Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:53, контрольная работа
Цель работы – осветить положение Казахстана на мировом рынке образовательных услуг.
Задачи:
-рассмотреть текущее состояние образования в Республике Казахстан;
-выявить основные«слабые» места,существующие в современной отечественной системе образования;
-рассмотреть программы по реформированию казахстанского образования.
Введение
1.Состояние и проблемы образования в Казахстане на современном этапе.
1.1 Текущее состояние образования Казахстана
1.2Индикаторы качества образования
2.Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами
2.1Международные критерии образования
2.2Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на2005-2010 годы
2.3 Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане
Заключение
Список использованной литературы
Республика Казахстан на данный момент испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями(вузами) предоставляющими высшее образование.На население чуть больше15 миллионов в Казахстане приходится181 вуза, из которых только 51 являются государственными.В то время как в лидирующих странах мира в области образования,в Великобритании на число населения60,4 миллионов приходится89 вузов, в Финляндии на 5,2 миллиона приходится20 вузов, в Чехии на 10,2 миллиона приходится66 вуза и т.д. В среднем, в странах Восточной Азии,Европы, России и Запада на численность населения от150 тыс. до 700 тыс.человек приходится один вуз. В среднем в мире соотношение этого показателя составляет320 тыс. человек против 84 тыс.в Казахстане. К слову сказать,в 181 казахстанских вузах обучаются свыше 775 тыс.студентов, в то время как в 100 вузах Канады обучаются 1,5миллионов студентов или в Великобритании в 89 вузах учатся640 тыс. студентов.Это наглядный пример диспропорции в количестве охвата обучением населении в республике.Другой острой проблемой казахстанского высшего образования является дорогая стоимость образования,которая порой выходит за рамки возможности оплаты для гражданина со средними доходами. Расходы же на образование со стороны Правительство Казахстана в основном ограничиваются в пределах государственных вузов. Тогда как общие расходы на образование со стороны государства в 2007 году составили примерно 3,8 млн.долларов, то в западных странах эти цифры намного выше, в Швеции– 18,5 млн. долларов,в России – 45 млн.долларов, в США– 267 млн. долларов,в Австрии –свыше 15 млн.долларов США.В мировом рейтинге систем высшего образования Канада занимает второе место после США. Это неудивительно:Канада расходует на развитие системы образования больше средств,чем многие другие развитые страны (7,1% от ВВП против среднего показателя в 6,1%).
Расходы на образование у стран, ориентированных на лидерство,растут высокими темпами. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается,что без адекватного высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений,создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития. Высшее образование приобретает массовый характер.В развитых странах уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения в среднем составляет68 процентов, а в Северной Америке — 84.Стремительно растет число студентов. Если в 1960 году, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось в мире 13 миллионов,то в 1997-м количество возросло почти в семь раз и составило 88,2миллиона. В настоящее время сто миллионов человек обучаются в более 14 тысячах вузах. Среди первых ста лучших — 33 американских университета,15 — британских,по семь университетов Австралии и Новой Зеландии,по пять — Швейцарии и Франции и по три — Гонконга,Японии, Канады и Германии.Лидеры высших учебных заведений мира — Гарвард,Кембридж и Оксфорд.
Одной из главных проблем высшего образования является его недоступность,а точнее дороговизна.Согласно статистическим данным из 16миллионов населения только 15 процентов казахстанцев находятся в возрастной группе, вовлеченной в образовательный процесс. На самом деле реальное число желающих получить высшее образование в стране значительно выше. Например,в сельской местности,аулах много талантливой молодежи, которая в силу финансовых проблем не состоянии получить высшее образование.
Преемственность знаний и свободный доступ к образованию является условием развития любой цивилизации.Когда государство сознательно превращает образование в сферу извлечения прибыли, это не только пагубно сказывается на качестве образования,но неотвратимо ведет к деградации государства. Одним из важнейших направлений развития образования являются вопросы международного сотрудничества,главной задачей которого является интеграция системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство.Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством РК и осуществляется на основе международных договоров,соглашений и конвенций.Взяв за основу реформирования мировой стандарт образования,необходимо использовать опыт индустриально развитых стран,давно осознавших роль образования в развитии государства.
В области высшего образования
немало проблемных ситуаций, в разрешении
которых опыт зарубежных стран, можно
смело применять на практике и
у нас. Среди них – вездесущая
проблема недофинансирования.Решив ее
можно одним махом разрешить несколько,очень
важных для развития высшего образования,проблем.
