Современные течения социально-философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований - человеческие отношения во всех их формах проявления.

Если вспомнить предмет философии его общую схему, то она полностью приложима и к социальной философии за вычетом, конечно, тех сторон, которые оказываются предметом онтологии, теории познания, методологии, общей этики и теоретической эстетики. С этими дисциплинами, кстати, тесно связаны все проблемы социальной философии, например, проблема сознания, проблема человека ит. п.

Содержание работы

1 Введение. 3
2 Исторические и теоретические предпосылки возникновения социальной философии как самостоятельного раздела философского знания. 4
3 Основные этапы и направления развития социальной философии. 6
4 Современные течения социально-философской мысли. 13
5 Заключение. 18
6 Список использованной литературы. 20

Файлы: 1 файл

соц. реферат.docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

 

Социальная философия, имея дело с  особого рода особенным - человеческим обществом, - изучает не особенное  как таковое, а его наиболее общие, или всеобщие стороны. В силу этого  она не обладает первичным материалом, а заимствует его у частных  наук. В качестве первичного материала  выступают совокупные фактические  и теоретические данные естественных, общественных и технических наук. При этом социальная философия исходит  не из всего массива фактов и частных  теорий, а из основного и обобщенного  фактического и теоретического материала. Этот совокупный материал глубоко прорабатывается  и критически осмысливается ею на основе философского анализа.

 

Соотношение социальной философии  с другими общественными науками  носит диалектический характер, обусловленный  их взаимной связью и взаимодействием. Влияние социальной философии на такие науки, как экономика, социология, политология, история, право, статистика и т. д., обусловлено, прежде всего тем, что социальная философия рассматривает общественную жизнь на более высоком уровне обобщений, нежели другие общественные науки. В соответствии с этим она формулирует свои выводы в более абстрактной форме. В силу этого социальная философия выступает в качестве общей методологии познания социальных явлений для более конкретных общественных наук, рассматривая наиболее общие закономерности и тенденции развития общества. Вместе с тем социальная философия выступает в качестве общей теории развития общества, исторического процесса.

 

Эти методологическая и общетеоретическая  функции социальной философии по отношению к другим общественным наукам обнаруживаются уже в формулировках  ее основных тем и вопросов: сущность, общества, природные основы общественной жизни, общество как целостная социальная система, основные сферы общественной жизни, материальная и духовная жизнь  общества, смысл истории, философские  проблемы человека и т. д.

 

Отметим также, что социальная философия, формулируя наиболее общие закономерности, принципы и категории социального  познания, неизбежно проникает в  саму ткань других общественных наук и помогает им в формулировке конкретных категорий и методов исследования. Возьмем для примера теорию права  как одну из важнейших дисциплин  в юридических науках. При объяснении таких ее категорий и вопросов, как правосознание, право, правовая справедливость, гуманизм права, толкование норм права (закона), правовой нигилизм и т. д., видимо, невозможно обойтись без понимания сопряженных с указанными правовыми категориями философских категорий и концепций: общественное сознание, философия справедливости, гуманизм, герменевтика и т. д.

 

Социальная философия, таким образом, имеет важное значение для развития других общественных наук. При этом следует, конечно, иметь в виду, что характер воздействия социальной философии на эти науки может быть разнокачественным. Все зависит от того, на что опирается сама социальная философия -- науку или мистические представления.

 

И здесь мы сталкиваемся со второй стороной взаимодействия социальной философии  и частных общественных наук. Она  выражается в том, что последние, в свою очередь, влияют на первую. Причем влияют опять-таки неодинаково. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Философия, стремящаяся к утверждению своего научного статуса, должна опираться на научные достижения, полученные в рамках других общественных дисциплин.

 

Влияние конкретных общественных наук на социальную философию состоит, прежде всего, в том, что она обобщает данные общественных наук и развивается  на этой основе. Таким образом, происходит постоянная пульсация, взаимо переход от общего к частному, и наоборот.

 

Конкретные общественные науки  имеют, конечно, собственный предмет  исследования, свои законы, методы и  свой уровень обобщения знания. Философия  же делает предметом своего анализа  обобщения частных наук, то есть она имеет дело с более высоки, вторичным уровнем обобщения.

