Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:57, лекция
Определение современности
Важнейшие характеристики современности.
Современная личность.
За горизонтами современности.
Например, наряду с одним
движением возникают так
Революции как пик социальных изменений.
1. история вопроса о революции.
2. Ход революции.
Первый вопрос.
Революции служат предметом изучения социологии. Но социологическая теория – это слегка усложненный здравый смысл. Поэтому теория революции опирается на миф о революции, т.е. социология систематизирует то, что люди думают о революции. Революция – это коренной, качественный скачок в развитии той или иной страны и общества, затрагивающий все основные сферы жизни общества. Концепция революции в ее современном смысле относительно молода. Сам термин революция появился в Х1У веке и сначала обозначал всего лишь хождение по кругу.
Лишь с ХУШ века,
с Великой французской
Согласно этой концепции считалось, что общество в процессе революции претерпевает необходимые прогрессивные изменения, что разум или история ведут его к лучшему будущему, к идеальным порядкам. Революции рассматривались как неизбежные этапы на этом пути, побуждающие и ускоряющие эти процессы.
Миф о революции начинает рушиться в ХХ веке. Миф о революции подрывается трагическим образом реальных революций. В общественном сознании неизбежно зреют следующие вопросы: 1. Почему революции никогда не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры? По иронии истории они часто выливались в прямо противоположное, завершаясь еще большим угнетением и несправедливостью, эксплуатацией и угнетением. 2 Почему разум так часто заменяется силой, давлением, бессмысленным уничтожением? 3.Почему на смену бескорыстным и искренним революционерам приходят агрессивные толпы и группы корыстных авантюристов?
Таким образом, революции уже не воспринимаются как воплощение высшей логики истории, их не считаю прогрессивными. Теперь они рассматриваются как несчастья, а не как спасение. И все же революции происходят и несмотря на разнообразие их форм. Им свойственны определенные общие черты и в первую очередь, эти общие черты касаются того, как развиваются революции.
Второй вопрос. Ход революции.
Исторически известные
революции крайне разнообразны. Перечислим
их. Это английская –1640, американская
– 1776, французская – 1789,русская –
1917,мексиканская – 1919, китайская –
1949, кубинская – 1959, филиппинская –
1985,восточная и центрально-
1. Всем революциям предшествуют типичные условия. Которые можно назвать предпосылками революции – это усиление недовольства, озлобленности, появление беспорядков, конфликтов вследствие экономических кризисов, причем наиболее отчетливо это ощущается восходящими классами.
2. На следующей стадии происходит смена позиций интеллектуалов, распространение критических взглядов, философских или политических памфлетов, доктрин, направленных против существующего режима.
3. Режим пытается отвести нарастающую угрозу частичными реформами (столыпинские реформы), но эти попытки воспринимаются как запоздалые, как признак слабости.
4. Паммаралич государства. Это дает возможность революционерам захватить власть.
5. Наступает медовый месяц – период эйфории после победы.
6. Среди победивших появляются первые признаки внутреннего размежевания по кардинальным вопросам – консерваторы стремятся к минимальным изменениям, радикалы хотят эти изменения подтолкнуть.
7. Умеренные реформаторы доминируют, пытаясь сохранить некоторую преемственность с прежним режимом. Это входит в противоречие с мечтами масс, вызывает у них разочарование.
8. Радикалы и экстремисты получают возможность использовать широко распространяющееся недовольство, мобилизуют массы и смещают умеренных.
9. Начинается стадия террора. Когда радикалы пытаются навести порядок силой и стереть приметы старого режима.
10. Постепенно восстанавливается некоторое равновесие, наступает стадия излечивания от революционной горячки, акцент сменяется с политических изменений на экономические.
Все это, конечно, теоретическое обобщение, для каждой страны существуют свои особенности, некоторые этапы возможно отсутствуют, некоторые этапы очень короткие. Но все же любая революция в любой стране не может быть объяснена до конца. Социологи, философы спорят об особенностях революции в той или иной стране, но к общему мнению частенько не приходят, поэтому стали говорить о «загадках революции».
Третий вопрос. Загадки революции.
