Современные течения социально-философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований - человеческие отношения во всех их формах проявления.

Если вспомнить предмет философии его общую схему, то она полностью приложима и к социальной философии за вычетом, конечно, тех сторон, которые оказываются предметом онтологии, теории познания, методологии, общей этики и теоретической эстетики. С этими дисциплинами, кстати, тесно связаны все проблемы социальной философии, например, проблема сознания, проблема человека ит. п.

Содержание работы

1 Введение. 3
2 Исторические и теоретические предпосылки возникновения социальной философии как самостоятельного раздела философского знания. 4
3 Основные этапы и направления развития социальной философии. 6
4 Современные течения социально-философской мысли. 13
5 Заключение. 18
6 Список использованной литературы. 20

Файлы: 1 файл

соц. реферат.docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Введение. 3

2 Исторические и теоретические  предпосылки возникновения социальной  философии как самостоятельного раздела философского знания. 4

3 Основные этапы и направления  развития социальной философии. 6

4 Современные течения социально-философской мысли. 13

5 Заключение. 18

6 Список использованной литературы. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе чрезвычайно разнообразных  знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись  в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские  школы и течения.

 

Слово «философия» - греческого происхождения  и буквально означает «любовь  к мудрости». Одними из основополагающих направлений философии являются философия науки, социальная философия, философия истории, философская  антропология.

 

Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием  и обоснованием жизнедеятельности  человека и социальных групп в  обществе, а также общественных формациях. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом  исследований - человеческие отношения  во всех их формах проявления.

 

Если вспомнить предмет философии  его общую схему, то она полностью  приложима и к социальной философии  за вычетом, конечно, тех сторон, которые  оказываются предметом онтологии, теории познания, методологии, общей  этики и теоретической эстетики. С этими дисциплинами, кстати, тесно  связаны все проблемы социальной философии, например, проблема сознания, проблема человека ит. п.

 

Таким образом, социальная философия -- это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, Целостного процесса социальной жизни.

 

Социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии.

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРИТИЧЕСКИЕ  ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Важной составной частью философского образования в вузах страны выступает  изучение социальной философии. Ее объект -- общество. Но в отличие от других общественных наук, исследующих те или иные отдельные сферы общественной жизни, -- экономических, политических, юридических и т. д., она рассматривает общество вообще как единую, целостную систему. Если сказать кратко, это наука об общих закономерностях строения, функционирования и развития общества как особой системы. Социальная философия возникла и оформилась в относительно самостоятельную науку еще в Древнем мире. Однако в разные исторические эпохи она получала различные наименования -- «этика», «политическая философия», «философия истории», или «историософия», и т. д. В них отражались лишь те или иные, хотя и важные, грани такого многогранного явления, как общая наука об обществе. Современный же, наиболее широкий термин «социальная философия» для обозначения этой науки вошел в повседневный научный оборот начиная с 40-х гг. ХIХ в. Его ввел выдающийся французский мыслитель Огюст Конт. Возникнув во Франции, он затем распространился в Германии, а в конце XIX начале XX в. укоренился в России.

 

Таким образом, уже тогда, на заре цивилизации  появилась настоятельная

 

общественная потребность в  научных (в том числе, в философских) знаниях об окружающем нас природном  и социальном мире и месте человека в нем. Речь, разумеется, идет не о  формировании самостоятельной научной  дисциплины -- социальной философии, а  только о ее генезисе. Вообще наука изначально могла возникнуть только в нерасчлененном, синкретичном виде, без деления, скажем, на физику, химию, биологию, социологию и т. д., не говоря уже о более дробной дифференциации. Причины такой цельности понятны: знаний о мире было накоплено еще сравнительно мало, да к тому же и проникновение в сущность явлений было довольно поверхностным. В этих исторических условиях наука включала в себя всю совокупность знаний о мире, в том числе и социально-философские представления. Наука и философия были до того слитны, что с таким же полным правом можно говорить о включении первоначальной философией в себя всей совокупности научных знаний, в том числе обществоведческих.

 

С философией происходило обратное: чем больше отделялись от нее отрасли  научного знания, тем богаче, плодотворнее, полезнее для общества становилась  философия, ибо обретала свое собственное  лицо, свой собственный, не совпадающий  с другими предмет исследования, иначе говоря свои собственные функции, свое место в общественном сознании. Так, в ходе исторического развития от собственно философии отделились психология, формальная логика, этика, эстетика.

 

Одними из основополагающих направлений  философии являются философия науки, социальная философия, философия истории, философская антропология. Философская  антропология и социальная философия  соприкасаются во многих областях исследований. Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурологи и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием  и обоснованием жизнедеятельности  человека и социальных групп в  обществе, а также общественных формациях. Социальная философия определяет стороны  и качественные методы урегулирования вопросов функционирования таких институтов, как государство, общество, организация. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом  исследований - человеческие отношения  во всех их формах проявления.

 

Было бы опрометчиво рассматривать  социальную философию в качестве сугубо самостоятельного, пятого структурного элемента философского знания в дополнение к онтологии, концепциям взаимосвязи  и развития, гносеологии и логике. Если бы так почему-то случилось  в ходе дифференциации философского знания, то философия перестала бы быть философией, т. е. совокупностью  наиболее общих представлений о  мире в целом, об универсальных законах  его существования и развития. В качестве предметной области остался  бы только мир природный да общие  проблемы познания.