 

Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных общественных наук, то задача второго  уровня -- выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом социальной философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижение частных наук, конечно, в том случае, если, как уже отмечалось, сама она претендует на научность.

 

Другое соотношение наблюдается  между социальной философией и общефилософской  теорией. Здесь первая выступает  по отношению ко второй уже как  более конкретная наука. Общая философия  изучает не только наиболее общие  законы развития общества, но также  и мышления, и природы. В данном случае общая философия выполняет  функцию общей теории и методологии. При этом неверно полагать, что  социальная философия образует просто часть общей философии, механически  включенную в нее.

 

Социальная философия отличается от общей философии тем, что имеет  специфический предмет. Она изучает  социальную жизнь в более конкретном плане и в более полном виде. Она обладает своими специфическими законами и категориями. Эта особенность  обусловлена, прежде всего, тем, что  социальная философия имеет дело с социальной реальностью, в которой, в отличие от природы, действуют  люди, наделенные сознанием, волей и  эмоциями, влияющими на ход событий.

 

Следует также отметить, что не только общая философия оказывает  влияние на социальную философию. Имеет  место, и обратное воздействие социальной философии на развитие обшей философии. При этом первая не только доставляет «материал» для развития второй, но и способствует выработке, уточнению  и конкретизации самих общефилософских  категорий. Так, например, говоря о соотношении бытия и сознания в общей философии имеют в виду, прежде всего то, что сознание в ходе исторического процесса возникает на основе материальных и социальных предпосылок как высшая форма отражения в живой природе. Когда же рассматривают соотношение материального бытия и общественного сознания как один из основных вопросов социальной философии, то в первую очередь имеют в виду обусловленность качества сознания людей материальными условиями их жизни, направленность, виды, состояния и формы общественного сознания.

 

С самого начала изучения социальной философии необходимо иметь в  виду по крайней мере две узкие и непродуктивные в целом стратегии исследования: 1) натуралистскую, стремящуюся редуцировать общество к биологическим проблемам (так, 3. Фрейд заявлял, что в комплексе Эдипа обнаруживаются истоки общественного развития), и 2) социологизаторскую, абсолютизирующую социологические факторы в его развитии и в детерминированности сущности человека (так, К. Маркс провозглашал, что человек есть комплекс общественных отношений; отсюда следовала недооценка значимости индивида, его интересов, чувств, потребностей и слепое подчинение индивида обществу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ

 

МЫСЛИ

 

Рассмотрим теперь основные направления  социально-философской мысли, получившие развитие в прошлом и нынешнем столетиях. Это даст возможность  лучше понять современное состояние  социальной философии.

 

Социальная философия как теоретически выраженная система философских  воззрений на существование и  развитие общества ведет свое начало с 20--40-х годов XIX века. В то время  ее обширная проблематика была представлена прежде всего в работах французского философа Огюста Конта, а затем и его последователя Герберта Спенсера. Параллельно развивалось и другое на правление социальной философии со своей проблематикой. Оно было представлено в трудах немецких мыслителей Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

 

Огюст Конт (1798--1857) ввел в науку  термин «социология», образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение) и означающий «учение об обществе». Именно его нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. Эту науку он называл еще социальной философией.

 

О. Конт называл свою философию  и социологию позитивными, поясняя  при этом, что они целиком базируются на данных науки -- не на воображении или догадках, а на научных наблюдениях. Он вошел в историю науки и философии как основоположник позитивизма -- одного из наиболее влиятельных и поныне направлений философии. Центральными проблемами позитивистской социальной философии О. Конта являются проблемы закономерного характера развития общества и его первоосновы. Решая эти проблемы, он сформулировал «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Согласно этому закону познавательная деятельность людей, их общественное сознание и, в конечном счете, человеческая история прошли три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.

 

На первой из этих стадий -- теологической -- доминирует религиозное мифологическое сознание, на основе которого складывалось отношение людей к внешнему миру, формировалась их мораль, решались проблемы их каждодневной жизни.