Это вызванная низкой заработной платой
так называемая«утечка мозгов»,причем
не столько за границу,сколько в различные
коммерческие структуры.“Кадровый голод”
касается не только профессорско-
Сегодня, в период становления информационного общества, когда для успешного функционирования государства необходимо эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий,нехватка специалистов технического профиля является для Казахстана серьезной проблемой.
Казахстан унаследовал в основном принципы и методику советского образования и педагогики.Что касается естественных,точных и технических наук, то здесь сохраняется относительно высокий уровень количественного и качественного состояния образования.Изменения здесь незначительны,за исключением невостребованности специалистов в области этих наук, что ведет к “утечке мозгов из республики.
Вместе с обновлением в Казахстане также наблюдается резкий спад образовательного уровня населения.Это связано с двумя факторами.Первое, это маргинализация постсоветского общества, которая не могла не затронуть учебные заведения.В результате этого процесса увеличивается число вузов с низким уровнем основного контингента преподавателей и выпускниками,далеко не все из которых умеют грамотно читать и писать.Второе — материальное неблагополучие населения, что является основой полуграмотности и нового витка невежества в обществе.
В системе высшего
Министерству образования и науки необходимо признать, что нынешняя система высшего образования в Казахстане является неэффективной и дискриминационной.Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев, снизила образовательный уровень населения и стала причиной беспрецедентной коррупции.
Государству в ближайшее
время надо провести аттестацию вузов,
посредством которого должны остаться
на рынке образовательных услуг
лишь конкурентоспособные.Ранее принятые
Министерство образования и науки Республики
Казахстан меры по сокращению количество
вузов в Республике Казахстан на данный
момент не дают никаких положительных
результатов.До сих пор численность вузов
не уменьшилась. Для того, чтобы поднять
высшее образование в Казахстане на новый
международный уровень, необходимы постоянные
и стабильные инвестиции в сферу образования
и науки, которые помогут максимально
увеличить возможности по подготовке
конкурентоспособных отечественных кадров.
Это касается в первую очередь оплаты
работы профессорско-
2. Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами
2.1 Международные критерии образования
Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества.Государство,которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами,уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации,ставшим уже неизбежностью.В быстро меняющемся мире, возможно,не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.
Образовательные системы зарубежных государств за последние10–15 лет совершили резкий скачок в своем развитии.Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах,имеющих профессиональные навыки и знания.Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений.Личность так же имеет потребности в своем развитии,которое реализуется благодаря образованию.
Однако система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным,личным потребностям в образовании.Отечественная система образования базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной,и обучающемуся сверху указывала«что учить»и «как учить».Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин,которые не всегда представляли интерес для обучающихся.И хотя законодательно был провозглашен демократический принцип управления системой образования,подразумевающий расширение академических свобод и полномочий организаций образования,но это так и осталось нормативной декларацией.Более того, в самом Законе Республике Казахстан «Об образовании»(1999 года) не определено понятие «академическая свобода».
Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран мира Большинство из них сегодня приступили к радикальным изменениям,стремясь создать гибкую мобильную систему высшего образования,отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции.При этом главную цель – повышение адаптационного потенциала вузов планируется достичь через обновление инфраструктуры,методов и технологии обучения,совершенствование педагогического процесса, улучшения качества преподавательского состава. Развитие отдельных отраслей и экономики в целом невозможно без совершенствования образовательной системы для подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям рынка.
Процесс интернационализации проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования.Такие тенденции отчетливо проявляются в образовательной политике ЮНЕСКО,ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития),Европейского Союза, ОБСЕ(Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе).
Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции делает нашу страну участницей целого ряда международных соглашений,проектов и программ. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования отражает современные тенденции ее развития.
Образование должно создавать
условия и гарантии качества, что
достигается путем сертификации
систем менеджмента качества,
В Казахстане в 2001 году как
один из видов государственного контроля
впервые введена
Внедрение международной модели аккредитации в Казахстане начинается с 2008 года. Планируется проведение специализированной аккредитации по 10 образовательным программам,институциональной аккредитации5-ти ведущих вузов Республики Казахстан. На сегодняшний день выделены финансовые средства из республиканского бюджета объемом35 млн. 803 тыс. тенге.
Внедрение международной модели аккредитации позволит:
Информация о работе Современная образования в Казахстане на современном этапе