Современный прогресс и глобализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить основные виды социального изменения, понятия социального прогресса и глобализации.
Задачи: рассмотреть в работе: концепции социального прогресса, сущность прогрессов глобализации; перспективы создания глобальной социальной системы.

Содержание работы

Введение 3
1. Концепции социального прогресса 5
2. Сущность прогрессов глобализации 13
3. Перспективы создания глобальной социальной системы 17
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат Карандашовой.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Рубцовский индустриальный институт (филиал)

ГОУ ВПО «Алтайский государственный  технический университет им.

 И.И. Ползунова»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по Социология

на тему: «Современный прогресс и глобализм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубцовск 2013

 

Содержание

Введение           3

1. Концепции социального прогресса      5

2. Сущность прогрессов глобализации      13

3. Перспективы создания глобальной  социальной системы   17

Заключение           22

Список литературы          24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Глобализация развивается  за счет роста количества связей внутри этносферы, что приводит к уплотнению, большей связности, взаимозависимости процессов воспроизводства социальной жизни на всем глобусе.

Основной канал роста  глобализации – экономический. Именно сфера производства и потребления  в первую очередь определяет процесс  истончения, исчезновения границ между  народами.

Практически весь современный  мир охвачен глубокими изменениями. Интенсивность перемен в социальной действительности постоянно возрастает, однако ХХ век продемонстрировал в этом отношении беспрецедентное ускорение. Сегодня буквально на наших глазах социальные структурные композиции  самых разных уровней меняются до неузнаваемости. Так, ныне живущие российские граждане в подавляющем большинстве своем родились и выросли в государстве и обществе, которых уже нет. При жизни одного поколения возникают, рушатся и рождаются новые формы организации не только отдельных обществ, но и всего мироустройства. Логика перемен подвела человечество и к небывалому ранее общемировому социальному состоянию, влияние которого происходит поверх национальных границ, независимо от цивилизационных основ каждого из обществ. Человеку все труднее становится находить точку опоры в столь подвижной социальной реальности, искать новые средства приспособления к ней. Что же это такое – социальные изменения? Что происходит с современным миром? Каковы основные тенденции его развития? Каково место России в стремительно меняющемся мире? Социологическое измерение этих вопросов составляет основное содержание этой работы.

Цель работы: изучить  основные виды социального изменения, понятия социального прогресса  и глобализации.

Задачи: рассмотреть в  работе: концепции социального прогресса, сущность прогрессов глобализации; перспективы создания глобальной социальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Концепции социального прогресса

Процессуальный подход, рассматривает само общество как  процесс, как своеобразное «социально поле» постоянных перемен. Признание изменчивости как неотемливого свойства общества естественно вызывает вопрос о соотношении социального изменения и социальной стабильности.

Социальная стабильность – это такое состояние общества, при котором никакие изменения не нарушают его целостности и качественной определенности. Таким образом, социальное изменение само по себе не противоречит социальной стабильности и, напротив, приводя в соответствие неравномерно изменяющиеся общественные структуры, способствует стабильности общества. Однако если изменения углубляются и остаются при этом вне контроля регулирования со стороны социальных субъектов, то возникает опасность перерастания их в социальный кризис, означающий существенные нарушения системной целостности.

Кризисные моменты в  процессе социальных изменений называют моментами бифуркации, то есть разветвления вариантов дальнейших перемен. Бифуркация отражается в дезорганизации общества, социальной аномии и обладает свойством непредсказуемости. Из этой точки система может выйти из кризиса обновленной, преобразоваться в качественное иное общество, но может и погибнуть, умереть, исчезнуть, как исчезли древние цивилизации инков, майя и др. Исход из точки бифуркации зависит от множества как внутренних, так и внешних по отношению к системе факторов.

Категория «социальные  изменения» конкретизируется различными моделями, классификациями и понятиями, отражающими многообразие социальных перемен.