 

На метафизической стадии человеческое сознание, по Конту, больше оперирует  не воображением, а понятиями, отражающими  реальные процессы жизни людей. Однако в силу слабого развития знаний людей  об окружающем их мире эти понятия  довольно-таки абстрактны. Метафизический метод мышления, ориентирующийся, по словам Конта, на познание реальных явлений, «упрощал теологию и мало-помалу разлагал ее». В то же время он не позволял понять более конкретно сущность многих явлений и не мог окончательно избавить сознание от мифов.

 

На позитивной стадии человеческое сознание исходит в своих суждениях  и выводах преимущественно из научных наблюдений. Теологический (религиозно-мифологический) и абстрактно-метафизический подходы к миру все более сменяются  открытием и исследованием его  законов, то есть «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

 

Знание этих законов необходимо, чтобы учитывать и предвидеть их действие. В этом О. Конт видел  практическое назначение позитивной философии  и социологии (социальной философии). Эти и другие положения социальной философии Конта помогают глубже осмыслить многие современные проблемы развития общества. Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в  философии данных наук о природе  и обществе, а также его представления  об обществе как целостном социальном организме, воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903). Основное сочинение Г. Спенсера -- «Система синтетической философии», в котором он глубоко и подробно изложил свои взгляды на проблемы развития природных и социальных явлений. Эти взгляды обоснованы также в его труде «Основные начала». Свою органическую теорию общества и понимание Суть органической теории общества заключается в том, что в ней решается фундаментальная и актуальная по сей день проблема взаимодействия биологических и социальных начал в развитии общества. Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.

 

Так же, как и О. Конт, Г. Спенсер  ставил и решал проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе. Социальное равновесие истолковывалось  им как результат приспособительных  действий людей, достижения гармонии их интересов, а также компромиссов в действиях социальных групп  и институтов. Равновесие устанавливается  как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и социальных институтов и выступает как фактор стабильности в обществе. Большую роль в этом Г. Спенсер отводил политическому управлению со стороны государства, «социальному контролю» и церкви. Со времен Конта и Спенсера проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе постоянно рассматриваются в западной социальной философии.

 

Параллельно с позитивистским развивалось  направление социальной философии, представленное в трудах Карла Маркса (1818-1883), Фридриха Энгельса (1820--1895) и  их последователей. Главной его особенностью стал переход от идеалистического к  материалистическому пониманию  развития общества и в целом исторического  процесса. Как подчеркивали основоположники  марксизма, предпосылки, с которых  они начинали исследовать развитие общества, -- это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество.

 

Одним из влиятельных направлений  философской мысли конца XIX -- начала XX вв. было неокантианство. Оно основывалось на философии Канта и то же время  развивало ее в новых условиях. В области социальной философии  свою задачу последователи Канта  видели в том, чтобы проанализировать сущность и специфику наук об обществе и, прежде всего «исторического метода»  исследования социальных явлений.

 

Эта цель с наибольшей полнотой была реализована в трудах немецких мыслителей Вильгельма Винделъбанда (1848--1915) и Генрик Риккерта (1863--1936). Они поставили и по-своему решали проблем; сути философии как науки и мировоззрения. Оба они подходили к философии как к многогранному явлению. Во всех случаях философия опирается на определенные убеждения -- научные, религиозные, моральные, эстетические и т. д. Она, по словам Виндельбанда, выражает нормальное сознание людей, в котором сочетаются все эти моменты, прежде всего научные и ценностные подходы к пониманию мира и самого человека.

 

Суть социальной философии неокантианцы видели в том, чтобы исследовать  методы познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь  народов разных стран и исторических эпох. «Метод есть путь, ведущий к  цели», -- писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Это мнение было положено ими в основу классификации наук. Решая данную проблему, они исходили из того, что науки о природе «отыскивают общие законы» развития природных явлений. Наличие же законов в развитии общества они отрицали. Отсюда задача наук об обществе сводилась к тому, чтобы понять и объяснить отдельные исторические факты, их характерные особенности.

Информация о работе Современные течения социально-философской мысли