Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:57, лекция
Определение современности
Важнейшие характеристики современности.
Современная личность.
За горизонтами современности.
Индивид (от лат.- неделимое) обозначает единичность в отличие от совокупности, отдельную особь человека, единичного представителя человеческого вида, "одного из". Данное понятие подчеркивает то общее, что присуще всем людям. Противоположностью индивиду является индивидуальность как единственность, самобытность, уникальность, неповторимое своеобразие каких-либо черт, присущих отдельному человеку. При своеобразном "соединении" индивида и индивидуальности возникает личность, как главное понятие в философском осмыслении человека.
В своём первоначальном
значении слово "личность" обозначало
маску (персона - в древнегреческом),
которую надевал актер
Если личность формируется обществом и выступает его конкретным представителем, то она развивается и изменяется вместе с развитием общества. Ретроспективный взгляд на историю позволяет сделать два принципиальных вывода:
1. В разное время
в разных обществах
2. Но при столь значительном
разнообразии все-таки можно
Проблема личности в первобытную эпоху остается открытой. С одной стороны, очевидно, что личность первобытной эпохи имела ярко выраженные отличительные особенности в сравнение с личностями других эпох. Но можно ли говорить о том, что человек первобытной эпохи являлся личностью - это вопрос дискуссионный. Суть проблемы заключается в том, что личность осознает свое "я", выделяет себя среди других, т. е. имеет самосознание. О человеке первобытной эпохи этого не скажешь, коллективный образ жизни формировал в нем коллективное сознание: человек не смотрел на себя как самостоятельно существующее целое, а считал себя частью рода, племени. Косвенным подтверждением этому является тот факт, что, изучая жизнь и быт современных племен, этнографы обнаружили в языках некоторых из них отсутствие местоимения "я"; каждый человек говорил о себе "мы"; подразумевая под этим весь род. А отсюда и определенный тип мировоззрения.
Таким образом, можно предположить, что общественная собственность первобытного типа формировала тип личности, главным отличительным свойством которой было отсутствие личностного начала, отношение к себе как части значимого целого (рода), полное подчинение его интересам. Отсюда можно предположить, что исходной, объективной основой формирования личности является частная собственность. С ее появлением род распадается, и каждый отдельный индивид начинает смотреть на себя как отдельно существующее целое, осознавать ответственность за себя, т. е. формируется собственное "я"
В докапиталистическую
эпоху между человеком и
С переходом к капитализму меняются условия формирования личности. Разрушаются существовавшая социальная структура, отношения личной зависимости, внеэкономического принуждения к труду и т. д. Человек становится лично свободным, между ним и обществом вкладываются отношения вещной зависимости. Все индивиды связаны друг с другом посредством свободного обмена результатами своего труда. К этому следует добавить и тот факт, что рынок, разрушивший натуральную замкнутость прежней эпохи, расширил свободу человека с точки зрения реализации его возможность, он перестал быть обречен на повторение жизненного пути своих предков. Однако, капитализм не дал человеку "полной свободы", более того, он породил такой феномен как отчуждение. Оно, прежде всего, касается экономической сферы и непосредственных производителей, которые, не будучи собственниками средств производства (отчужденные от них), играют в процессе производства исполнительскую роль. А машинное производство превращает работника в придаток машины, жестко требуя от него выполнения производственных обязанностей. В этом смысле работа средневекового ремесленника выглядит более творческой. Естественно, что в капиталистическую эпоху меняются обычаи, традиции, мораль, идеология и т. д. Общество становится более анонимным (следствие перехода к преимущественно городскому образу жизни), рациональным (говоря упрощенно: рынок, требует постоянного счета денег и учета), прагматичным и т.д. Отсюда, личность капиталистической эпохи человек рационалист и прагматик.
Выделенные исторические типы личности подчеркивают лишь то принципиально общее, что присуще людям, живущим в ту или иную историческую эпоху. Хотя в рамках каждого исторического этапа каждый тип общества и даже каждая конкретная культура создают свой особый тип личности.
Не меньше вопросов возникает и по поводу сущности человека. С одной стороны, очевидно, что все люди, жившие и живущие, обладают некоторыми сходными чертами.
1. Они умеют изготавливать
средства труда, используя их
как для производства средств
труда, так и предметов
2. Они обладают знаниями, умениями, которые развиваются вместе с ними.
З. Они знают нравственные правила, понятия и запреты.
4. Они формируются
только в обществе себе
5. Их жизнедеятельность
носит сознательный характер, она
изначально не
Но эти характеристики не вскрывают сущность человека, они лишь дают представление об его отличительных особенностях. Что касается вопроса о сущности человека, то наиболее распространенной является гипотеза о биосоциальной сущности человека. Это означает, что человек рассматривается как существо, "принадлежащее" одновременно двум мирам: природному и социальному. Как существо природное (биологическое) человек отличается тем, что является:
- с одной стороны, особым (уникальным) биологическим видом,
- а с другой, подчиняется природным закономерностям.
