Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы: определение организационных условий построения эффективной команды.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятия «группа», «коллектив», «команда».
2. Изучить этапы развития трудового сообщества в группе, коллективе, команде.
3. Выявить факторы, оказывающие влияние на процессы организацион-ного развития.
Введение ……………………………………………………………………….5
1 Соотношение понятий группа, коллектив, команда …………………….7
1.1 Характеристика понятия «группа»………………………………………….7
1.2 Трудовой коллектив и его особенности…………………………………….................................................11
1.3 Команда как высшая ступень эффективной организации…………….15
1.4 Влияние неформальных отношений на сплочённость в организации…………………………………………………………………...27
2 Исследование неформальных отношений в организации как
фактора сплочённости членов трудового сообщества……………..…33
Заключение …………...………………………………………………………36
Список использованной литературы….…………………………….........38
Тезаурус……………...…………………………………………………..........40
|
Государственное бюджетное образовательное учре высшего профессионального образования Московской области
ФИНАНСОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
|
ФАКУЛЬТЕТ ИННОВАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ
_____________ Зав. Кафедрой __________/М.Я.Веселовский/
(отметка о допуске к защите)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организационное поведение»
Тема: «Соотношение понятий группа, коллектив, команда. Формирование трудового коллектива»
студент гр. СБО-2 ______________ /_____________/
Дата регистрации работы на кафедре «___»_______________ 20___ г.
Оценка за защиту ________
Руководитель:
к.пед.н., доцент _______________ / Бузмакова Т.И./
|
Государственное бюджетное образовательное учре высшего профессионального образования Московской области
ФИНАНСОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
|
ФАКУЛЬТЕТ ИННОВАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ
«____» __________200__г.
ЗАДАНИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Студенту гр.СБО-2 ______________________________
(фамилия, инициалы)
Тема работы: «Соотношение понятий группа, коллектив, команда. Формирование трудового коллектива »
Дата выдачи задания: «___» ___________ 20__ г.
Срок сдачи работы: «___» ___________ 20__ г.
Перечень подлежащих
разработке вопросов: ______________________________
Руководитель:
к.пед.н., доцент _______________ / Бузмакова Т.И./
«___» ____________ 20__ г.
Задание принял к исполнению _________ «___» ____________ 20__ г.
|
Государственное бюджетное образовательное учре высшего профессионального образования Московской области
ФИНАНСОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
|
ФАКУЛЬТЕТ ИННОВАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ
ОТЗЫВ
на курсовую работу
студента гр.СБО-2 _______________________
Дисциплина: «Организационное поведение»
Руководитель: к.пед.н., доцент Бузмакова Т.И.
Дата представления работы на отзыв _______
Текст отзыва:
______________________________
Оценка ___ (____________) ___________________ / Бузмакова Т.И./
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….5
1 Соотношение понятий группа, коллектив, команда …………………….7
1.1 Характеристика понятия «группа»………………………………………….7
1.2 Трудовой коллектив и его
особенности…………………………………….....
1.3 Команда как высшая ступень эффективной организации…………….15
1.4 Влияние неформальных отношений
на сплочённость в организации…………………………………………………
2 Исследование неформальных отношений в организации как
фактора сплочённости членов трудового сообщества……………..…33
Заключение …………...………………………………………………………36
Список
использованной литературы….…………………………….......
Тезаурус……………...……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
«Если вы не изменяетесь быстрее, чем ваши конкуренты, вы находитесь в очень опасном положении, а если медленнее, вы погибли». [Дж. Столк, Бостонская консалтинговая компания]
Одной из причин неудовлетворительного темпа роста российской экономики является недостаточный уровень мобильности предприятий, неспособность систем управления адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды в условиях рыночной экономики. Нельзя не отметить и тот факт, что последнее десятилетие характеризуется резким обострением конкуренции практически по всем направлениям деятельности. Этот процесс вызван, в первую очередь, насыщением традиционных рынков сбыта и воздействием научно-технической революции, обусловившей появление новых подходов в конкурентной борьбе. Все это требует поиска путей совершенствования систем управления предприятиями.
Сегодня, в эпоху сильнейшей конкуренции и появления новейших технологий, именно командная работа играет ведущую роль в достижении ощутимых организационных результатов, способствует поддержанию конкурентных преимуществ компаний, является инструментом снижения уровня враждебности и ненависти между людьми.
