Современные идеологические концепции и доктрины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:06, доклад

Описание работы

В разное время в различных странах господствовали различные идеологии. Важнейшие вопросы современной политики не могут быть поняты без знания особенностей различных политических идеологий. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко обратил внимание на использование позитивных, приемлемых для идеологии Белорусского государства элементов мировых идеологий либерализма, консерватизма, социализма. Рассмотрим эти идеологии.

Содержание работы

1. Мировые идеологии
2. Истоки и становление идеологии белорусского государства

Файлы: 1 файл

идеология.doc

— 99.85 Кб (Скачать файл)

Современные идеологические концепции и доктрины

 

 

 

План

 

1.     Мировые идеологии

 

2.     Истоки и становление идеологии белорусского государства

 

 

 

Мировые идеологии

 

В разное время в различных странах господствовали различные идеологии. Важнейшие вопросы современной политики не могут быть поняты без знания особенностей различных политических идеологий. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко обратил внимание на использование позитивных, приемлемых для идеологии Белорусского государства элементов мировых идеологий либерализма, консерватизма, социализма. Рассмотрим эти идеологии.

 

Либерализм и неолиберализм

 

В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права.

 

Либерализм — (от лат. liberalis, касающийся свободы, присущий свободному человеку), широкое идейное социальное и политическое движение с определенной социальной базой, системой политических партий с программными тактическими и стратегическими установками. Оно объединяет сторонников буржуазно-порламентского строя и буржуазных свобод в экономической, политической и других сферах. Термин либерализм вошел в широкое употребление в первой половине XIX ст., но идеология возникла в XVII‑XVIII ст. когда буржуазия непосредственно выходит на историческую арену и заявляет свои права. Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему закону – таков либеральный императив права.

 

Идея индивидуальной свободы нашла свое отражение в трудах Дж. Локка, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье. XIX в — считается "золотым веком либерализма". В этот период многие мыслители уделяли данному понятию значительное внимание в своих трудах. Среди них необходимо выделить таких, как А. де Токвилль (Франция), Д.С. Милль (Англия), В. фон Гумбольдт (Германия).

 

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы политической ответственности граждан, веротерпимость, гуманизм. В комплекс идей классического либерализма входят:

 

―   в социальной сфере: утверждение абсолютной ценности человеческой личности и равенство всех людей, признание неотчуждаемых человеческих прав на жизнь, свободу, собственность;

 

―   в экономике: признание частной собственности, на основе которой базируется общественное хозяйство, требование отмены ограничений и регламентаций со стороны государства;

 

―   в политической сфере: признание прав человека, разделение законодательной и исполнительной властей, признание конкуренции.

 

Прежде всего, либерализм, это представление о самодостаточности личности и ее приверженности свободе, являющейся ценностью самой по себе. Но специфику либерализма составляет не сам по себе "дух свободы", а разработка институционально-правовых условий его обеспечения. Комплекс этих условий образует систему конституционализма, позволяющую в принципе решить дилемму: законы делаются самими людьми (правит народ) ‑ нет ничего выше закона (правит закон).

 

В XIX в. поднявшаяся после промышленной революции идеология свободной конкуренции и накопительства, была не новой формой либерализма, а специфическим, хотя и оказывавшим на него значительное влияние явлением.

 

Главной проблемой либеральной идеологии всегда являлось определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь человека, совмещение демократии и свободы.

 

Попытки решить эти вопросы и воплотить в жизнь идеи классического либерализма привели к возникновению в XX веке концепции «нового либерализма» или «неолиберализма».

 

Неолибералы проводят попытки реформирования классического либерализма, изменения его формы и идейного содержания. В основу политической программы неолибералов были положены идеи необходимости участия масс в политическом процессе, согласия между управляющими и управляемыми. В целом неолиберализм пытается смягчить некоторые крайности в идеях либерализма.

 

Консерватизм и неоконсерватизм

 

Предпосылкой возникновения консерватизма стали неудачи либерализма после Французской буржуазной революции в XVIII веке. Впервые термин «консерватизм» (от лат. conservare — сохранять) был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на Великую Французскую буржуазную революцию. Идеи консерватизма нашли свое отражение в творчестве таких мыслителей, как Э. Берк, Ж. де Местр и Л. Бональд.

 

Следует также отметить, что консерватизм в политологии трактуется:

 

―   как политическая философия, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; в этом плане он оформился в XVIII в. и связан с именами Э. Берка, Ж. де Местра и др. апологетов монархизма;

 

―   умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам, характеризуется приверженностью традициям, стабильности, упорядоченности, отвергает революционные настроения и с сомнениями оценивает реформистские импульсы, характеризуясь зачастую углубленной религиозностью;

 

Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему политического сознания, предпочитающего прежнюю систему правления новой, независимо от ее целей и идейного содержания, но и принципы политического участия, отношения к государству, личности, общественному устройству.

 

Идейное и политическое значение консерватизма с трудом определяются, поскольку для этого существует ряд причин. Во-первых, наблюдается внутренняя разнородность политической идеологии консерватизма. В его структуре существуют два идейных направления. Одно из которых считает необходимым поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной форме. Второе направлено на искоренение противодействия политических сил и предлагает воспроизводство прежних политических сил. Здесь консерватизм выступает как политическая идеология:

 

―            поддерживающая существующие порядки;

 

―            возвращающая к утраченному.

