  школе.

Работа социальных педагогов  с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.

В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и  индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

Большая социальная значимость целенаправленного общения с  семьей заключается в том, что  направляя по нужному руслу воздействие  родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию  личности самих родителей, тем самым  повышает уровень общей культуры населения.

Индивидуальная работа с  родителями и другими взрослыми  членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине  с социальным педагогом, родители откровеннее  рассказывают ему о своих проблемах  внутрисемейных отношений, о которых  никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует  относится к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

Индивидуальное общение  не только дает возможность учителю  оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода  к детям.

Многое в отношении  школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с  родителями не следует говорить о  трудностях работы с детьми. Нужно  постараться, чтобы у родителей  появилась уверенность, что учить  и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все  необходимые условия. Особенно это  относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок  не ходил в детский сад, впервые  расстаются с ним и очень волнуются.

В обязанности социального  педагога входит посещение семей, с  девиантным поведением. Первый визит в семью - ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

Идя в семью, социальный педагог  ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.

Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к  ученику - ведь близкие хорошо знают  его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или  иного поступка.

Основная задача социального  педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать  ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями начальных  классов, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью  к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в  воспитательном влиянии на ребенка. На собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и  обучения детей в семье и школе.

Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы родительских собраний, социальный педагог может  проводить коллективные консультации с родителями, по особо волнующим  их проблемам.

Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено общеобразовательной школы.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Работа социального  педагога с детьми

Деятельность социального  педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразно, в  том числе в проведении диагностического этапа в аспекте профилактики.

Диагностический этап предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социокультурной ситуации, выявление  основной проблематики подростка и  факторов риска. После анализа ситуации и выявления основных проблем  подростка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию и приведших  к противоправному поведению. При  этом выявляется круг причин, на которые  можно воздействовать с целью  их изменения в условиях образовательного учреждения - с одной стороны и  причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение  специалистов органов и служб  системы профилактики - с другой.

Диагностика проводится посредством  определения уровней личностной зрелости на основе описания четырёх  статусов подростка: психофизического, педагогического, социального, психологического. Статус определяется с помощью экспертных оценок педагогов и специалистов в данной области по специально разработанной  пяти бальной шкале с использованием количественного и качественного  анализа. Кроме этого идёт заполнение «Карты личности подростка группы риска» и диагностика, значимых для личностного  роста показателей: мотивации достижения, социального интереса, творческого  потенциала, а также сложных состояний: фрустрации, тревожности, агрессии.

Социальный педагог, осуществляя  свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности, может организовать положительные  устойчивые контакты с потенциальными клиентами - несовершеннолетними и  с их родителями.

Организация контактов социального  педагога заключается в следующем:

- установление доверительно-уважительного  тона отношений с несовершеннолетними  в условиях учреждения, адекватного  отношения к их проблемам и  возможным трудностям;

- в оформлении обратной  связи с несовершеннолетними  и близкими им людьми путем  разнообразных опросов и нерегламентированного  общения.

- в осуществлении посреднической  функции в разрешении конфликтов  бытового, правового, экономического  характера. 

Основные направления  работы по профилактике правонарушений выстраиваются по принципу определения  проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания "трудных" детей, решение которых способствует получению позитивных результатов. Эти направления напрямую вытекают из уставных документов учреждения, и  требуют участия всех, кто обучает  и воспитывает ребенка: администрации, социального педагога, психолога, родителей.

Чаще всего, приоритетными  направлениями профилактической деятельности становятся:

- помощь семье в решении  проблем, связанных с воспитанием  ребенка;

- помощь подростку в  устранении причин, влияющих на  совершение преступления;

- привлечение детей, родителей  к организации и проведению  социально-значимых мероприятий;

- изучение, диагностирование, разрешение проблем, трудных жизненных  ситуаций, с целью предотвращения  серьезных последствий;

- индивидуальное и групповое  консультирование детей, родителей,  педагогов по вопросам разрешения  проблемных ситуаций;

- помощь конкретным учащимся  с привлечением специалистов  из соответствующих организаций; пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей, членов их семей; организация летних профильных смен для детей «группы риска».

На сегодняшний день нет  официально на федеральном уровне установленных  критериев и показателей мониторинга  детского неблагополучия. В связи  с этим возникает проблема эклиптического подхода к сбору и оформлению информации о детях «группы риска» и их социальной ситуации, когда  каждое ведомство, а зачастую и учреждение собирает эту информацию согласно собственным  представления и специфическим  задачам.

Таким образом, нужно признать, что в банк данных различных органов  и служб системы профилактики поступает не согласующаяся, а иногда и противоречивая информация. При  этом показатели, дающие возможность  качественного анализа в этих отрывочных сводках практически  отсутствуют. Безусловно, это мешает органам управления принимать адекватные решения, опираясь на достоверную и  полную информацию по той или иной проблеме.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, работа социального  педагога создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой  учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента с позиции клиентоцентризма.

Изучив исследования Мудрика  А. В. и Галагузовой М. А. по вопросам социально - педагогической помощи различным типам семей и проанализировав алгоритм работы социального педагога мы выделили следующие этапы работы социального педагога, реализуемые непосредственно через школу.

Социальный педагог сталкивается с разными семьями. Это семьи  где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье  нет отца или матери и ребенок  воспитывается у бабушки или  родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье  нет контактов, когда к ребенку  относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.

Социальный педагог семье  необходим, так как современная  школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности  в воспитании ребенка.

Прежде чем рассмотреть  работу социального педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с  которыми приходится сталкиваться социальному  педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.

В современных условиях, когда на семью возлагается вся  ответственность за воспитание и  содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия  для этого.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

Информация о работе Содержание и методика педагогичесой деятельности в системе социальной работы