Современность и что за нею следует

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:57, лекция

Описание работы

Определение современности
Важнейшие характеристики современности.
Современная личность.
За горизонтами современности.

Файлы: 1 файл

Современность и что за нею следует.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Конфликт – это столкновение, вызванное  противоречиями установок, целей, способов действия  по отношению к конкретному предмету или ситуации. Конфликты неизбежны, но могут быть разрешены. Напряженность – это скрытый конфликт, устойчивый и трудно разрешимый. Открытый конфликт, как правило, не угрожает взаимному приспособлению, а постоянная напряженность может привести  к агрессивности и довести семью до распада.

Причины напряженности  - так как определили по степени  важности социологи:

1. несходство характеров, психических черт, самолюбие.

2. Противоположные эталоны культуры, внесенных в семью из разных классов.

3. При изменении установившихся в семье социальных ролей может также возникнуть напряженность. Например,  когда муж теряет работу или когда жена получает более высокое  образование.

4. из-за невозможности сексуального удовлетворения.

5. на почве ведения домашнего хозяйства.

Конфликты и напряженность  возникают также между родителями и детьми. Основные причины –  разница в возрасте, отсюда разница  в культуре, так как  дети воспитываются  уже в иной, информационной цивилизации. На этой почве возникает конфликт ценностей, конфликт между эталонами поведения.

Если устранить конфликты  и напряженность не удается,  то  мы имеем дело с явлением кризиса  семьи, который можно определить как появление  какой-либо новой ситуации, в которой известные и применяемые до сих пор  эталоны действий перестают работать, и существенные потребности всех членов семьи  остаются неудовлетворенными.

Возможные ситуации кризиса:

1. Супружеский треугольник.

2. Крушение ожиданий.

3. Позорное поведение одного из супругов.

4. Экономический кризис семьи.

5. Житейские катастрофы.

6. Война.

В процессе развития российских семей  наблюдается еще ряд  неблагоприятных  тенденций.

Например, в рождаемости  отказ от детей становится массовым явлением  и способом поддержания быстро снижающегося уровня жизни. Во-вторых, растет число детей, рожденных матерями-одиночкамии.

В-третьих, число абортов  стойко превышает вдвое число  рождений .

Кроме этого в России очень высока мужская смертность, а это ведет к преждевременному овдовению, росту числа неполных семей. Возрастает детская смертность.

1/3 разводящихся семей  – это, как правило, молодые  брачные пары, которые не просуществовали  и 5 лет.

 В результате этого  ежегодно более 500 тысяч детей в возрасте до 18 лет остаются без одного из родителей.

 

                  Глобализация человеческого общества.

1. Понятие глобализации.

2. Современное состояние глобализации культуры.

                Первый вопрос.

Глобализация – ряд процессов, которые составляют единый мир (Штомка)

Человечество постепенно начинает рассматривать как социальная целостность.

В прошлом общество представляло собой пеструю мозаику, составленную из изолированных социальных единиц, начиная от орд, племен, царств, империй и кончая еще относительно недавно наиболее широко распространенной формой – национальным  государством.

Современное общество являет собой совершенно  иную картину.

В политической сфере  имеют место наднациональные  единицы различного масштаба: политические и военные блоки (например, НАТО), имперские  сферы влияния и коалиции правящих групп (например, «Большая семерка»), континентальные и региональные объединения (например, Европейское сообщества), всемирные международные организации (например, ООН)

Можно уже заметить контуры  всемирного правительства, когда ряд  важных функций выполняются наднациональными учреждениями (Европейский парламент,  Интерпол).

В экономической сфере  усиливается значение  наднациональной  координации, региональных и мировых экономических соглашений. Наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль  многонациональных и транснациональных корпораций, причем некоторые из них обладают доходом, превышающим  доходы среднего государства.  Например, Ниссан, Тойота, Макдоналдс, Дженерал Моторс и т.д.  С исчезновением плановой хозяйственной экономики рынок становится универсальным  экономическим механизмом, охватывающим весь мир.

