Современные течения социально-философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:27, реферат

Описание работы

Социальная философия, как наука, пересекается с такими общими научными направлениями, как психология, управление, право, культурология и др. Социальная философия, по своей сути, является прикладной наукой, занимающейся исследованием и обоснованием жизнедеятельности человека и социальных групп в обществе, а также общественных формациях. Субъектами социальной философии являются человек и общество, объектом, предметом исследований - человеческие отношения во всех их формах проявления.

Если вспомнить предмет философии его общую схему, то она полностью приложима и к социальной философии за вычетом, конечно, тех сторон, которые оказываются предметом онтологии, теории познания, методологии, общей этики и теоретической эстетики. С этими дисциплинами, кстати, тесно связаны все проблемы социальной философии, например, проблема сознания, проблема человека ит. п.

Содержание работы

1 Введение. 3
2 Исторические и теоретические предпосылки возникновения социальной философии как самостоятельного раздела философского знания. 4
3 Основные этапы и направления развития социальной философии. 6
4 Современные течения социально-философской мысли. 13
5 Заключение. 18
6 Список использованной литературы. 20

Файлы: 1 файл

соц. реферат.docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

 

Социальная философия выступает  в данном случае как учение о ценностях, раскрывающее их природу и сущность, а также их значение и воплощение в жизни и деятельности людей.

 

Оказав существенное влияние на умы научной и творческой интеллигенции  в конце прошлого -- начале нынешнего веков, неокантианство с его проблематикой сохранило свою актуальность и в настоящее время. Заметный вклад в развитие социальной философии внес немецкий мыслитель Макс Вебер (1864--1920). В своих трудах он развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям. На философско-социологические взгляды Вебера оказали влияние выдающиеся мыслители разных направлений: неокантианец Г. Риккерт, основоположник диалектико-материалистической философии К. Маркс, а также такие мыслители, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше и многие другие.

 

М. Вебер считал, что социальная философия, которую он характеризовал как теоретическую социологию, должна изучать, прежде всего, поведение и  деятельность людей, будь то отдельный  человек или группа. Отсюда основные положения его социально-философских  воззрений укладываются в созданную  им теорию социального действия. Социальные действия составляют, по Веберу, систему  сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек  учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию  на это. Социолог же должен разобраться  не только в содержании, но и в  мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Другими словами, необходимо осмыслить, понять содержание духовного мира субъектов  социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая.

 

В своей «понимающей социологии»  Вебер исходит из того, что понимание  социальных действий и внутреннего  мира субъектов может быть как  логическим, то есть осмысленным с  помощью понятий, так и эмоционально-психологическим. В последнем случае понимание  достигается путем «чувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания  социальных действий, из которых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их постижение путем «чувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования. Понятно, что, исследуя духовный мир субъектов социального действия, Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет, прежде всего, о понимании сознательных установок людей на эти ценности, которые определяют содержание и направленность их поведения и деятельности. С другой стороны, социолог или социальный философ сам исходит из определенной системы ценностей. Это он должен учитывать в ходе своих исследований.

 

Важнейшее место в социальной философии  Вебера занимает концепция идеальных  типов. Под идеальным типом им подразумевалась некая идеальная  модель того, что наиболее полезно  человеку, объективно отвечает его  интересам в данный момент и вообще в современную эпоху. В этом отношении  в качестве идеальных типов могут  выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности, а  также вытекающие из них установки  поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции.

 

Идеальные типы Вебера характеризуют  как бы сущность оптимальных общественных состояний -- состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания. В силу этого они выступают в качестве своеобразных ориентиров и критериев, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей (или же последнее ему противоречит), он, по словам Вебера, несет в себе черты утопии.

 

Как видно, Макс Вебер касался в  своих трудах широкого круга проблем  социальной философии. Нынешнее возрождение  его учения происходит потому, что  он высказал глубокие суждения о решении  сложных социальных проблем, которые  волнуют нас сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная философия - область  философского знания, нацеленного на осмысление общества, состояний и  процессов жизнедеятельности людей  в обществе, на отображение и оценку общественных процессов с точки  зрения всеобщих закономерностей функционирования общества и развития во взаимосвязи  всех сторон и отношений жизнедеятельности  людей. Подлинно философские трактовки  социальной философии, ее задач и  предмета фокусируются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении  лучшей жизни человека. Именно эти  интересы должны просвечивать все исследования по социальной философии. Научность  социально-философского познания должна сливаться с гуманистичностью - таков ведущий принцип познания в сфере социальной философии. Достаточно широкую, как представляется, общую характеристику предмета социальной философии можно теперь завершить двумя краткими определениями ее понятия:

 

1) социальная философия, основываясь  на принципе антропоцентризма, исследует  состояние общества как целостной  системы, всеобщие законы и  движущие силы его функционирования  и развития, его взаимосвязь с  природной средой, окружающим миром  в целом;

 

2) прямой задачей социально-философской  теории является понимание общества  как особого самодостаточного  коллектива взаимодействующих людей,  обладающего универсальными законами  организации и конкретными формами  их проявления. Предметом изучения  социальной философии является  не только общество, но и социум, или социальность вообще, как  особая неприродная, точнее, надприродная реальность (независимо от коллективных или индивидуальных форм ее проявления)

 

Социальная философия является разделом, частью философии, а потому все характерные черты философского знания должны быть присущи и социальной философии. Между ними - отношение  целого и части, где часть, помимо своеобразных, особенных свойств, обладает, прежде всего, свойствами целого. В  социально-философском знании такими общими с целым понятиями являются понятия бытия, сознания, системы, развития, истины и др.; в ней имеются  и те же основные функции, что и  в философии (мировоззренческие  и методологические).

 

Она вместе с тем обобщает исследования психологии, социологии, других отраслей обществоведения и дает общую  картину мира общественной жизни  людей. Но не заменяет эти науки, а проводит исследования исторически устойчивой инвариантной сущности общества.

 

Социальная философия также  изучает специфические закономерности проявления общественной жизнедеятельности  людей, которые характерны как особые формы бытия в мире. Поэтому  социальная философия представляет интегральный взгляд на мир бытия  людей в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1 Алексеев П. В. Социальная  философия: Учебное пособие. - М.: ООО ТК Велби, 2003

 

2 Аблеев. С. Р. История мировой философии: Учебник - Астрель, 2005

 

3 Гуревич П. С. Основы философий:  Учеб. пособие - М.: Гардарики, 2005

 

4 Канке В. А. Философия. Исторический  и систематический курс: Учебник  для вузов. - М.: Логос, 2003

 

5 Магомедов А. А. История философии.  Учебное пособие - М.: Ставрополь, 2000

 

6 Под ред. проф. Лавриненко В. Н., проф. Ратникова В. П. Философия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005

 

7 Под ред. В. В. Миронова. Философия. Учебник для вузов / - М.: Норма, 2004

 

8 Под ред. В. В. Миронова. Философия. Учебник для вузов / - М.: Норма, 2004

 

9 Спиркин А. Г. Философия: Учебник  - М.: Гардарики, 2005

 

10 История философии: Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис, 2002     


Информация о работе Современные течения социально-философской мысли