Первая загадка касается возникновения революции. Революция возникает в силу действия целого ряда факторов и условий, и ясно, что революции возникают лишь тогда, когда все эти факторы появляются в уникальном соотношении, но что представляет собой эта взрывчатая смесь, которая вызывает революцию – этого мы не знаем.
Вторая загадка касается революционной мобилизации. Почему массы людей вдруг преодолевают барьер апатии, пассивности, инерции, подчинения и решают сражаться за свои интересы? Может быть были преодолены некоторые пороги непереносимого крушения надежд, что привело к спонтанным действиям? Как определить эти пороги, ведь в одни времена люди способны терпеть гораздо больше давление и лишение, чем в другие? Этого мы тоже не знаем.
Третья загадка связана с революционным наследием. Являются ли революции отдельными эпизодами со своей собственной, всякий раз заново возникающей уникальной причинностью? А может быть, они подчиняются циклам, формируя широкомасштабную историческую последовательность?
Четвертая загадка касается результатов революции. Революции, особенно успешные, создают героические мифы, их достижения преувеличиваются, а потери игнорируются. Но потом эйфория проходит и выясняется, что результаты революции сильно отличаются от того, о чем мечтали революционеры.
Последняя загадка связана с тем, что большинство революций нельзя предсказать. В современной истории не было большей неожиданности, чем скорость и всеобщность, с какой пали коммунистические режимы в Восточной Европе и в СССР.
Появление человека на земле – это столь же большая загадка науки, как и появление жизни. И дело не только в том, что наука не располагает значительным объемом достоверных фактов, а еще и в том, что по мере ее развития появляющиеся новые факты оказываются и трудно объяснимыми, и противоречивыми, и опровергающими существовавшие научные предположения.
В изучении происхождения человека можно выделить два подхода (гипотезы о божественном творении человека в рамках научных исследований не рассматриваются):
1. Гипотезы о внеземном происхождении человека .
2. Гипотезы о естественном происхождении человека в результате эволюции живой природы. Остановимся на ней более подробно. Основой указанной гипотезы являются, прежде всего, археологические и палеонтологические данные.
Процесс антропосоциогенеза (возникновением человека и общества) был длительным.
По современным данным, первая популяция человеческих существ появилась на земле 2—2,5 млн. лет назад. Иногда называются более ранние даты, но они пока не встречают всеобщего признания в науке. Что же касается места появления, то спор между сторонниками африканской и азиатской гипотез прародины человечества имеет давнюю историю. На данный момент факты обязывают признать более обоснованной африканскую гипотезу. Именно в Африке хорошо прослеживается не только переход от гоминид к Homo habilis, но и переход от Homo habilis к эволюционно более прогрессивной форме - Homo erectus (человек умелый). Ряд известных находок «африканских питекантропов» увенчало сенсационное открытие в 1983 году в Кении, полного скелета 12-летнего Homo erectus, древность которого, согласно вполне надежной датировке, равняется 1,6 млн. лет. Более прогрессивная и более поздняя по сравнению с Homo erectus эволюционная ветвь неандертальского человека изобилует загадками, пока также далекими от разрешения. Много неясного остается в вопросе о том, кто был предком и кто потомком неандертальцев. Неандертальцы — в основном европейская форма ископаемого человека. Подвид Homo sapiens neanderthalensis сформировался на основе популяций, мигрировавших в Европу непосредственно из Африки и адаптировавшихся к холодному климату ледникового периода. Неандертальцы хорошо приспособились к суровым условиям существования не только в биологическом отношении, были умелыми охотниками, они обычно заселяли пещеры, устраивая при входе занавесы из шкур животных. Они умели мастерить грубую меховую одежду. Они известны как первые люди в истории человечества, которые хоронили мертвых, причем похороны сопровождались определенным ритуалом. Предметы, обнаруженные в неандертальских погребениях, наводят на мысль о существовании представлений о загробной жизни.
Казалось бы, эволюционная ветвь неандертальцев была вполне жизнеспособной. Тем не менее, она перестала существовать примерно 30 тыс. лет назад. Возможно, Homo sapiens neanderthalensis просто не выдержал конкуренции с пришельцами, принадлежавшими во многих отношениях к более развитому подвиду - Homo sapiens sapiens.
