Специфика правового регулирования социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выявить специфики правового регулирования социальной работы с молодежью и выработке рекомендаций, направленных на повышение её эффективности.
Задачи:
-рассмотреть социальную работу с молодежью как явление социально-правовой действительности.
- рассмотреть законодательство в сфере социальной работы с молодежью в развитых странах.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.16 Кб (Скачать файл)

формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Основными видами работ в рамках данного проекта являются:

– развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;

– развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

– развитие молодежных информационных проектов и программ;

– популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, патриотизм и т.д.) средствами социальной рекламы;

– разработка и распространение актуальных информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан;

– разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации;

– участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II «Правовое регулирование , социальной работы с молодежью»

2.1 «Законодательное развитие  зарубежных стран в сфере социальной  работы с молодежью»

 Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов, проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами". В последующие годы принят еще целый ряд важных документов: в 1985 г., объявленном Международным годом молодежи, одобрены "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и на последующий период; резолюцией 54/120 от 20.01.2000 г. одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам, принятая в августе 1998 года на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи.  
 
В данных документах на мировом уровне определяется основная цель молодежной политики – рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе.

Выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства, социальных институтов общества и общественных организаций в промышленно развитых странах Запада отражало одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития, связанную с усилением роли "молодежного фактора" в социально-экономических и политических процессах.

Определяется и специфическое направление деятельности государства – молодежная политика. Спустя годы, уже можно выделить наличие исторических этапов в эволюции молодежной политики, связанных с изменениями взаимоотношений "взрослого общества" и молодежи как специфической группы в структуре населения, находящейся в состоянии активной социализации, воспитания и образования. В европейских странах существует разнообразие концепций молодежной политики. В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. В других случаях - предметом для обсуждения и находится в стадии становления. 

Так, например, Швеция стоит на пороге принятия Билля о новой молодежной политике, в 1997 году в Финляндии был принят Акт о молодежной работе, в 90-х годах в Эстонии и Финляндии был принят ряд нормативно-правовых актов в отношении молодежи. Правовую основу помощи детям и молодежи в ФРГ создает Закон о помощи детям и молодежи от 26 июня 1990 года. В редакции Закона от 7 мая 1993 года четко определены дифференцированные

задачи работы с молодежью:  
молодежная работа; 
социальная работа с молодежью; 
общая поддержка воспитания в семье; 
развитие детей в дневных детских учреждениях и в семьях; 
заботящихся о детях в дневное время; 
помощь в воспитании в отдельных случаях; 
участие ведомства по делам молодежи в судебном производстве  
(суд по опеке, суд по делам семьи, суд по делам молодежи); 
деятельность в качестве органа опеки или административного попечителя; 
защита детей и молодых людей в попечительских семьях и учреждениях.

Так, в Испании вертикальная структура представляет собой достаточно сложную и тяжелую систему для инициирования и осуществления молодежной политики. Но в то же время на локальном уровне наблюдается недостаточная информированность об осуществляемых региональных молодежных программах. В Румынии, наоборот, отсутствуют эффективные вертикальные структуры, и основная работа возложена на молодежные НКО, которые объединяют незначительную часть румынской молодежи. 

В настоящее время наблюдается явная тенденция создания более широкого сотрудничества между различными направлениями молодежной политики на всех уровнях администрирования. Правительство возлагает большие надежды на возможности межсекторального и межведомственного партнерства. В Финляндии специальные профессиональные группы (молодежные социальные работники) совместно работают в нескольких муниципалитетах. В 1995 году региональные органы по делам молодежи в Финляндии были ликвидированы.

Во многих странах созданы различные межведомственные органы на национальном уровне по вопросам молодежной политики. Характерный пример в этом представляет собой Япония. В рамках Комитета по поддержке развития молодежи каждое ведомство имеет четко определенную сферу ответственности.

В 1993 году был принят закон о субсидиях городским советам и о Комиссии Фламандского Сообщества по реализации молодежной политики на местном уровне, согласно которому муниципалитеты имеют право на принятие собственных решений в области молодежной политики. Закон также обеспечивает финансовую поддержку городских советов и Комиссии по реализации Плана действий в области молодежной политики (принимается на 3 года с одобрения муниципального молодежного совета).4

Распределение объемов финансирования городских советов осуществляется в соответствии с количеством жителей моложе 25 лет. Ряду муниципалитетов (с большим количеством иностранцев, молодых безработных и т.д.) выделяется дополнительное финансирование.  
При общей численности населения Финляндии 5,1 млн человек, численность молодых людей в возрасте до 29 лет составляет 1,9 млн человек. Больше половины молодых людей в возрасте 7-29 лет являются членами молодежных, спортивных и других организаций. 
Государственная финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям:

       поллитическим молодежным и студенческим организациям;

      организациям молодежи по интересам;

      культурным молодежным организациям; 
      религиозным организациям; 
      подростковым организациям; 
     другим организациям, работающим с молодежью. 