В конце XIX – начале ХХ вв. широкое распространение получили линейные модели социальных изменений, в которых исследовались устойчивые тенденции в однонаправленном, поступательном векторе общественного развития (О.Кант, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс и др.).

Нелинейные модели описывали  своеобразный круг, жизненный цикл той или иной социальной системы от «рождения» до «смерти» (Н.Я.Донелевский, К.Н.Леонтьев).

В ХХ в. получают развитие циклические модели ( «больших циклов»  или «длинных волн», -термины русского экономиста Н.Д.Кондратьева), исследующие  регулярность перемен. В этих моделях сочетается линейный и нелинейный подходы к изучению социальных трансформаций: сдвиги, изломы в направлениях социальных изменений, их ритм, повторяемость анализируются в поступательном хронологическом срезе (П.А.Сорокин, И.Валлерстайн).

В свою очередь, в линейных моделях по форме реализации различают эволюционные и революционные изменения. Эволюционные социальные изменения представляют собой процесс постепенных медленных количественных перемен. Например, усложнение и расширение социальных связей между людьми, урбанизация, т.е. рост городов, городских жителей, распространение в обществе городского образа жизни и т.п. Эволюционное изменение, протекающее через несколько поколений людей, через века или тысячелетия, называется тренд. Приведенные выше примеры эволюционного изменения могут быть названы социальными трендами.

К эволюционным изменениям можно отнести и сознательно  организуемые социальные реформы тех  или иных социальных институтов, организаций, общества в целом, конечно, если в  основы реформаторской стратегии заложены научные рекомендации, а не социальные мифы. Непродуманные до конца реформы при осуществлении теряют признаки эволюционного изменения и приводят систему в состояние социальной бифуркации.

Революционные социальные изменения – это относительно быстрые качественные сдвиги в социальных системах, радикальная насильственная ломка прежнего социального развития порядка, установление принципиально нового социального строя.

Циклические модели способны отражать разные формы протекания социальных изменений – эволюционные и революционные. Исторический срез социальных циклов предстает как эволюция циклов. В циклических моделях актуальна фазовая дифференциация социальных изменений. Так, в экономических циклах Н.Д.Кондратьева отмечаются «повышательные» и «понижательные» фазы; в жизненных циклах этноса Л.Н.Гумелева выделяются шесть фаз пассионарности; фазы зарождения, подъема, рассвета и упадка фиксируются в жизненных циклах цивилизации А.Тойнби. в эволюциях циклов различают фазы порядка и хаоса.

Самая простая модель фазовой дифференциации циклического социального изменения включает в себя фазы формирования, становления экстенсивного роста (развития), устойчивого функционирования и фазу дигродации с последующим исчезновением из социальной практики.

Формирование социального явления – это такая серия социальных действий и взаимодействий, в которой появляется формат нового явления социальной структуры или социальной функции, нового социального процесса или новой мотивации социальных связей. Так, например, нечеткое пока проявление новой структуры гражданского общества в России образуют новые организационные формы социальных связей – неполитические провозозащитные и другие общественные образования и новый сетевой порядок взаимодействий между ними.

Серия социальных связей вокруг и внутри организации Североатлантического альянса государств (НАТО) формируют явно новую функцию этого объединения в мировом сообществе. Созданная как военно-силовая опора одного из двух полюсов противостояния в двухполюсном мире, организация НАТО с окончанием «холодной войны» и распадом двухполюсного мира утратила прежний функциональный смысл своего существования. Современное развитие социальной активности вокруг и внутри НАТО, направленная на выживание организации, демонстрирует новую функциональную «нагрузку» на альянс, очевидно связанную со стремлением США реализовать в XXI в. лидирующую роль в мире.

Социальный процесс  формирования не обязательно завершается  утверждением формирующегося социального  явления в общественной жизни. Решающее значение любой проявившей себя в современном мире новизны имеет процесс ее становления. Становление нового социального явления – это процесс опосредования, утверждения, легитимации его в социокультурном пространстве.