Правильней, очевидно, видеть в социальной философии обществоведческий срез философского знания в целом и  большинства его структурных  элементов в отдельности.

Есть еще один чрезвычайно важный структурный элемент социально-философского знания, представляющий собой срез гносеологии социальное познание. В  его поле зрения анализ общественного  сознания, специфика применения при  изучении социума общенаучных методов  и форм познания. Исключение в данном контексте составляет лишь такой  элемент философского знания как  логика. В силу своей предельной абстрактности и универсальности  он вряд ли допускает какие-либо специфические  срезы с себя, например, в виде социальной логики.

И так, социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Объект социальной философии - социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется  в литературе в разных смыслах. Прежде всего, отметим, что из понятия социального  исключается, с одной стороны, природные, а с другой стороны, индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные  явления» подходят и экономические, и политические, и национальные и  множество других явлений.

 

Социальная жизнь общества - это  совместное бытие людей, это их событие. Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные  стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т. д. в их многостороннем взаимодействии. А социальные действие - это всегда результат  взаимодействия целого ряда общественных факторов.

 

На основании изложенного можно дать следующее определение:

 

Социальная философия - это система  теоретического знания о наиболее общих  закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.

 

Социальная философия изучает  общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный  индивид, а как представитель  социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.

 

Она так же изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения  между этими группами, их связи  и роль в обществе.

 

Здесь верно названы те законы, которые призвана изучать социальная философия. Исходя из нашего понимания  ее предмета, следовало бы более  широко показать круг проблем, которые  составляют ее содержание. В частности, нельзя забывать, что социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем.

 

Одной из важнейших задач социальной философии является исследование и  раскрытие причин возникновения  и развития общества, общего закона человеческого бытия и его  действия в конкретных обществах, движущих сил истории человечества, детерминизма общественных процессов и явлений, определение решающего фактора  развития общества (напр., географический, духовный или материальный фактор) или, наоборот, ряда факторов. Важную часть  социальной философии составляет социальная критика, критика нравственных пороков  людей и несовершенства общества.

 

Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях.

 

Функции социальной философии в  основном те же, что и философии  вообще, однако, они имеют свои особенности.

 

Основными специфическими функциями  социальной философии, как и

 

философии в целом, являются мировоззренческая, методологическая и теоретическая. Специфическими они называются потому, что в развитом и концентрированном  виде присущи только философии.

 Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т. д.

 

Для правильного понимания мировоззренческой  функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента.

 

1 Способы формирования мировоззрения  у человека. Мировоззрение индивида  может сформироваться либо в  результате получения научных  знаний в процессе образования  (в том числе и самообразования), либо в стихийном процессе  становления личности под воздействием  социального окружения. При этом  возможны и смешанные, гибридные  варианты, когда одни элементы  мировоззрения индивида оказываются  научно выверенными, а другие  остаются на уровне расхожего обыденного мнения с его предрассудками и заблуждениями. Не погрешим против истины, если скажем, что никакая философская система, даже самая современная и совершенная, не гарантирует абсолютного отсутствия во взглядах индивида подобных предрассудков и заблуждений, хотя бы потому, что сама она не полностью свободна от них. И в то же время только систематическое философское образование способно свести «мифологическую» составляющую нашего собственного мировоззрения к минимуму.

 

2 Философия представляет собой  все же не все мировоззрение,  а «лишь» его ядро, поскольку  в формировании мировоззрения  участвуют все отрасли знания, все те учебные дисциплины, которые  изучаются студентами в вузе (всеобщая  история, психология, физика, языкознание  и т. д.). Каждая из них в  скрытом, а зачастую и в открытом, виде содержит в себе мировоззренческие  выводы и, соответственно, вносит  свой вклад в мировоззренческую  подготовку будущего специалиста.

 

Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что  она позволяет проникнуть в глубь  социальных процессов и судить о  них на уровне теории, то есть системы  взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.

 

С указанными выше функциями связана методологическая

функция социальной философии, заключающаяся  в применении

ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов

общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными

науками. В этом случае положения  социальной философии играют

роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области

исторических, юридических, экономических, психологических

и других наук.

 

Наконец, прогностическая функция  социальной философий стоит в  том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений  и всего общества.

 

Указанные функции социальной философии  проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность  мыслить системно, диалектически, рассматривать  общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его  строго логическим и четким, что  является показателем культуры мышления.

 

Все функции социальной философии  диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и, так или иначе, включает их в свое содержание. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и теоретическую  функции. Только через их целостное  единство проявляется специфика  и сущность социально-философского знания.

 

Взаимозависимость социальной философии  и частных наук - одна из важнейших  закономерностей развития науки. В  основе этой взаимозависимости лежит  диалектика всеобщего, которое существует во всей массе особенных и особенного, существующего только с всеобщим. Эта диалектика определяет глубокую зависимость социальной философии от частных наук и, в свою очередь, этих наук от социально-философских знаний.

Информация о работе Современные течения социально-философской мысли