Международный аспект молодежной политики включает реализацию двусторонних программ сотрудничества. Российская Федерация имеет ряд межправительственных соглашений о сотрудничестве в области молодежной работы с Германией (1989), Францией (1989), Польшей (1995), Белоруссией (1996), Италией (2001). В 1999 году заключено межправительственное соглашение с Японией о создании Российско-Японского центра по молодежным обменам. 
 
С рядом государств молодежные контакты осуществляются в рамках межведомственных соглашений и протоколов (Финляндия, Бельгия, Великобритания, Кипр, Мальта, Индия, Республика Корея, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Армения, Молдова). 
 
Основываясь на имеющемся опыте, можно сделать вывод, что общемировой тенденцией в молодежной политике является поиск новых моделей работы с молодежью, отвечающих вызову времени, осознание необходимости увеличения инвестиции в молодежную политику и более широкое использование международного опыта для определения основных черт молодежной политики на национальном уровне.

 

2.2 «Законодательство в  России в сфере социальной  работы с молодежью, и проблемы  в нем» 

Основными направлениями осуществления государственной молодёжной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодёжи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий для физического и духовного развития молодёжи; поддержка деятельности молодёжных объединений и содействие международным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодёжь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. №1279), цель которой – формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив.

Программа предусматривала повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении социальных проблем молодёжи. В этой связи было запланировано решение таких задач:

обеспечение молодёжи информацией о её правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодёжи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемлённых категорий молодёжи;

внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодёжных организаций и их программ.

Программа предусматривала следующие виды подпрограмм:

Создание системы информационного обеспечения молодёжи.

Пути решения жилищной проблемы молодёжи.

Поддержка молодой семьи.

Поддержка молодёжного предпринимательства.

Решение вопросов занятости молодёжи.

Развитие гражданственности и патриотизма российской молодёжи.

Поддержка талантливой молодёжи.

Развитие художественного творчества молодёжи.

Развитие массового спорта среди детей и молодёжи.

Формирование и развитие системы социальных служб для молодёжи.

Развитие системы детского, молодёжного и семейного отдыха.

Международное молодёжное сотрудничество.

Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодёжью.

Государственная поддержка деятельности детских и молодёжных объединений.

Система контроля за реализацией программы.

С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон №122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало трансформации концепции государственной молодежной политики. Несмотря на наличие немалого количества федеральных законов и подзаконных актов, в которых находят отражение вопросы ГМП, в настоящее время имеют место:

1) проявляющаяся относительная  системность законодательства РФ о государственной молодежной политике и отсутствие четкой стратегии его формирования;

2) непроработанность вопроса  о месте данного законодательства в правовой системе России;

3) заметная нестабильность  правового поля ГМП на федеральном уровне;

4) непрекращающиеся колебания  федерального центра в вопросах управления в сфере ГМП;

5) недостаточная согласованность  действий федеральных органов  исполнительной

власти в вопросах, касающихся реализации конституционных прав и свобод молодых граждан;

6) нередкое проявление  субъективизма со стороны должностных  лиц федеральных органов государственной власти в вопросах оценки роли ГМП и ее правового регулирования в российском обществе;

7) возникшая угроза свертывания  системно-программного подхода к  осуществлению ГМП в России.

В современной России федеральное законодательство о ГМП вряд ли можно считать систематизированным. Оно часто не успевает за динамикой процессов, идущих в молодежной среде. В нем нередко встречаются серьезные правовые пробелы и не увязанные друг с другом положения. Это создает проблемы для создания и развития эффективных механизмов законодательного обеспечения ГМП в субъектах Российской Федерации.

В вышеуказанной системе сегодня отсутствует лишь один элемент – базовый федеральный закон о государственной молодежной политике. К сожалению, так до сих пор не удается поставить точку в вопросе о его принятии. Ряд имеющихся федеральных нормативных правовых актов о ГМП не могут восполнить пробел, связанный с его отсутствием, которое выглядит непонятным в ситуации, когда 85% субъектов РФ ввели в действие собственные базовые законы в данной сфере, а в остальных – подготовлены и обсуждаются соответствующие проекты. Вряд ли чем объективно оправданным выглядит то, что органы государственной власти после разрушения Советского Союза стали игнорировать многие положения Закона СССР от 16 апреля 1991 г. № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», задавшего вектор в работе с молодежью

Информация о работе Специфика правового регулирования социальной работы с молодежью