В культуре также преобладает  тенденция к единообразию.  Средства массовой информации превращают нашу планету  в большую деревню. Миллионы людей  становятся свидетелями событий, произошедших в разных местах, приобщаются к одному и тому же культурному опыту (олимпиады, рок-концерты), что способствует унификации  их вкусов, восприятий, предпочтений. Одни и те же потребительские товары  распространяются повсюду (феномен кока-колизации). Миграции, временная работа за границей, туризм обеспечивает  непосредственное знакомство с образом жизни, обычаями, нормами поведения в других странах.  Складывается общий язык, , английский язык берет на себя  роль средства профессионального общения в науке, технике, в области компьютерной техники, транспорта, а также  роль средства межличностного общения в путешествиях и туризме.

Указанные изменения  побудили некоторых историков выдвинуть концепцию глобальной истории,  у которой формируются новые движущие силы, новые механизмы и направления.

         2 вопрос.           Современное состояние: глобализация культуры.

Социальные антропологи  – Малиновский и Браун –  в ходе исследований  наблюдали  феномен культурного контакта, культурного  столкновения и культурного конфликта. Эти явления особенно характерны  в ситуации, когда западная цивилизация проникает в местные культуры колониально зависимых стран. На свете осталось очень немного  традиционных обществ. Практически все жители планеты за исключением обитателей самых глухих уголков Амазонки и в Африке испытали на себе влияние высокомодернизированного западного мира.

Местные нормы и ценности, обычаи и мораль, религиозные верования, модели семейной жизни, способы производства и потребления исчезают под натиском современных западных институтов. 

Данное обстоятельство вызвало две противоположные реакции.

Одни антропологи стали  говорить о культурном империализме, который ведет к катастрофическим последствиям: уничтожению самобытности, утрате культурнозависимыми обществами самостоятельности, культурному обеднению в целом.

Другая тенденция –  проповедь этноцентризма, приветствие  борьбы с варварством, дикарскими обычаями.

В настоящее время  наблюдается все больше вестернизация  общества.

Социологи выдвигают  теорию «глобальной ойкумены». Под  ойкуменой понимается  регион постоянного культурного взаимодействия  и перевода феноменов одной культуры на другой язык.

Традиционные культуры возникают в обществах, существующих в определенных границах, они привязаны  к этому пространству и воспроизводят  себя при непосредственных контактах и в одном временном промежутке.

В противоположность  им современные культуры пересекают любые конкретные  временные и  пространственные рамки и благодаря  современным технологиям в области  коммуникаций буквально разрывают  пространство и время.

Культурные потоки в  пределах глобальной ойкумены не симметричны  и не двухсторонни. Большинство из них однонаправленны с четким разделением центра, где формируются  культурные послания и периферии, где  они воспринимаются. Культурные перемещения  от периферии к центру ограничены.  В качестве редких примеров из недавнего прошлого можно назвать латиноамериканские ритмы, и африканский рок.

К специализированным культурным центрам можно отнести США (в  области науки, новейших технологий и массовой культуры), Францию (сверхмодная одежда и деликатесы), Японию (корпоративная культура), к региональным центрам можно отнести Мексику в Латинской Америке , Египет – в арабском мире, Ватикан – в католическом мире, священные города Кул и Мекка – в исламском мире.

Говоря о будущем, социологи предлагают следующие возможные варианты сценариев культурной унификации:

1. Глобальная гомогенизация – полное господство западной культуры, а весь остальной мир – это более или менее удачный слепок западного образа жизни.  Одни и те же товары в магазинах, одни и те же постановки в театрах. Одни и те же кинофильмы, мыльные оперы по телевизору. Исчезновение любой национальной специфики.

2. Периферийная коррупция – упадок и разложение западной культуры в процессе ее адаптации к местным условиям.  Столкновение с периферией искажает и разлагает высшие ценности западной культуры высокоинтеллектуальные достижения не воспринимаются на местах.

В результате чего периферией усваивается порнография, шпионские  триллеры, рэп. Периферия становится своеобразной культурной свалкой.

Кроме того, западные ценности, приживаясь, могут принимать уродливые  формы – например, демократические  ценности могут переродиться в деспотизм, равенство – в семейственность  и кумовство, свобода слова –  в публичные дрязги, свобода собраний – в постоянную войну группировок.

3. Сценарий созревания. Он предполагает диалог и обмен,  когда проникающая культура запада  обогащается ценностями периферии,  а местные культуры обогащаются  на новой основе

.

       Социальные движения и современность.

1. Причины возникновения социальных движений.

2. Типы социальных движений.

