Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:06, доклад
В разное время в различных странах господствовали различные идеологии. Важнейшие вопросы современной политики не могут быть поняты без знания особенностей различных политических идеологий. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко обратил внимание на использование позитивных, приемлемых для идеологии Белорусского государства элементов мировых идеологий либерализма, консерватизма, социализма. Рассмотрим эти идеологии.
1. Мировые идеологии
2. Истоки и становление идеологии белорусского государства
Последователи считали, что социализм – это общество, на знамени которого начертано «Все во имя человека, все для блага человека». Это общество, в котором:
― средства производства в руках народа, навсегда покончено с угнетением человека человеком, социальным угнетением, нищетой и неграмотностью миллионов людей;
― научно-технический прогресс ведет не к безработице, а к неуклонному повышению благосостояния народа;
― обеспечено равное право на труд и его вознаграждение в соответствии с принципом «От каждого по способностям каждому по труду»;
― устранено национальное неравноправие, утверждены равенство, дружба и братство всех наций;
― идеи свободы, прав человека, обеспечивается единство прав и обязанностей, действуют одни законы и нормы нравственности, одна дисциплина для всех, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности;
― сложился основанный на социальной справедливости, коллективизме и взаимопомощи социалистический образ жизни, дающий человеку уверенность в будущем.
В целом социализм недооценивает и даже вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылки роста материального благополучия человека и общества.
Таким образом, главными преимуществами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, политика, а не экономика.
Весьма характерной чертой XX ст. были многочисленные попытки модернизировать теоретическую основу социалистической идеологии. Но расхождение идей социализма с тенденциями мирового развития в XX ст. и их явная склонность к силовым методам управления значительно ослабили политическое влияние социалистической идеологии в современном мире.
Появление коммунистической идеологии связывается с деятельностью К. Маркса.
Большую часть своей жизни К. Маркс посвятил анализу капитала и капитализма с его непримиримыми антагонистическими классовыми противоречиями. Логика исследований привела К. Маркса к идее неизбежной гибели запутавшегося в своих внутренних противоречиях капитализма. В качестве могильщика капитализма должен был, по К. Марксу, выступить пролетариат, которому нечего терять, кроме своих цепей, и который в решающей схватке раскроет свои могучие крылья и завоюет победу. При этом старательно подчеркивалось, что победа может быть достигнута только в результате насильственной революции. Известно знаменитое высказывание Маркса, что "насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым".
У К. Маркса смысл концепции социализма сводится к избавлению от отчуждения, возвращении человека к самому себе, его самореализации". И тогда марксизм понимается как звено в развитии именно гуманистических учений. Центральная идея "Манифеста Коммунистической партии", "Нищеты философии", "Гражданской войны во Франции", "Критики Готской программы" и, наконец, "Капитала" — обсуждение проблемы освобождения человека в том или другом аспекте. В некотором смысле марксизм только то и доказывал, что для развития современных производительных сил нужен свободный человек. С другим человеком творить современное общество нельзя.
Диктатура пролетариата рассматривалась К. Марксом как жестокое, но необходимое для подавления сопротивления буржуазии оружие. Форма этой диктатуры — революционное государство переходного периода. Выполнив свои функции, диктатура затем, как предполагалось, отомрет, уступив место царству свободы, обществу без классов.
Если политический аспект основной задачи К. Маркса — освобождение человечества — вначале только предполагался, то вскоре он стал главенствующим и в историческом, и в политическом, и в социально-философском учениях.
Один из важнейших методологических принципов марксистской теории — принцип историзма. Он гласит, что любое общество, раз возникнув, проходит в своем эволюционном развитии ряд ступеней и в конце концов, если его не уничтожают внутренние или мировые катаклизмы, переходит на качественно новую формационную ступень. Новое, с этой точки зрения, должно вырасти из самого процесса жизни, доказать свое право на существование своей собственной полноценной жизнью. "Я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественный исторический процесс", — заявлял К. Маркс. А потому, с его точки зрения, оно "не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретом".
Невзирая на столетие перманентной критики, влияние взглядов Маркса в XX в. не только не ослабло, но и парадоксальным образом возросло. Жан-Поль Сартр, Клод Леви-Стросс, Эрих Фромм, Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Юрген Хабермас и многие другие не однажды подчеркивали огромное влияние теории Маркса на формирование их оригинальных концепций. Н. Бердяев, величайший философ и гуманист, всю жизнь клялся в верности Марксу, называя его среди двух-трех людей, имевших для него наибольшее значение.
