Современный прогресс и глобализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:14, реферат

Описание работы

Цель работы: изучить основные виды социального изменения, понятия социального прогресса и глобализации.
Задачи: рассмотреть в работе: концепции социального прогресса, сущность прогрессов глобализации; перспективы создания глобальной социальной системы.

Содержание работы

Введение 3
1. Концепции социального прогресса 5
2. Сущность прогрессов глобализации 13
3. Перспективы создания глобальной социальной системы 17
Заключение 22
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат Карандашовой.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

    Закон экологического, социального и культурного разнообразия  требует сохранения в процессе  развития экологического, социального  и культурного разнообразия. Это  основной закон экологии, социологии  и культурологи. В соединении с тенденцией глобализации его можно считать принципом интегративного разнообразия. Этот принцип требует мирного соревнования государств различных типов в процессе глобализации для сохранения устойчивости развития. Концепция «устойчивого развития», сформулированная на всемирной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г. применительно к системе «человек-природа», справедлива и для системы «человек-общество». Ориентация на мирное сосуществование должна иметь место, потому что общечеловеческий прогресс – это не прогресс выдвинувшихся вперед обществ, а прогресс целого, и все его составные части должны сохраняться.

Теперь можно сказать, что модель справедливого общества, пригодная для всех и на все  времена, не учитывая национальных, социальных и культурных различий, подходит больше всего для глобальной социальной системы.

Соответствие типа общества мировым тенденциям определяет место  данного народа на глобальной шкале. Так как это соответствие в  большей мере достигнуто на Западе, то Запад лидирует в глобальной гонке. Но если уклад общества и способ хозяйствования максимально прилажен к типу общества, то можно, используя преимущества своего типа общества, догнать и перегнать Запад. К таким преимуществам относится, в частности, темп прироста населения. За счет этих компонентов – роста народонаселения, соответствия способа жизни типу общества и стремления соответствовать мировым тенденциям – к Западу подбираются Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии. Борьба их с Западом может стать главной доминантной развития мира в XXI в. Лучше, если это будет мирное соревнование. Но Запад уже встал на тропу войны, напав на Ирак и идеологически подготовив новые войны.

Глобальное общество скорее всего будет построено  огнем и мечом. Есть другой путь –  через развитие социальных институтов типа ООн и ЮНЕСКО, но он имеет скорее подсобное значение фиксирования достигнутых в ходе насилия результатов. Главными двигателями глобальной социальной системы на государственном уровне являются западные страны. Для них это способ закрепить свои нынешние преимущества и стать во главе мира. В книге «Искушение глобализмом» А.С.Панарин раскрыл цель западного варианта глобализации, по существу неоколониального. Несомненно, западный мир будет стремиться построить глобальную  социальную систему по своим правилам. Против этих попыток может объединиться весь остальной мир – и исламский, и дальневосточный, и африканский.

На личностном уровне двигателями глобальной социальной системы являются мигранты – люди, оторвавшиеся от своей родины. Их критикует Панарин, но они выступают субъектами новой мировой системы. «По мере продолжения процесса эволюции ослабляются узы, связывающие индивида с его семьей, с родной землей, с завещанными прошлыми традициями, с коллективными обычаями группы» [1; с.117]. опасности, связанные с появлением человека-мигранта, - это опасности субъективного забегания вперед. Развитие должно соответствовать объективной тенденции, но не опережать ее. Борьба с глобализацией имеет смысл, если эта тенденция начинает опережать объективные характеристики. Следует бороться не против глобализации как объективной тенденции, а против навязывания сильными мира сего своего решения встающих проблем.

Тенденция глобализации осложняется отсутствием глобальных этических норм. Этические нормы  формировались в пределах малых групп, а в отношении других групп было дозволено все – война, убийство, захват и обращение в рабство противников. Тенденция глобализации актуализирует конфликт внутри- и межгрупповых этических норм. Возникает искушение объединить мир путем его завоевания, используя межгрупповые формы поведения. Это вызывает противодействие, как видим и сегодня в Ираке.

Кант утверждал, что  вечный мир наступит только тогда, когда  будет всемирное правительство. В этом есть логика – с кем  воевать если на Земле одно государство? Но сколько столетий требуется для объединения мира в единую политическую систему, социологи сказать не могут. В истории имели место три глобальных проекта: Британская империя, советский коммунистический и современный американский. Два предыдущих закончились неудачей. Современные государства уже не могут быть полностью суверенными, разве что претендующие на мировое господство США включает в сферу своих национальных интересов, по существу, весь мир и проводят агрессию в любой точке земного шара, как бы далеко она не находилась от Америки. Можно ли сказать, что американский проект овладения миром по «индейскому варианту» уничтожения противников успешно претворяется в жизнь? Неудачная попытка Британской империи завоевать Афганистан после покорения Индии свидетельствует о том, что делать здесь какое-либо выводы преждевременно.

