Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 18:21, курсовая работа
Цель курсовой работы выявить специфики правового регулирования социальной работы с молодежью и выработке рекомендаций, направленных на повышение её эффективности.
Задачи:
-рассмотреть социальную работу с молодежью как явление социально-правовой действительности.
- рассмотреть законодательство в сфере социальной работы с молодежью в развитых странах.
Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи. Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.
Цель курсовой работы выявить специфики правового регулирования социальной работы с молодежью и выработке рекомендаций, направленных на повышение её эффективности.
Задачи:
-рассмотреть социальную работу с молодежью как явление социально-правовой действительности.
- рассмотреть законодательство в сфере социальной работы с молодежью в развитых странах.
- рассмотреть законодательство в сфере социальной работы с молодежью в России, выявить ее пробелы.
- выявить пути
Предметом изучения являются нормы действующего законодательства, регулирующие общественные отношения, а так же перспективы дальнейшего развития и совершенствования в сфере социальной работы с молодежью.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере социальной работы с молодежью.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, который позволяет рассматривать явления в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, в работе использовались как общенаучные методы:
-исторический: рассматривается исторический опыт в сфере социальной работы с молодежью,
-статистический: используются
данные практики в сфере
-анализа: расчленение социальной работы с молодежью на её составные части.
-синтеза: объединение всех составных компонентов социальной работы с молодежью.
так и частно-научные:
-сравнительно-правовой: сравнение социальной работы молодежью с развитыми странами.
- формально-юридический: обращение с законодательными предписаниями и требованиями, с источниками правил правового назначения в широком смысле.
Использование указанных
методов позволило осуществить
историко-правовое
Использование указанных методов позволило осуществить историко-правовое исследование правового регулирования социальной работы с молодежью
Теоретической основой исследования послужили научные подходы, концепции, положения, содержащиеся в трудах отечественных специалистов в области теории и истории государства и права.
Практическая значимость исследования определяется, прежде всего, направленностью на совершенствование отечественного законодательства в сфере правового регулирования социальной работы с молодежью
Нормативную базу исследования составили нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере социальной работы с молодежью
Научная новизна исследования заключается в том, что выполнено комплексное исследование эволюции правового регулирования социальной работы с молодежью, выявлены особенности социальной работы с молодежью.
На основе значительного объема источников показана картина эволюции и современного состояния правового регулирования социальной работы с молодежью .
Структура реферата состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Глава I «Социальная работа с молодежью, как явление социальное и правовой действительности»
До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.
В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.
Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.
В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:
- труд и занятость;
- образование;
- здравоохранение.
1Согласно опыту США можно выделить создание и развитие органов самоуправления в учреждениях образования, с целью обеспечения реально действующих возможностей влияния молодежи на принятие решений, непосредственно касающихся их жизни, а также приобретение необходимых социальных, культурных, коммуникативных, управленческих навыков.
Также в США активно внедрены механизмы привлечения коммерческого сектора, в том числе благотворительных частных организаций к участию в реализации программ и проектов молодежной политики. Акцент в данном случае сделан на выявлении интересов каждой стороны, использовании возможных форм и методов совместной работы.
Концепция молодежной политики, реализованная в США, основывается на минимальном участии государственных структур в социализации молодежи. Социальная поддержка молодежи является делом благотворительных частных организаций. На государственную помощь могут рассчитывать лишь наименее социально защищенные и неблагополучные категории молодежи при жесткой регламентации расходования средств и четком ограничении числа нуждающихся в помощи.
Там нет никаких «молодежных парламентов», нет никакой «молодежной политики», в Демократической партии, равно как и в Республиканской, нет комсомола. Но там на каждом уровне, по мере того как человек развивается, есть реально действующие органы самоуправления: в школе есть школьный совет, в колледже студенческий совет, решения которого обязательны для всех и т.д.
Так как в свое время опыт стран Евросоюза показывает следующее. В Швеции высшее образование является бесплатным. Однако материальные расходы, связанные с обучением и проживанием студентам приходится покрывать самим. Так же как и в России, шведские студенты имеют определенные льготы на транспорт, посещение музеев, кино, дискотек, клубов и покупку учебников. Студентам из малоимущих семей шведский банк ежегодно выплачивает беспроцентную ссуду в размере 7200 шведских крон, что в пересчете на евро составляет 720 евро.
Получение высшего образования в Великобритании осуществляется на платной основе. Плата за обучение не зависит от местоположения вуза, его престижа или выбранного направления обучения и составляет 12500 фунтов стерлингов в год. При поступлении в вуз иногородний студент имеет всегда гарантированное место в общежитии. Если молодой человек или девушка захочет, поступив в вуз жить отдельно от родителей, то на основе определенного запроса районная администрация выдает стипендию, что составляет 3000 фунтов стерлингов в год. Половину этих денег будет стоить оплата отдельной квартиры. Дети из малоимущих или неполных семей также могут претендовать на получение стипендий от районных администраций. Самая большая стипендия, которую можно получить составляет 20000 фунтов стерлингов. Кроме того, в Великобритании существует практика беспроцентных банковских ссуд на обучение, выплата которых начинается с первого дня устройства на постоянную работу.
2Социальная работа с молодежью в России осуществляется в рамках государственной молодежной политики и системы социального обслуживания населения. С принятием в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который прекратил своё действие с распадом Советского Союза, Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. № 1075 и постановления Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» от 3 июня 1993 г. № 5090-1 начинается процесс создания структур для реализации государственной молодежной политики, представляющих собой систему органов по делам молодежи, организованных правительствами республик в составе РФ, администрациями областей, краев и автономных округов, мэриями городов. Указом Президента России от 16 сентября 1992 г. создан Комитет РФ по делам молодежи для осуществления целостной государственной молодежной политики в соответствии с требованиями проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения, в том числе такой социально-демографической группы, как молодежь. В целях создания экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодежи одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 г. № 1922 федеральная программа «Молодежь России». Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Социальная работа с молодежью – это осуществление работы с группой лиц от 14 до 30 лет , которая максимально подвержена влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий, и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании. Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении
На современном этапе в России, существуют следующие методы социальной работы с молодежью :
Метод участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодёжи и гражданского общества в целом;
Метод социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
Метод гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
Метод приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодёжной политики.
Также в настоящее время в России существует такой вид социальной работы с молодежью, как создание проектов для работы с подрастающим поколением как : «Новый взгляд» «Российская молодежная информационная». В их цели и задачи выходит:
вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;
развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории;
развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества;
Информация о работе Специфика правового регулирования социальной работы с молодежью