 

Но различные направления консерватизма имеют общие характерные черты: признание несовершенства человеческой природы и существования всеобщего морально-религиозного порядка, убеждение в неравенстве людей с рождения, необходимость классовой и социальной иерархии. В этом проявляется нехарактерный для консерватизма радикализм, стремление к силовым методам разрешения конфликтов, хотя в консерватизме присутствует уверенность в способности политики смягчать напряжение между социальными слоями.

 

Социальную философию современного консерватизма в целом можно выразить следующими положениями, приведенными политологом Росситетом:

 

―   существование универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией;

 

―   безнадежно несовершенная природа человека, у которого за покровом цивилизованного поведения всегда скрывается неразумие и греховность;

 

―   естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;

 

―   необходимость общественных классов и групп и, следовательно, безрассудность попыток социального уравнительства с помощью силы закона;

 

―   важнейшая роля частной собственности для достижения личной свободы, защиты социального порядка;

 

―   ненадежность прогресса;

 

―   признание того, что социальные нормы являются главной движущей силой прогресса, которого способно достичь общество;

 

―   необходимость активного участия аристократии в государственном управлении;

 

―   ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность традиций, инстинктов, символов, ритуалов и даже предрассудков;

 

―   подверженность ошибкам и потенциальная тирания правления большинства и, следовательно, желательность рассредоточения, ограничения и сбалансированности политической власти

 

В последнее время в мире обычно выделяют три идеологических течения: традиционалистское, либертатистское и неоконсерватизм.

 

Первое ставит акцент на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдения моральных традиций, присущих классическому рыночному капитализму. С акцентом на признание закона и порядка "добрых старых времен". Ее массовой базой в США были движения правых евангелистов, которые превалировали, а часто и определяли духовную атмосферу США на всем протяжении истории страны.

 

Вторая разновидность консерватизма как политической теории — либертатизм как крайняя приверженность идеям неограниченной свободы буржуазного индивида. Его вдохновители — Ф. Хайек с его трактовкой коллективизма как пути к рабству; Дж. Роулс, отрицавший утилитарные традиции политических обстоятельств и социального порядка и ратовавший за пересмотр общественного договора с целью сохранения "естественных" прав индивида; Р. Позик с его трактовкой неотъемлемости этих прав и абсолютности частной собственности как эффективного барьера против всеобщего распределительства. Права индивида первенствуют перед интересами коллектива; государственное вмешательство в экономику недопустимо, ибо оно разделяет основные ценности свободного общества; государство всеобщего благоденствия является всего лишь вариантом социализма.

 

Третье направление — неоконсерватизм сформировалось в качестве ответа на кризис мировой экономики в 70-е годы XX столетия.

 

Неоконсерватизм признает необходимость государственного вмешательства в экономику, но отводит значительную роль рыночным механизмам регулирования. В политической доктрине неоконсерватизма присутствует ряд приоритетных положений: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Государство неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах, обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия на основе законности и правопорядка, при этом развивая институты гражданского общества, сохраняя уравновешенность отношений человека с природой. При этом всегда существует готовность неоконсерватизма использовать в отношениях с противником крайне радикальные средства.

 

Неоконсерватизм в последнее время значительно сблизился с неолиберализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов, чему немало способствовало и изменение самого либерализма (трансформировавшегося в неолиберализм). неоконсерватизм воспринял от него идею общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, демократизации политики и социальных отношений, в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции, стал ближе к современным политическим организациям и т.д.

 

Так в экономике центральным аргументом неоконсерваторов является нерентабельность "социалистических" методов в промышленности.

 

В современной Беларуси консерватизм проявляет себя своеобразно. В период господства либерализма термин «консерватор» использовался для обозначения оппонентов из КПСС. Но вскоре консерватизму был возвращен истинный смысл и он заявил о себе как о мощном политическом течении. Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние, но не как политическая доктрина, а в роли интеллектуального течения. Необходимо отметить, что для нас в настоящее время в идеологии консерватизма ценным является его ориентация на связь поколений, поддержка сильной централизованной власти, восприятие семьи как одной из первоочередных ценностей в общественной и личной жизни индивидуума.

 

Социал-демократизм, марксизм и коммунизм

 

Возникновение социализма связано с многовековым желанием общественных масс социальной справедливости, социальной защиты личности. Его истоки встречаются уже в античности, играют заметную роль в средние века, бросают вызов либерализму в конце XIX начале XX веков.

 

В период развития промышленного капитализма, которое вело к росту численности класса наемных рабочих, стали необходимостью выражение и защита интересов этого класса. В связи с этим складываются доктрины, предусматривающие коренное изменение структуры общества, замены капитализма социализмом без эксплуатации народных масс буржуазией. С распространением этих идей среди рабочих они стали называться социалистическими идеями и теориями. К середине XIX века сложились, а в конце окончательно оформились главные направления социалистической идеологии, имеющие определенную программу, теоретическое обоснование, многочисленных сторонников.

Информация о работе Современные идеологические концепции и доктрины