Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:26, реферат
За пять тысячелетий существования человечества содержание, характер и методы социального знания претерпели радикальные изменения. Возникнув как простая фиксация событий с точным указанием даты, места и основных действующих лиц, социальное знание постепенно обогащалось и аналитическим осмыслением. С возникновением развитой социально-философской мысли оно от чисто фактологического по своему характеру переходит в разряд эмпирико-аналитического. Возникновением нового аналитического уровня в социальном познании человечество обязано сначала древнекитайским философам, а затем и антике. Именно античные философы Платон и Аристотель придали социальному менталитету ту конфигурацию, которая господствует сегодня не только в нашем обществе, но и во всей современной европоцентристской цивилизации.
Вторая парадигма - интерпретирующая социология. Она утверждает, что процессы социального познания качественно отличаются от иных познавательных процессов. Это новое качество социальных процессов связано с их осознанием людьми, с переходом на уровень осмысления процессов и, соответственно, формулированием выводов об этих процессах. Понятно, что свое начало эта парадигма ведет от "понимающей социологии" М. Вебера. В его рамках действуют, в частности, теоретики феноменологии, этнометодологи школы Г. Гарфинкеля.
Наконец, существует и оценивающая социология. Действующий в ее рамках социолог пытается не только добыть истину, но и связать эту истину с целями деятельности. Задача этой деятельности - на основе знаний произвести какие-то благоприятные изменения. Понятно, что начало такому парадигматическому подходу положил К. Маркс с его знаменитым тезисом о том, что "философы различным образом объясняли мир, задача же состоит в том, чтобы преобразовать его".
Какие современные социологические теории представляют данную парадигму? Здесь и теория социологического воображения Ч. Райта Миллса и социотроника А. Гоулднера, и особенно популярная в современной западной социологии концепция "открытого общества", предложенная Амитаем Этциони. Согласно Этциони, "открытое общество" - это общество, члены которого социально ответственны и контролируют социальные процессы на основе полного доступа к знанию, к информации, и на этой базе они принимают гласные решения. А "закрытое общество" - это общество, где лишь имитируются доступ к информации, гласность принятия решений.
Какие же выводы
следует сделать из обзора существующего
положения дел в области
Сегодня в отечественной социологии звучит много алармистских, возможно и вполне оправданных заявлений и констатации. Однако главная сила науки, очевидно, состоит не в эмоциональном призыве, а в рациональном осмыслении и принятии оптимальных решений. В связи с этим вспоминается известная формула Б. Спинозы - ученый должен "не плакать, не смеяться, но понимать". Таким образом, задача ученых - трезво понять, что же на самом деле происходит и четко, спокойно, аналитически препарировать концептуальную суть процессов, протекающих в обществе, их направленность и динамику.
Еще один вывод. В последние годы российские социологи озабочены процессами, происходящими в российском обществе, и появилась тенденция к определенной изоляции от внешнего мира, в том числе, а может, прежде всего, в области социальной теории. Выдвигаются на первый план идеи уникальности, неповторимости всего российского, необходимости решения всех проблем и теории, и практики исключительно собственными силами. Представляется, однако, что подобный изоляционизм достаточно непродуктивен и даже опасен.
Такое "самозамыкание", как свидетельствует история, никому и нигде еще не приносило пользы, - ни самому изолирующемуся обществу, ни миру. В мире накоплен бесценный тезаурус интеллектуальных богатств и не очень рационально сбрасывать со счетов этот огромный ресурс всего человечества.
Одновременно
много ценного, полезного и применимого
есть и в нашем, отечественном
интеллектуальном опыте - того, что
мы забыли или на что не обратили
внимания. При этом крайне важно
не вытаскивать из бесценного отечественного
опыта выборочно отдельные
Процесс осмысления
российского исторического