Специфика социологического знания.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:26, реферат

Описание работы

За пять тысячелетий существования человечества содержание, характер и методы социального знания претерпели радикальные изменения. Возникнув как простая фиксация событий с точным указанием даты, места и основных действующих лиц, социальное знание постепенно обогащалось и аналитическим осмыслением. С возникновением развитой социально-философской мысли оно от чисто фактологического по своему характеру переходит в разряд эмпирико-аналитического. Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайским философам, а затем и антике. Именно античные философы Платон и Аристотель придали социальному менталитету ту конфигурацию, которая господствует сегодня не только в нашем обществе, но и во всей современной европоцентристской цивилизации.

Файлы: 1 файл

Социология Реферат.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

Современный этап ведет свою историю с окончания  Второй мировой войны. Его первый подпериод прошел под знаком возникновения  и бурного развития "теории среднего уровня". Накопленный ранее опыт изучения частных социальных проблем  позволил сделать скачок к новому качеству - созданию отраслевых социологии. Безусловная заслуга их создания принадлежит американцу Р. Мертону, показавшему на примере науки, медицины, технологии и ряда других областей социальной деятельности, как важно  учитывать не только профессиональные, содержательные аспекты, но и социальные, организационные аспекты в развитии и управлении любой отрасли человеческой деятельности.

Институционально  социология в этот период выходит  за пределы университетов, и значительное число профессионалов-социологов становятся занятыми в отраслевых исследовательских  центрах, связанных с самыми различными практическими областями деятельности. Появляются и активно разрабатываются  такие социальные технологии, как  кадровый менеджмент или различные  методики социального прогнозирования, в частности, ставшие весьма популярными  методы брейнсторминга и экспертных оценок.

Новейший  период развития социологии большинство  исследователей начинает с конца 60-х  годов. В это время, в частности, произошло включение отечественных  ученых, обществоведов других социалистических стран в мировую социологическую  науку. Радикальное влияние на жизнь  академической среды и всего  современного общества имели массовые проявления молодежного и студенческого  социального протеста. Период этот можно назвать временем методологического  плюрализма. В полной мере стали  ощущаться не только преимущества, но и недостатки объективных и  очень активных процессов институциализации  и специализации, затронувших все отрасли науки и непосредственно социологию. Научное сообщество стало подходить к пониманию того, что невозможно создать единую универсальную социологическую теорию, и что каждый из существующих и доказавших свою жизненность социологических подходов решает конкретные задачи применительно к определенным предметам и объектам социологического исследования. Вот почему конструктивным является не столько построение некоторой обобщающей абстрактной модели теории социологии, сколько тщательная привязка возможностей каждого из существующих и вновь возникающих подходов к разнообразным задачам, стоящим перед социологией как в теоретическом, так и в практическом плане.

Институционально  в этот период широко развивается  отраслевое социологическое сотрудничество, получают широкое распространение  сравнительные межнациональные  исследовательские проекты, значительно  растет число международных социологических  изданий и иных публикаций.

Таковы в  самых общих чертах контуры развития социологической науки. Возможность  подробнее ознакомиться с содержанием  этих периодов, с наиболее существенными. яркими достижениями социологической  науки дает рассмотрение конкретных школ и персоналий.

Современная социология: направления, концепции, школы

Социологическое поле исследования в последнее время  очень быстро дифференцируется, а  точнее фракционализируется, дробится на более мелкие сегменты. Рассмотрим общую картину состояния современной  социологической теории.

Похоже, справедливо  по отношению к ней утверждение  о господстве западнического подхода  в мировой социологической теории. Возникнув в середине XIX века из социальных потребностей западного общества, социологическая  теория действительно является по преимуществу европоцентристской сферой. И, тем не менее, в настоящее время довольно определенно заявили о себе и имеют четко выраженное лицо и другие субъекты социологической теории.

На Монреальском XIV Всемирном Конгрессе МСА (1998) много  говорилось о не западных, оригинальных концепциях континуума "социальное пространство - социальное время", осмысление которого предложил арабский социолог Абдул Малек. У арабов восприятие времени и пространства отлично  от представителей западного индустриального  общества. Самобытно и значимо  развивается в настоящее время  социология в Латинской Америке. В результате настойчивых усилий латиноамериканских социологов МСА  включила испанский язык в число  официальных языков ассоциации. Фернандо-Энрике Кардозо, бразильский социолог, создавший  теорию зависимости, избран президентом  Бразилии. Привлекает внимание развитие социологии в Израиле. Концепции, предложенные Шмуэлем Айзенштайном, исследования Элиху Каца вошли сегодня в  мировой социологический тезаурус.