Первое означает, что человек имеет свои биологические признаки, которых не имеет никакой другой вид, передаваемые по наследству, при этом каждый человек является носителем своего собственного генофонда. Второе подчеркивает близость человека с животным миром, ибо, несмотря на уникальность, ряд жизненных процессов, происходящих в человеке, определяются природой. Биологически обусловлены продолжительность жизни; детства, зрелого возраста и старости; возраст деторождения; количество рождающихся детей и другие. Правда, следует отметить, что развитие общества влияет на некоторые из этих признаков, видоизменяя их. Например, продолжительность жизни, которая увеличивается. Принадлежность человека к социальному миру означает, что человек становится человеком только в обществе и человеком определенного общества. И те генетические особенности, которые делают каждого человека уникальным, развиваются в каждом обществе по-своему. В связи с двойственной сущностью человека, его принадлежности двум миром возникают многие нерешенные проблемы. Среди них наиболее важны две.
1. Что в человеке доминирует: биологическое или социальное?
2. Какую роль в жизни
человека играют природные
Естественно, что среди многих ответов на эти вопросы существуют крайние точки зрения: "биологизаторская" и "социологизаторская".
Первая абсолютизирует природное в человеке. Примером тому является социал-дарвинизм. Его представители опираясь на учение Ч.Дарвина, пытались объяснить процессы, происходящие в обществе. Вторая отрицает по сути роль биологического в человеке, предполагая, что решающую роль играет воспитание.
Важное место в решении указанного вопроса занимает изучение детей, воспитанных вне человеческого общества. Исследователями собран огромный фактический материал о так называемых «диких детях». В различных странах найдено уже несколько десятков мальчиков и девочек, выросших среди животных. Среди них встречаются и «дети-обезьянки», и «дети-волки», и «дети-леопарды».
Есть еще один весьма любопытный взгляд на сущность человека. Гипотеза о том, что человек отличается не разумом, не даром общения, и т.п., а способностью к подражанию. В отличие от других живых существ, он (человек) постоянно недоволен своей видовой принадлежностью и стремится преодолеть ее. Исследования человека привели некоторых философов к парадоксальному выводу: человек не является венцом природы, напротив, он биологически ущербное существо, человек не способен жить по природным трафаретам. По своей телесной организации и физиологическим функциям он принадлежит животному миру. Но человек утратил свою первоначальную природу. Инстинкты в человеке ослаблены, вытеснены чисто человеческими потребностями, "окультурены". Новейшие исследования показывают, что притупление инстинктов не является результатом исторического развития. Слабо выраженные инстинкты, их "приглушенность" были у человека всегда. В целом, ему всегда были присущи лишь задатки природной ориентации. Значит, человек от природы инстинктивно был глух и слеп. Итак, как биологическое существо человек был обречен на вымирание, ибо инстинкты в нем были развиты слабо. Но, создав данный вид, природа предоставила ему шанс выжить (как и всем другим видам). Не имея жесткой инстинктивной программы поведения, он бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно приспособленным к природе, и как бы вышел за рамки видовой программы (Кстати, многие другие биологические существа, не сумев преодолеть собственную природу, вымерли). Человек подражал животным несознательно. Это не было заложено инстинктивно, но оказалось спасительным для человека. Как бы превращаясь, то в одно, то в другое животное (через подражание им) человек выработал определенную программу поведения, способную меняться. Таким образом, между человеком и природой сложились особые отношения. Человек оказался в особенных условиях существования, создав новую, социально-культурную среду обитания. Значит сущность человека в его "открытости", способности преодолеть видовую ограниченность, быть неотъемлемой частью мира и возвышаться над ним. Человеческая природа как незавершенная возможность, проявляющаяся в бесконечных вариантах бытия, как саморазвитие, в ходе которого несовершенство превращается в совершенство, изъян в достоинство - один из возможных подходов к определению сущности человека.
Итак, человек - одновременно и природное, и общественное существо, но не только. Он еще и духовное существо, несводимое к его социальным функциям. Хотя этот аспект не менее значим, чем два другие, далеко не все исследователи включают его в определения человека. А ведь единство основных качественных характеристик (природное (биологическое), социальное, духовное), практически нерасчленимых и равноправных, свойственно любому из нас как нормальному представителю человеческого рода. Можно сказать, что обретение духовности есть основная цель, назначение, даже предназначение человека: лишь с достижением стадии духовности природно-социальная человеческая индивидуальность может реализовать себя как личность. И в этом плане можно согласится с Н. Бердяевым: "Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни".
С философской точки зрения целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части: дух, душа и тело.
Понятие духа первоначально
имело исключительно