Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:26, реферат
За пять тысячелетий существования человечества содержание, характер и методы социального знания претерпели радикальные изменения. Возникнув как простая фиксация событий с точным указанием даты, места и основных действующих лиц, социальное знание постепенно обогащалось и аналитическим осмыслением. С возникновением развитой социально-философской мысли оно от чисто фактологического по своему характеру переходит в разряд эмпирико-аналитического. Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайским философам, а затем и антике. Именно античные философы Платон и Аристотель придали социальному менталитету ту конфигурацию, которая господствует сегодня не только в нашем обществе, но и во всей современной европоцентристской цивилизации.
Современный
этап ведет свою историю с окончания
Второй мировой войны. Его первый
подпериод прошел под знаком возникновения
и бурного развития "теории среднего
уровня". Накопленный ранее опыт
изучения частных социальных проблем
позволил сделать скачок к новому
качеству - созданию отраслевых социологии.
Безусловная заслуга их создания
принадлежит американцу Р. Мертону,
показавшему на примере науки, медицины,
технологии и ряда других областей
социальной деятельности, как важно
учитывать не только профессиональные,
содержательные аспекты, но и социальные,
организационные аспекты в
Институционально
социология в этот период выходит
за пределы университетов, и значительное
число профессионалов-
Новейший
период развития социологии большинство
исследователей начинает с конца 60-х
годов. В это время, в частности,
произошло включение
Институционально
в этот период широко развивается
отраслевое социологическое
Таковы в самых общих чертах контуры развития социологической науки. Возможность подробнее ознакомиться с содержанием этих периодов, с наиболее существенными. яркими достижениями социологической науки дает рассмотрение конкретных школ и персоналий.
Современная социология: направления, концепции, школы
Социологическое
поле исследования в последнее время
очень быстро дифференцируется, а
точнее фракционализируется, дробится
на более мелкие сегменты. Рассмотрим
общую картину состояния
Похоже, справедливо
по отношению к ней утверждение
о господстве западнического подхода
в мировой социологической
На Монреальском
XIV Всемирном Конгрессе МСА (1998) много
говорилось о не западных, оригинальных
концепциях континуума "социальное
пространство - социальное время", осмысление
которого предложил арабский социолог
Абдул Малек. У арабов восприятие
времени и пространства отлично
от представителей западного индустриального
общества. Самобытно и значимо
развивается в настоящее время
социология в Латинской Америке.
В результате настойчивых усилий
латиноамериканских социологов МСА
включила испанский язык в число
официальных языков ассоциации. Фернандо-Энрике
Кардозо, бразильский социолог, создавший
теорию зависимости, избран президентом
Бразилии. Привлекает внимание развитие
социологии в Израиле. Концепции, предложенные
Шмуэлем Айзенштайном, исследования
Элиху Каца вошли сегодня в
мировой социологический
Теория работает, когда она опускается на операциональный уровень, когда ее используют эмпирики-социологи. И с этих позиций главными социальными субъектами социологических теорий являются профессиональные социологические сообщества, международные и региональные.
Наиболее
мощным из таких объединений является
Международная Социологическая
Ассоциация. С 1893 года существует Международный
Институт Социологии - небольшое по
числу участников, но довольно авторитетное
формирование в социологическом
сообществе. Менее десяти лет назад
появилась, но уже очень активно
действует Европейская
В мировой
теоретической социологии преобладает
ряд тенденций. В современных
социологических теориях
Ярко выраженная тенденция - политизация социологии. Неожиданно политизированными оказываются очень многие области и исследования в социологии, даже, казалось бы, весьма далекие непосредственно от политической социологии. Сошлемся на последний в XX веке Конгресс Международного Института Социологии (Тель-Авив, июль 1999). Он весь был посвящен, по сути, политической тематике, шел на нем разговор о том, что в современном мире идет политизация всех социальных процессов.
Фракционализация социологических дисциплин, дробление предметных областей социологического анализа, доходящее иногда до совершенно ненужных частных деталей, - третья тенденция. Так, Эрвин Шойх ставит вопрос о том, что же качественно нового для социологии дало, скажем, выделение гендерной социологии из социологии семьи, какие новые открытия получены в результате этого.
Появляется много дробных отраслей, которые под другими названиями дают то знание, которое в общем уже известно. Это мешает общему развитию социологии, потому что каждая институциализированная дисциплина прежде чем начать делать что-то конструктивное, тратит массу сил и энергии на построение институциональных "заборов" между внутридисциплинарными специализациями.