       Первый вопрос.    Социальные движения представляют собой исторически универсальный феномен. Люди всегда имели причины для объединения борьбы за свои коллективные цели  против тех, кто стоит на пути к их достижению.

Классики Х1Х столетия  выделили несколько причин, обусловливающих  особую важность и значение  социальных движений  в современный период.

Первое объяснение социальных движений  дал Дюркгейм. При индустриализации и урбанизации  происходит высокая моральная плотность населения. Это создает возможность для контактов и взаимодействия , сплочения единомышленников.  Например, социалистическое движение не могло возникнуть без фабричной системы, где тысячи рабочих находятся в непосредственном контакте, студенческое движение  не  могло возникнуть без университетских городков.

Во-вторых, социолог Теннис считает причиной социальных движений  изоляцию индивидов в современном  обществе, одиночество в толпе.  И этот опыт отчуждения , оторванности вызывает стремление  к общности, солидарности, сплоченности. Участие в социальном движении позволяет удовлетворить  эти всеобщие человеческие потребности.

В-третьих, Объяснения Маркса. Причиной социальных движений является рост социального неравенства. Эксплуатация, угнетение , несправедливость и лишения объединяет людей.

В-четвертых. Социолог Вебер  считает, что демократические преобразования  политической системы, открывающее поле для коллективных действий большим массам людей, создает возможность для объединений.  При этом становится возможным выражение различных мнений, объединение скрытых интересов, активная деятельность  в их защиту  - и это все считается законным правом.

В-пятых, Сен-Симон и  Конт считают, что  социальные изменения и прогресс зависят от действий людей и что общество может быть сформировано  его членами к их собственной выгоде.

В-шестых, современное  общество переживает культурный и образовательный  подъем. Участие  в социальных движениях  требует известной степени сознательности, воображения, неравнодушия к общественным проблемам. Все это связано с уровнем образования, рост которого сопровождается  распространением капитализма и демократии, увеличивает резерв потенциальных участников социальных движений.

В-седьмых, возникновение СМИ.

В результате их функционирования возникает т.н. «демонстрационный  эффект», т.е. открывается возможность  сравнивать свою жизнь с жизнью других.

Обнаруживая, что они  лишены многих благ, люди приобретают  психологическую готовность  к  участию в социальных движениях. Через СМИ граждане узнают о политических кредо, взглядах и желаниях других, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рамки и являющиеся еще одним  социально-психологическим условием для возникновения социальных движений.

       Второй вопрос.

1. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них хотят преобразований внутри страны, не самой страны. Такие движения называются реформистскими.  Например, движения  против абортов, движения за права животных, за ограничение скорости на автострадах.

Другие  движения выступают  за изменение самого общества –  это радикальные движения, например, движения за гражданские  права, за национальное освобождение.

Когда радикальные  движения охватывают  все аспекты  социальной структуры  и направлены на  тотальное изменение общества, тогда мы говорим о революционных движениях. Например, фашистские движения, коммунистические движения.

2. Социальные движения отличаются по качеству предполагаемых изменений  некоторые из них стремятся создать новые институты, ввести новые законы, внедрить новый образ жизни, т.е. они хотят сформировать общество, которого раньше не существовало.  Это прогрессивные движения. например, движение за освобождение каких-либо групп населения.

Другие движения  обращены в прошлое, стремясь восстановить институты, законы, образ жизни, т.е. эти движения направлены  в прошлое. Это консервативные движения.  Например, религиозные  фундаменталистские движения, движение «Морального большинства» в США за восстановление семейных ценностей, монархические движения.

3. Социальные движения  различаются по отношению  к целям предполагаемых  изменений. Одни сосредотачиваются на изменении социальных структур, другие – на изменении личности.

Первые, в свою очередь, принимают две формы –

А) социополитические  движения, которые пытаются изменить политические и экономический курс в стране

Б) социокультурные движения, которые пытаются изменить ценности и нормы общества – хиппи, панки и т.д.

Движения, направленные на изменение личности, также имеют свои разновидности: 

А) мистические ил или  религиозные движения, которые борются  за спасение своих членов;

Б) Движения, призывающие  к самосовершенствованию.

4. В конкретном обществе в конкретный исторический период всегда существует сложная неоднородная система  социальных движений, включающая различные типы.

Информация о работе Современность и что за нею следует