Теория работает, когда она опускается на операциональный  уровень, когда ее используют эмпирики-социологи. И с этих позиций главными социальными  субъектами социологических теорий являются профессиональные социологические  сообщества, международные и региональные.

Наиболее  мощным из таких объединений является Международная Социологическая  Ассоциация. С 1893 года существует Международный  Институт Социологии - небольшое по числу участников, но довольно авторитетное формирование в социологическом  сообществе. Менее десяти лет назад  появилась, но уже очень активно  действует Европейская Социологическая  Ассоциация. У каждого из этих объединений  свое лицо. Скажем, Международная Социологическая  Ассоциация претендует на всё без  исключения поле социологических исследований. В ее составе более 50 отраслевых международных исследовательских  комитетов. Международный Институт Социологии в последнее время  ориентирован, главным образом, на политическую социологию, отслеживание того, как стыкуются теории, принятые в современном обществе, и практика, социальная реальность. Пафос ЕСА сводится к превращению Европы в Европу социального качества. Принята была даже специальная "Амстердамская Декларация социального качества Европы", в которой описан чрезвычайно высокий уровень социальных достижений, показателей, выраженных в точных социальных индикаторах, за реализацию которых берутся европейские социологи. ЕСА претендует на то, чтобы стать официальной структурой в рамках европейского общества. Однако это - тема особого анализа.

В мировой  теоретической социологии преобладает  ряд тенденций. В современных  социологических теориях зачастую присутствует некоторый фатализм. Его  можно найти и у Френсиса Фукуямы  в его знаменитом "Конце истории" и в постмодернизме, согласно которому общество становится все более неуправляемым, в нем невозможно добиться перелома неблагоприятных, негативных тенденций, все идет неизвестно куда и неизвестно зачем.

Ярко выраженная тенденция - политизация социологии. Неожиданно политизированными оказываются  очень многие области и исследования в социологии, даже, казалось бы, весьма далекие непосредственно от политической социологии. Сошлемся на последний  в XX веке Конгресс Международного Института  Социологии (Тель-Авив, июль 1999). Он весь был посвящен, по сути, политической тематике, шел на нем разговор о  том, что в современном мире идет политизация всех социальных процессов.

Фракционализация  социологических дисциплин, дробление  предметных областей социологического анализа, доходящее иногда до совершенно ненужных частных деталей, - третья тенденция. Так, Эрвин Шойх ставит вопрос о том, что же качественно нового для социологии дало, скажем, выделение  гендерной социологии из социологии семьи, какие новые открытия получены в результате этого.

Появляется  много дробных отраслей, которые  под другими названиями дают то знание, которое в общем уже известно. Это мешает общему развитию социологии, потому что каждая институциализированная дисциплина прежде чем начать делать что-то конструктивное, тратит массу  сил и энергии на построение институциональных "заборов" между внутридисциплинарными  специализациями.

Однако, несмотря на такую дифференциацию, происходит и расширение междисциплинарных  подходов.Самое неожиданное сочетание  сотрудничающих наук, самые необычные  подходы дают достаточно интересный результат. Сегодня новые значительные достижения возникают именно на стыках наук.

На еще  одну тенденцию современной теоретической  социологии указывает экс-президент  Международного Института Социологии Э. Шойх. Он считает, что в настоящее  время теория социологии колонизирована, захвачена микроэкономикой. Под  флагом так называемого "рационального  выбора" делается попытка подменить  собственно социологическую теорию некими микроэкономическими построениями.

Наконец, несмотря ни на что и вопреки всему среди  многих серьезных теоретиков наблюдается  возрождающееся настоятельное стремление развивать "критическую теорию". Если говорить точнее, идет поиск новой  критической теории. В частности, в качестве одного из центральных  вопросов повестки дня при проведении исследовательским комитетом по социальной теории ИСА в августе-сентябре 2000 года в Кембридже Международной  конференции по проблемам социологической  теории обозначена проблематика новых  стимулов для развития критической  теории в наше время.

Рассмотрим  инновации в современной социологической  терминологии. В качестве примера  назовем, в частности, два термина, получивших особо широкое распространение  в последние три-четыре года -симулякрум и культурная травма.

Симулякрум - это некоторое теоретическое  построение, отражающее образ социальной реальности. Мы живем, не общаясь непосредственно  с социальной реальностью и не анализируя непрерывно непосредственную реальность. Сначала мы строим для  себя воображаемое представление о  реальном объекте, воображаемый образ  реальности и с ним работаем. Симулякрум есть наше представление, видение реальности или какого-либо элемента реальности. Полностью симулякрум никогда не совпадает с реальностью. Это  совпадение может быть приближено к  истинному положению дел, а может  быть и совершенно противоположным  ему по значению. Симулякрум может  вообще не иметь никакой связи  с реальностью. Таким образом, наше понимание действительности, наша социальная рефлексия всегда оказываются опосредованными  этими симулякрами.