Обращаясь к древней  истории, можно отметить, что демократию Греции и Рима погубила тенденции  глобализации, персонифицировавшаяся  в лице Александра Македонского и Юлия Цезаря. Не погубит ли эта тенденция современную западную демократию и демократию в мире в целом? Такая опасность также присутствует.

Тенденция глобализации таит в себе разные возможности. «Левое»  видение тенденции глобализации дает книга Майкла Хардта и Антонио Негри «Империя» (2000), которая исходит из непреложности данной тенденции и рассматривает перспективы решения социальных проблем внутри объединяющегося мира. Хардт и Негри идут по пути Ленина. Они также предлагают не бояться глобализации и не бороться с ней, а взять ее под контроль «левых» сил, по существу постмарксистских. Нельзя сбрасывать со счетов и многочисленных антиглобалистов, которые активно противодействуют прежде всего западным попыткам глобализировать мир.

 

 

 

Заключение

Итак, на основании изложенного сделаем вывод: Россия – одна из богатейших держав мира. По расчетам РФ и РАН, национальное богатство России составляет 340-380 трлн. долл., и на душу населения национальных богатств здесь в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии [2; с.371]. в России сосредоточено более 21% мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти, 23% угля. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли – на 80% больше, чем в Финляндии, на 30% больше, чем в США [4; с.205].

У России богатый интеллектуальный потенциал.  Треть всех величайших научных открытий ХХ в. сделано учеными  бывшего СССР и России (телевидение, полупроводники, ракестроение, космос, мирное использование атомной энергии, информационные системы и т.д.). в области технологий, в производстве важнейших образцов техники, по качеству высшего и среднего образования Россия по-прежнему находится на уровне высокоразвитых стран. У России богатейшие культурные традиции. Из трех признанных величайших вершин развития человеческой цивилизации (Классическая Греция, Итальянское Возрождение) одна неразрывно связана с Россией и правомерно носит название «Русский XIX век».

Решающим условием включения  России в процессы глобализации является успешное решение ее внутренних проблем. Чтобы сделать весь свой потенциал функциональным, России уже сейчас важно ориентироваться на инновационное, а не догоняющее развитие. А чтобы обеспечить социальную активность народа в решении внутренних задач развития, важно одновременно сосредоточиться на построении социально ориентированной экономики, «обеспечивающей необходимые условия для всестороннего развития личности, занятости и востребованности каждого». В тесной связи с этой задачей находится утверждение институализация гуманистических приоритетов в символах и кодах культуры, подвергшейся в последнее десятилетие мощной экспансии со стороны систем негуманной культуры, сориентированной на нормативный произвол, безразличие к высоким ценностям во имя ценностей грубых и низменных.

Исследователи отмечают также необходимость преодоления  такого положения в стране, при  котором власть и экономическая  элита, с одной стороны, и народ  – с другой, находятся в разных плоскостях, «встречаясь изредка  и по необходимости» на выборах и в армии. Конечно, из точки бифуркации будущее почти не просматривается. Оно зависит от многих факторов, в том числе о позиции и поведения стран Запада или усиливающегося Китая, от политической воли и компетенции российского руководства и много другого. Но у России есть возможности занять подобающее место в глобализирующемся мире, в освоении его мирового геоэкономического пространства в качестве равноправного субъекта, а не объекта современного мирового развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

    1. Голубева Г.А. Социология. Учебное пособие.-М.: «Собрание», 1999.
    2. Зборовский Г.Е. Семья – ячейка общества. Проблемы современной семьи. // Социс.-2001. - №2
    3. Плюснин Ю.М.Социальная глобализация. // Социум.№6, 2003.
    4. Социология. Учебное пособие./ Под ред. С.С.Фролова. –М.: «Юнити», 2006 г.
    5. Радугин А.А., Радугин К.А. Учебник. Социология. –М.: «Проспект», 2006 г.
    6. Социология. Учебное пособие./ Под ред. Осипова Г.В. и др. –М.: «Наука», 2004 г.
    7. Фролов С.С. Социология. –М 2006 г.
    8. Шарова П.Ю. Изменения в современном российском обществе. // Вопросы философии. 2008. №4.

Информация о работе Современный прогресс и глобализм