Широкое развитие коллективных форм организации труда сегодня является общепризнанной тенденцией в развитых странах мира. Во многих случаях одним из основных компонентов подобных структур становятся рабочие команды (work team), которые способны стать средством быстрой и эффективной адаптации к постоянно изменяющимся требованиям рынка. Рабочие команды стали важнейшей составляющей системы тотального управления качеством (total quality management) для большого числа известных компаний, например Texas Instruments, IBM, Boing и др. Многие видные теоретики и практики менеджмента видят в рабочих командах основу управления 21 столетия. В последнее время появились примеры успешного применения рабочих команд и в развивающихся странах.
Актуальность данной темы связана с тем, что в современном бизнесе успешнее действует тот, кто смог собрать эффективную команду. Команда – это один из факторов, обеспечивающих конкурентоспособность компании. Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что, несмотря на быстрое возрастающее признание потребности в командной работе, до сих пор потенциальные возможности команд практически не изучены и не используются в большинстве Российских организаций. Одной из причин такого парадоксального факта является то, что руководители недостаточно четко понимают, что такое команда, как её создавать и как использовать.
Цель курсовой работы: определение организационных условий построения эффективной команды.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятия «группа», «коллектив», «команда».
2. Изучить этапы развития трудового сообщества в группе, коллективе, команде.
3. Выявить факторы, оказывающие влияние на процессы организацион-ного развития.
4. Определить, как влияют неформальные отношения и неформальные объединения на процесс развития трудового сообщества в организации.
Объектом исследования является процесс развития взаимодействия индивидов в организации.
Предметом исследования выступает влияние неформальных отношений в организации на построения эффективной команды.
1 СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
«ГРУППА», «КОЛЛЕКТИВ», «КОМАНДА»
1.1 Формирование социальной группы
1.1.1 Характеристика понятия «группа»
Группа представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В социальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в группе определяет его статус и роли.
Группа — совокупность, несколько[14]
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. [15]
В данной работе мы будем использовать определение группы, как устойчивое объединение людей со своей системой жизненных ориентаций, норм поведения, психологией и имеющее общие социальные признаки, основанные на их участии в совместной деятельности.
Вся жизнь человека проходит в различных социальных группах: семье, школьном классе, производственном коллективе, дружеской компании и т. д. Современное общество демонстрирует большое разнообразие социальных групп, которые, вместе с тем, имеют сходные механизмы формирования.
Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.
Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов. Важным признаком внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это может быть достигнуто с помощью различного рода атрибутов, символов и других способов отделения.
Группа сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в группе предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в группе ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым группа определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам. Если участник группы исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден "подчиниться" группе или уйти из нее.
1.1.2 Социальное взаимодействие в группах (основные теории)
Процессы социального взаимодействия в группах исследованы в теориях "социального обмена" и "символического интеракционизма". [7]
Авторы теории социального обмена, американские социологи Джордж Каспар Хоманс (род. в 1910), Питер Микаэл Блау (род. в 1918) считают, что поведение людей есть не что иное, как постоянный обмен ценностями, как материальными (деньги, товары и т. д.), так и нематериальными (уважение, дружба и т. д.). Люди взаимодействуют только исходя из определенного интереса, прямой обмен между ними обеспечивается личными обязательствами, необходимостью отвечать взаимностью на оказываемые услуги. В случае, когда обе стороны получают выгоды от сотрудничества, происходит укрепление социальных связей между ними. Дж. Хоманс формулирует основополагающий принцип взаимодействующих людей: чем больше вознаграждается определенная деятельность человека, тем чаще он ее повторяет.
Согласно теории, оценка сторонами меры возврата своего вклада основывается на прошлом опыте социального обмена. Именно прошлый опыт формирует ожидания своеобразной "нормы поведения". Нарушение ожиданий со стороны одною из участников взаимодействия влечет за собой разочарование и агрессивную реакцию. Авторы теории отмечали, что отношения сторон в процессе обмена часто бывают неравными, - один партнер проигрывает по сравнению с другим. Этим они объясняют существование в обществе неравенства и статусных различий между людьми. Постоянное одностороннее предоставление важных благ - основной источник власти. Человек, контролирующий, к примеру, услуги, которые люди не могут получить больше нигде, может обрести власть над другими.