Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 18:21, курсовая работа
Цель курсовой работы выявить специфики правового регулирования социальной работы с молодежью и выработке рекомендаций, направленных на повышение её эффективности.
Задачи:
-рассмотреть социальную работу с молодежью как явление социально-правовой действительности.
- рассмотреть законодательство в сфере социальной работы с молодежью в развитых странах.
формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.
Основными видами работ в рамках данного проекта являются:
– развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;
– развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;
– развитие молодежных информационных проектов и программ;
– популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, патриотизм и т.д.) средствами социальной рекламы;
– разработка и распространение актуальных информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан;
– разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации;
– участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.3
Глава II «Правовое регулирование , социальной работы с молодежью»
2.1 «Законодательное развитие
зарубежных стран в сфере
Мировые сообщества, начиная
с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную
политику по отношению к молодому поколению.
Особая роль в этом процессе принадлежит
Организации Объединенных Наций. В 1965
г. Генеральной Ассамблеей ООН принята
"Декларация о распространении среди
молодежи идеалов мира, взаимного уважения
и взаимопонимания между народами".
В последующие годы принят еще целый ряд
важных документов: в 1985 г., объявленном
Международным годом молодежи, одобрены
"Руководящие принципы для дальнейшего
планирования и осуществления соответствующих
последующих мер, касающихся молодежи:
участие, развитие, мир"; согласно резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря
1995 года принята Всемирная программа действий,
касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий
период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 г. одобрена
Лиссабонская декларация по молодежной
политике и программам, принятая в августе
1998 года на первой Всемирной конференции
министров по делам молодежи.
В данных документах на мировом
уровне определяется основная цель молодежной
политики – рассмотреть активное участие
молодежи и молодежных организаций в общественной
жизни на национальном уровне и во всемирном
масштабе.
Выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства, социальных институтов общества и общественных организаций в промышленно развитых странах Запада отражало одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития, связанную с усилением роли "молодежного фактора" в социально-экономических и политических процессах.
Определяется и специфическое направление деятельности государства – молодежная политика. Спустя годы, уже можно выделить наличие исторических этапов в эволюции молодежной политики, связанных с изменениями взаимоотношений "взрослого общества" и молодежи как специфической группы в структуре населения, находящейся в состоянии активной социализации, воспитания и образования. В европейских странах существует разнообразие концепций молодежной политики. В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. В других случаях - предметом для обсуждения и находится в стадии становления.
Так, например, Швеция стоит на пороге принятия Билля о новой молодежной политике, в 1997 году в Финляндии был принят Акт о молодежной работе, в 90-х годах в Эстонии и Финляндии был принят ряд нормативно-правовых актов в отношении молодежи. Правовую основу помощи детям и молодежи в ФРГ создает Закон о помощи детям и молодежи от 26 июня 1990 года. В редакции Закона от 7 мая 1993 года четко определены дифференцированные
задачи работы с молодежью:
молодежная работа;
социальная работа с молодежью;
общая поддержка воспитания
в семье;
развитие детей в дневных детских
учреждениях и в семьях;
заботящихся о детях в дневное
время;
помощь в воспитании в отдельных
случаях;
участие ведомства по делам
молодежи в судебном производстве
(суд по опеке, суд по делам семьи,
суд по делам молодежи);
деятельность в качестве органа
опеки или административного попечителя;
защита детей и молодых людей
в попечительских семьях и учреждениях.
Так, в Испании вертикальная структура представляет собой достаточно сложную и тяжелую систему для инициирования и осуществления молодежной политики. Но в то же время на локальном уровне наблюдается недостаточная информированность об осуществляемых региональных молодежных программах. В Румынии, наоборот, отсутствуют эффективные вертикальные структуры, и основная работа возложена на молодежные НКО, которые объединяют незначительную часть румынской молодежи.
В настоящее время наблюдается явная тенденция создания более широкого сотрудничества между различными направлениями молодежной политики на всех уровнях администрирования. Правительство возлагает большие надежды на возможности межсекторального и межведомственного партнерства. В Финляндии специальные профессиональные группы (молодежные социальные работники) совместно работают в нескольких муниципалитетах. В 1995 году региональные органы по делам молодежи в Финляндии были ликвидированы.
Во многих странах созданы различные межведомственные органы на национальном уровне по вопросам молодежной политики. Характерный пример в этом представляет собой Япония. В рамках Комитета по поддержке развития молодежи каждое ведомство имеет четко определенную сферу ответственности.
В 1993 году был принят закон о субсидиях городским советам и о Комиссии Фламандского Сообщества по реализации молодежной политики на местном уровне, согласно которому муниципалитеты имеют право на принятие собственных решений в области молодежной политики. Закон также обеспечивает финансовую поддержку городских советов и Комиссии по реализации Плана действий в области молодежной политики (принимается на 3 года с одобрения муниципального молодежного совета).4
Распределение объемов финансирования
городских советов осуществляется в соответствии
с количеством жителей моложе 25 лет. Ряду
муниципалитетов (с большим количеством
иностранцев, молодых безработных и т.д.)