Несколько слов еще об одном термине. В самое  последнее время стэнфордская группа исследователей во главе с Джеффи Александером, в которую также  входят, в частности, Марсель Фуко, Нейл Смелзер, Петр Штомпка, выдвинула  концепцию культурной травмы". Культурная травма - это разрыв некоторых социальных тканей и процессов, а также отношение  общества, социальных теоретиков к  этому разрыву. При этом решающее значение имеет не сам разрыв, он может быть и безболезненным, но именно события, происходящие вокруг этого  разрыва.

Какие проблемы считаются наиболее актуальными  в современной социологии? Для  иллюстрации обратимся к докладу  французского теоретика Мишеля Вевёрки  на 34 Всемирном КонгрессеМИС в 1999 году. Вевёрка утверждает, в частности, что западные общества в настоящий  момент перестали быть индустриальными. Главным вопросом, стоящим перед  западным обществом, в связи с  этим является -будет ли труд оставаться основой западного общества. Сегодня  ценность труда отходит на 5 - 10 место. К сожалению, и в нашем российском обществе социологи четко фиксируют, что труд в качестве базовой ценности не входит в пятерку наиболее значимых ценностей не только молодежи, но и всего населения. А это приводит ко многим социальным последствиям.

Вторая проблема, обозначенная Вевёркой, состоит в  том, что сегодня нация и все, связанное с приоритетом национального, не является больше абсолютным благом. Все больше и чаще национализм  выливается в ксенофобию, принимает  антигуманные формы, привносит в  социальную реальность много тревожных, даже опасных тенденций, которые  взрывают не только общество в отдельной  стране, но и весь мир.

Третье. Идет трансформация социальных институтов, они становятся чрезмерно политизированными. А задача современного момента состоит  в том, чтобы перенести акцент в решении социальных проблем  в управлении обществом с политических методов, предполагающих значительное наличие жестких мер, на более  мягкие экономические, культурные механизмы. В управлении должно преобладать  не насилие или угроза применения, но более тонкие способы гармонизации интересов классов, страт, групп.

Четвертое. Внутри современных обществ происходит дальнейшая культурная дифференциация, растут культурные различия между отдельными группами. Резко плюрализируются  идентичности. Люди не столько идентифицируют себя с нацией или государством в  целом, сколько с конкретной социокультурной  группой: профессиональной группой, друзей, любителей по интересам и т.д.

Перечислим  проблемы и темы, которые оргкомитет Конференции МСА по социальной теории (Кембридж, август-сентябрь 2000 года) обозначил  в качестве наиболее актуальных. Среди  них: проблемы пост-модерна: нарастающий  феминизм; приход визуальной культуры (вместо культуры чтения), ведущей к  деинтеллектуализации общественного  сознания; проблемы социологического воображения; кризис университетов (как  отражение кризиса академической  науки и системы образования); эксперименты с демократией в  посткоммунистических обществах; любовь в постромантическую эпоху; постметафизические перспективы зла; социокультурная идентичность (отождествление человеком себя со своими референтными группами).

Парадигмы современного социологического знания

Социологическое сообщество пришло к пониманию того, что выводить социологические парадигмы  следует не из деклараций. Так, Алвин  Гоулднер предлагает делать это в  социологической теории из неявных, латентных допущений, которые часто  даже сам социолог еще не сформулировал. Однако на основе этих не до конца осознаваемых им допущений и строится весь его  подход.

Наиболее  популярный в мировой социологии учебник "Современная социологическая  теория", изданный под редакцией  Маргарет Полома и выполненный в  жанре хрестоматии (подборки текстов  ведущих теоретиков), выделяет три  ведущие современные социологические  парадигмы: натуралистическую, интерпретирующую и оценивающую.

Суть натуралистической  парадигмы состоит в том, что  социология должна строго следовать  методологии и методике естественных наук. Строгая опора на объективные  факты, и только факты -зафиксированные, воспроизводимые, прогнозируемые - это  и есть идеал научного познания.

Главным критерием  научности здесь, в частности, выступает  применение математических методов. Это -один из подходов, он сегодня является достаточно живым и широко используемым. На любом социологическом конгрессе  примерно 80% всех докладов обязательно  сопровождаются строгими математическими  выкладками, они основаны на солидном математическом анализе.

Информация о работе Специфика социологического знания.