Однако, несмотря
на такую дифференциацию, происходит
и расширение междисциплинарных
подходов.Самое неожиданное
На еще
одну тенденцию современной
Наконец, несмотря ни на что и вопреки всему среди многих серьезных теоретиков наблюдается возрождающееся настоятельное стремление развивать "критическую теорию". Если говорить точнее, идет поиск новой критической теории. В частности, в качестве одного из центральных вопросов повестки дня при проведении исследовательским комитетом по социальной теории ИСА в августе-сентябре 2000 года в Кембридже Международной конференции по проблемам социологической теории обозначена проблематика новых стимулов для развития критической теории в наше время.
Рассмотрим
инновации в современной
Симулякрум - это некоторое теоретическое построение, отражающее образ социальной реальности. Мы живем, не общаясь непосредственно с социальной реальностью и не анализируя непрерывно непосредственную реальность. Сначала мы строим для себя воображаемое представление о реальном объекте, воображаемый образ реальности и с ним работаем. Симулякрум есть наше представление, видение реальности или какого-либо элемента реальности. Полностью симулякрум никогда не совпадает с реальностью. Это совпадение может быть приближено к истинному положению дел, а может быть и совершенно противоположным ему по значению. Симулякрум может вообще не иметь никакой связи с реальностью. Таким образом, наше понимание действительности, наша социальная рефлексия всегда оказываются опосредованными этими симулякрами.
Несколько слов еще об одном термине. В самое последнее время стэнфордская группа исследователей во главе с Джеффи Александером, в которую также входят, в частности, Марсель Фуко, Нейл Смелзер, Петр Штомпка, выдвинула концепцию культурной травмы". Культурная травма - это разрыв некоторых социальных тканей и процессов, а также отношение общества, социальных теоретиков к этому разрыву. При этом решающее значение имеет не сам разрыв, он может быть и безболезненным, но именно события, происходящие вокруг этого разрыва.
Какие проблемы
считаются наиболее актуальными
в современной социологии? Для
иллюстрации обратимся к
Вторая проблема,
обозначенная Вевёркой, состоит в
том, что сегодня нация и все,
связанное с приоритетом
Третье. Идет трансформация социальных институтов, они становятся чрезмерно политизированными. А задача современного момента состоит в том, чтобы перенести акцент в решении социальных проблем в управлении обществом с политических методов, предполагающих значительное наличие жестких мер, на более мягкие экономические, культурные механизмы. В управлении должно преобладать не насилие или угроза применения, но более тонкие способы гармонизации интересов классов, страт, групп.
Четвертое. Внутри современных обществ происходит дальнейшая культурная дифференциация, растут культурные различия между отдельными группами. Резко плюрализируются идентичности. Люди не столько идентифицируют себя с нацией или государством в целом, сколько с конкретной социокультурной группой: профессиональной группой, друзей, любителей по интересам и т.д.
Перечислим
проблемы и темы, которые оргкомитет
Конференции МСА по социальной теории
(Кембридж, август-сентябрь 2000 года) обозначил
в качестве наиболее актуальных. Среди
них: проблемы пост-модерна: нарастающий
феминизм; приход визуальной культуры
(вместо культуры чтения), ведущей к
деинтеллектуализации общественного
сознания; проблемы социологического
воображения; кризис университетов (как
отражение кризиса
Парадигмы современного социологического знания
Социологическое сообщество пришло к пониманию того, что выводить социологические парадигмы следует не из деклараций. Так, Алвин Гоулднер предлагает делать это в социологической теории из неявных, латентных допущений, которые часто даже сам социолог еще не сформулировал. Однако на основе этих не до конца осознаваемых им допущений и строится весь его подход.
Наиболее
популярный в мировой социологии
учебник "Современная социологическая
теория", изданный под редакцией
Маргарет Полома и выполненный в
жанре хрестоматии (подборки текстов
ведущих теоретиков), выделяет три
ведущие современные
Суть натуралистической парадигмы состоит в том, что социология должна строго следовать методологии и методике естественных наук. Строгая опора на объективные факты, и только факты -зафиксированные, воспроизводимые, прогнозируемые - это и есть идеал научного познания.
Главным критерием
научности здесь, в частности, выступает
применение математических методов. Это
-один из подходов, он сегодня является
достаточно живым и широко используемым.
На любом социологическом