выделяется дополнительное финансирование.
При общей численности населения
Финляндии 5,1 млн человек, численность
молодых людей в возрасте до 29 лет составляет
1,9 млн человек. Больше половины молодых
людей в возрасте 7-29 лет являются членами
молодежных, спортивных и других организаций.
Государственная финансовая
поддержка оказывается 75 национальным
организациям:
поллитическим молодежным и студенческим организациям;
организациям молодежи по интересам;
культурным
молодежным организациям;
религиозным организациям;
подростковым
организациям;
другим организациям,
работающим с молодежью.
Международный аспект молодежной
политики включает реализацию двусторонних
программ сотрудничества. Российская
Федерация имеет ряд межправительственных
соглашений о сотрудничестве в области
молодежной работы с Германией (1989), Францией
(1989), Польшей (1995), Белоруссией (1996), Италией
(2001). В 1999 году заключено межправительственное
соглашение с Японией о создании Российско-Японского
центра по молодежным обменам.
С рядом государств молодежные
контакты осуществляются в рамках межведомственных
соглашений и протоколов (Финляндия, Бельгия,
Великобритания, Кипр, Мальта, Индия, Республика
Корея, Украина, Азербайджан, Таджикистан,
Армения, Молдова).
Основываясь на имеющемся опыте,
можно сделать вывод, что общемировой
тенденцией в молодежной политике является
поиск новых моделей работы с молодежью,
отвечающих вызову времени, осознание
необходимости увеличения инвестиции
в молодежную политику и более широкое
использование международного опыта для
определения основных черт молодежной
политики на национальном уровне.
2.2 «Законодательство в России в сфере социальной работы с молодежью, и проблемы в нем»
Основными направлениями осуществления государственной молодёжной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодёжи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий для физического и духовного развития молодёжи; поддержка деятельности молодёжных объединений и содействие международным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодёжь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. №1279), цель которой – формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив.
Программа предусматривала повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении социальных проблем молодёжи. В этой связи было запланировано решение таких задач:
обеспечение молодёжи информацией о её правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодёжи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;
содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемлённых категорий молодёжи;
внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодёжных организаций и их программ.
Программа предусматривала следующие виды подпрограмм:
Создание системы информационного обеспечения молодёжи.
Пути решения жилищной проблемы молодёжи.
Поддержка молодой семьи.
Поддержка молодёжного предпринимательства.
Решение вопросов занятости молодёжи.
Развитие гражданственности и патриотизма российской молодёжи.
Поддержка талантливой молодёжи.
Развитие художественного творчества молодёжи.
Развитие массового спорта среди детей и молодёжи.
Формирование и развитие системы социальных служб для молодёжи.
Развитие системы детского, молодёжного и семейного отдыха.
Международное молодёжное сотрудничество.
Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодёжью.
Государственная поддержка деятельности детских и молодёжных объединений.
Система контроля за реализацией программы.
С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон №122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало трансформации концепции государственной молодежной политики. Несмотря на наличие немалого количества федеральных законов и подзаконных актов, в которых находят отражение вопросы ГМП, в настоящее время имеют место:
1) проявляющаяся относительная
системность законодательства
2) непроработанность вопроса
о месте данного
3) заметная нестабильность правового поля ГМП на федеральном уровне;
4) непрекращающиеся колебания федерального центра в вопросах управления в сфере ГМП;
5) недостаточная согласованность действий федеральных органов исполнительной
власти в вопросах, касающихся реализации конституционных прав и свобод молодых граждан;
6) нередкое проявление
субъективизма со стороны
7) возникшая угроза свертывания
системно-программного подхода
В современной России федеральное законодательство о ГМП вряд ли можно считать систематизированным. Оно часто не успевает за динамикой процессов, идущих в молодежной среде. В нем нередко встречаются серьезные правовые пробелы и не увязанные друг с другом положения. Это создает проблемы для создания и развития эффективных механизмов законодательного обеспечения ГМП в субъектах Российской Федерации.
В вышеуказанной системе сегодня отсутствует лишь один элемент – базовый федеральный закон о государственной молодежной политике. К сожалению, так до сих пор не удается поставить точку в вопросе о его принятии. Ряд имеющихся федеральных нормативных правовых актов о ГМП не могут восполнить пробел, связанный с его отсутствием, которое выглядит непонятным в ситуации, когда 85% субъектов РФ ввели в действие собственные базовые законы в данной сфере, а в остальных – подготовлены и обсуждаются соответствующие проекты. Вряд ли чем объективно оправданным выглядит то, что органы государственной власти после разрушения Советского Союза стали игнорировать многие положения Закона СССР от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», задавшего вектор в работе с молодежью
Информация о работе Специфика правового регулирования социальной работы с молодежью