Функционирование социальной системы – это устойчивый процесс ее воспроизводства, воссоздания основных элементов системы и порядка их « сцепления». Важнейшие механизмы этого процесса:

    • Социализация, включающая в статусно-ролевые позиции новых индивидов;
    • Институализация, формализующая и стандартизующая новые образцы проведения в основных «узлах» социальных связей;
    • Социокультурный отбор социальных инноваций.

Социальное развитие означает необратимые, направленные качественные изменения в социальных системах и способах их организации при  сохранении их идентичности. Социальное развитие – это всегда накопление, прирощение и усложнение структур и функций социальной системы, в результате чего система становится более эффективной, ее возможности удовлетворять потребности людей повышаются. Важным показателем социального развития является действительное развитие личностных качеств человека.

Процесс социального  развития обладает свойствами неравномерности  и нелинейности. Это означает:

(1) процесс развития  может протекать медленно, иногда  в течение столетий, так, например, движется развитие традиций, форм семейной организации и т.д. а может быть быстротечным, например, при структурно-функциональной перестройке той или иной социальной организации;

(2) из точек бифуркации  процесс развития может найти  новое направление, иногда неожиданное, развитие может протекать многовариантно; может перерасти и в процесс разрушения социальной организации.

Процесс социального  распада, разрушения означает утрату той или иной социальной системой способности к воспроизводству своей идентичности. Этот процесс начинается с дезорганизации той или иной социальной реальности.

Социальные изменения  описываются в понятиях «социальный  прогресс» и «регресс». Понятие  «социальный прогресс» означает последовательное развитие общества от низшего к высшему, от несовершенного к совершенному, что предполагает улучшение условий жизни человека.

Основатели социологии были убеждены, что новая наука  об обществе призвана исследовать проблему социального прогресса, чтобы познать  возможности и пути его осуществления. Однако судьба идеи прогресса складывалась в науке не просто. Это связано с ее противоречивым характером.

(1) Претендуя на роль  научной идеи, она вместе с  тем содержит в себе оценочное  суждение, а оценки зависят от  субъективных склонностей и изменяются от человека к человеку, от общности к общности. Научная же истина не может ни изменяться ни корректироваться людьми на основе их ценностных предпочтений. Коммунист или демократ, русский или немец не в состоянии откорректировать закон всемирного тяготения в связи с политическими пристрастиями или национальной принадлежностью. Поэтому некоторые ученые считали и считают, что в строгих рамках науки невозможно судить о социальном изменении как об однозначно прогрессивном и регрессивном.

(2) Идея прогресса неприменима к некоторым сторонам общественного развития – искусству, литературе, философии. В самом деле, разве можно сопоставлять и оценивать по линии «лучше - хуже» достижения искусств Древней Греции и итальянского Возрождения, непреходящие идеи Платона и Гегеля? Вместе с тем трудно отрицать прогресс техники: от каменных орудий к машинам, от примитивных средств перевозки к самолетам и космическим кораблям и т.п. Да и сам человек стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники – ранние и поздние неандертальцы.

(3) Трудно найти такие  показатели развития общества  – критерии прогресса, которые  бы всеми воспринимались как  прогресс. К тому же то, что  воспринимается однозначно прогрессивным  в одно историческое время,  в другое может вызвать разочарование,  как разочаровал в ХХ в. научно-технический прогресс, сопровождающийся повышением мощи разрушительных сил.

Социология, однако, анализируя реальный социальный мир, утверждает главным  индикатором прогрессивности или  регрессивности всех социальных изменений  человека, его материальное, физическое и нравственное состояние, возможности раскрыть во всей полноте свою индивидуальность. Исследуя то или иное социальное изменение, социолог не может ограничиться познанием лишь его объективных характеристик, для социологии важно открыть гуманистические составляющие той или иной трансформации, понять, что она уготовила для самореализации человека. Поэтому ученые с самого возникновения социологии попытались найти аргументы в защиту научной интерпретации прогресса.

Информация о работе Современный прогресс и глобализм