В настоящее время в рамках неокантианства, позитивизма, неореализма, феноменологии, экологии, многих других направлений философской и социальной мысли существуют течения, идентифицирующие себя с марксизмом.
Современный западный мир умеет ценить подлинные ценности. Независимо от отношения к политическим выводам марксизма, вопреки открытой враждебности к практическим преобразованиям в духе предвидений Маркса здешняя элита учитывает и применяет открытия марксистской мысли. Широко опираются на них и оппозиционные силы. В этом нетрудно убедиться, наблюдая и теоретические дискуссии, и реальную практику Запада. Можно ли развивать современную экономику, совершенствовать экономические отношения в обществе и на отдельном предприятии, игнорируя экономическое учение Карла Маркса? Можно ли эффективно строить демократическое государство, современную демократию, не учитывая Марксова анализа происхождения, сущности и перспектив государственной организации общества? Можно ли правильно ориентировать развитие той или иной страны, не принимая во внимание выводов Маркса о закономерной связи и этапах исторического процесса? Все эти мысли так или иначе, в прямой или обратной связи живут в мировой цивилизации. Недаром марксистские положения изучаются на всех ступенях образования. Активно работают над ними различные научно-исследовательские центры. Регулярно проводит, например, мероприятия в Париже и во всей Франции организация под названием "Пространство Маркса" (аналогично пространствам Лобачевского и Эйнштейна).
Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе - стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете.
С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый век. С этой идеологией были одержаны великие победы - над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос.
Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало частью и нашей жизни. Все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества.[1]
Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э. Бернштейном и др.
Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике.
Составными частями концепции "демократического социализма" являются политическая, экономическая и социальная демократия.
Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.
Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики.
Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают рыночным отношениям.
Термином "социальная демократия" обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия.
Идеологической основой социал-демократизма является доктрина демократического социализма, основными ценностями которого провозглашаются свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность.
Решающим условием утверждения социализма и самой его сутью социал-демократизма считает осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества — политической, экономической и социальной. Политическая демократия должна обеспечить все права и свободы граждан, гарантировать существование парламентской системы, всеобщее избирательное право, многопартийность, право на оппозицию, господство закона, реальное участие граждан в управлении общественными делами.
Экономическая демократия, полагают социал-демократы, призвана обеспечить создание такой экономической системы, которая бы гарантировала использование всех богатств в интересах всего общества, утверждение контроля общества над экономикой, многообразие форм собственности, определяющую роль рынка и активное участие государства в развитии экономики, различные формы участия трудящихся в управлении производством, как на предприятиях, так и в рамках всего общества.
Другие политические идеологии
Анархизм — общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Стремление к анархизму как образ мышления встречается у киников и в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах средневековья.
Цельная теория анархизма возникла в трудах английского писателя У. Годвина, сформулировавшего концепцию «общества без государства» в книге «Исследование о политической справедливости» (1793).
«Коллективистский» анархизм Бакунина постулировал идею о том, что любое государство есть орудие угнетения масс и должно уничтожаться революционным путем. Социальный идеал Бакунина сводится к обустройству общества как «свободной федерации» крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда.
Технократизм — распространенный в западной общественной мысли принцип обеспечения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна принадлежать технократам — носителям технического прогресса, высшим слоям технических специалистов.
Технократизм появился на волне успешного научно-технического развития уже в 19 в., но в полной мере проявил себя в 20 в, когда стала развиваться научно-техническая революция. Наиболее ярко технократизм воплотился в различных утопических технократических идеях, которые постулировали реальное воплощение его принципов в практике западного общества.
В 1960-1970 технократизм был положен в основу индустриалистскихтеорий, которые постулировали реальное воплощение его принципов в практике западного общества.
Истоки и становление идеологии белорусского государства
Дискуссии по проблеме формирования идеологии национальной государственности ведутся во всех государствах СНГ. Во всех этих дискуссиях проводится мысль о том, что поскольку народ выступает одним из самых главных субъектов политики, следовательно, он является носителем определенных идеологических воззрений.
Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можно сделать вывод о том, что идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности — это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.
Информация о работе Современные идеологические концепции и доктрины