Это драматическое событие
В настоящее время в руках антропологов имеются уже достаточно достоверные доказательства того, что человек современного физического типа появился не 40 тыс. лет назад (как думали в 1950-х годах), а намного раньше, притом не в Европе. Одно из них, весьма важное, — результат пересмотра датировки черепа Кафзех-6 (Израиль), имеющего практически сложившийся современный морфологический облик. Этот череп поразил исследователей своей необычайной древностью —92 тыс. лет. Проверка методом электронно-спинового резонанса дала еще более внушительную цифру — 115 тыс. лет.
Что касается следов первого человека современного типа, то они, как и следы самого первого человека, ведут в Африку. Древность найденного в Танзании черепа Летоли—18 оказалась равной 120 тыс. лет при достаточно сложившемся современном комплексе черт. Свыше 100 тыс. лет насчитывают многие африканские стоянки Homo sapiens sapiens. К числу новых достижений науки о происхождении человека относится также твердо установленный теперь факт отсутствия жесткой связи между типом каменного инвентаря и эволюционной стадией рода Homo.
Таким образом, в вопросе о происхождении человека достаточно много вопросов. Однако, к ответам на них наука (палеонтология, прежде всего) и философия подходят по-разному. Первая ищет "недостающее звено" в эволюции человека. (Это значит, что найденные на сегодняшний день останки древних людей существенно отличаются друг от друга, а "переходные формы" пола не обнаружены.) Философов же интересует проблема "скачка", т.е. причины и механизм перехода от обезьяны к человеку.
Суть проблемы выглядит следующим образом. Некоторые сущностные черты, имеющиеся у человека говорят о его органической связи с животным миром, поскольку имеют "прообраз" в живой природе. Но у человека они приобретают совершенно новый, "человеческий" характер.
Рассмотрим, что мы имеем в животном мире и в человеческом.
1. Примитивная орудийная
деятельность животных
2. Примитивное мышление как умение совершать нестандартные мышление поступки в стандартных ситуациях в человеческое сознание.
3. Сигнальная система
(определенный звук несет
4. Стадный образ жизни в коллективный образ жизни.
Однако остаётся неизвестным механизм перехода одной "суммы черт" в другую качественно новую.
Есть еще одна, относительно новая гипотеза о происхождении человека, согласно которой человек - это "недоносок" обезьяны. Её появление связано с данными, полученными биологами. Исследования внутриутробного развития зародышей обезьяны и человека поставили перед учеными трудно объяснимую задачу. Оказалось, что в течение почти всего внутриутробного периода развитие зародышей обезьяны и человека совпадает. Это значит, что оба они повторяют одни и те же этапы (естественно, что период беременности у обезьяны и человека неодинаков к тому же у разных видов обезьян он разный, например, у макаки 180 дней, а у шипанзе-225). В какой-то момент развития, зародыш обезьяны имеет те же анатомические признаки, что и зародыш человека накануне рождения. Это касается, прежде всего, позвоночника, кисти руки и черепа. Позвоночник более прямой и похож скорее на позвоночник человека, большой палец руки поставлен перпендикулярно по отношению к другим четырем, лобная и нижняя челюсть расположены на одной линии. В последующем зародыш обезьян продолжает развиваться: изменяется строение позвоночника, большой палец начинает "смотреть" в ту же сторону, что и другие, лоб "скашивается", а нижняя челюсть начинает выступать вперед. Что качается зародыша человека, то его внутриутробное развитие завершается, ибо ребенок человека рождается. Таким образом, получается, что человек - "недоносок обезьяны". Опосредованным доказательством данной гипотезы является также и тот факт, что ребенок человека рождается совершенно беззащитным, и ему приходится практически всему учиться. Тогда как детёныш обезьяны (да и других животных) от рождения обладает определенной "суммой знаний", позволяющих ему выжить. Однако и в этой гипотезе также есть "белые пятна" и главная проблема, которая остается без ответа, насколько возможно было "рождение недоноска" обезьяны.
Человек является предметом изучения разных наук (медицина, психология, педагогика и т.д.), однако каждая смотрит на него с определенной точки зрения. Философия также изучает человека, но, в отличие от других наук, её интересует человек в целом, потому она исследует человека через категории индивид - личность - индивидуальность.