Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:51, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить специфику становления социологии в России. Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:
Выявить предпосылки возникновения социологии.
Рассмотреть основные этапы становления и развития социологии в России.
Изложить процесс возрождения социологии как самостоятельной науки.
Рассмотреть основы современной социологии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и развитие социологии
в России……………………………………………………………………….5
1.1. Предпосылки возникновения социологии………………….………..5
1.2. Основные этапы становления и развития социологии в России…...8
Глава 2. Возрождение социологии в России и современная социология………………………………………….20
2.1. Возрождение социологии как самостоятельной науки……………20
2.2. Современная социология……………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…34
Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900) стоял у истоков субъективного направления. Личность и ее положение – ключ к пониманию его системы7.
Именно индивид является единственной реальной движущей силой общества. Социология занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями, генезиса и истории этих форм.
Николай Константинович Михайловский (1842–1904) стал продолжателем применения в социологии «субъективного метода». Социология имеет дело с явлениями, имеющими цель, в отличие от явлений природы. Следовательно, социолог не может относиться к этим явлениям беспристрастно, он всегда привносит свою субъективную оценку, связанную с этическими нормами, критериями и отношением к «идеалу», справедливости.
По мнению Михайловского, задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или закономерности объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности, т.е. прежде всего индивида, личности и конструируемого ею социального идеала. Именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, возвышение ее над ролью простого придатка (средства) общества. На этом же утверждении определяющей роли личности в истории основана и знаменитая концепция, «героя и толпы», в которой Михайловский абсолютизирует роль выдающейся личности в истории.
Ролью индивида в истории и разработкой идеи общественного прогресса в духе субъективистской социологии занимался также Николай Иванович Кареев (1850-1931)8.
Евгений Валентинович де Роберти (1843–1915)
принадлежал к числу тех
Надорганическое проходит в своем
развитии две стадии: от простейших
психофизических отношений
Максим Максимович Ковалевский разработал позитивистско-ориентированной генетическую социологию. Он отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений и утверждал полипричинное объяснение социальных явлений, согласно которому причиной социальных изменений является постоянно идущий процесс социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Изучение генезиса этих взаимодействий и составляет задачу социологии.
Предмет социологии, по Ковалевскому, – «социальный порядок и прогресс», которые в реальности существуют только в единстве социальных явлений. «Социальный порядок» есть система взаимодействий людей разного рода, подчиняющаяся особым законам эволюции и функционирования.
Общественный прогресс состоит в постоянном расширении сферы «солидарности» и «замирения». В истории социальная солидарность представляет собой универсальный процесс постепенного сближения социальных групп, классов, народов, государств. Революция при этом рассматривается как случайный патологический процесс эволюционного прогресса, понимаемого как прогресс социальной солидарности.
Второй этап (1890-е-1900-е гг.) можно назвать стадией «теоретико-методологической критики». В этот период шла интенсивная критика всех уже сложившихся теорий и оживленная полемика между социологическими школами, подвергался резкой критике натурализм, складывался антипозитивистский ценностный подход9.
Лидером антипозитивизма выступило неокантианство (А. С. Лаппо-Данилевский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, В. М. Хвостов, Л. И. Петражицкий и другие).
Идеи неокантианства пришли на российскую почву из Германии, где немецкие философы и социологи, обратившись к идеям немецкого философа И. Канта, стали подчеркивать методологическое различие «наук о духе» и «наук о природе», т. е. подняли вопрос об особенностях методологии гуманитарных наук, имеющих дело с реальностью особого рода – культурой, сферой ценностей. Их главной методологической процедурой объявлялось «понимание» субъективного, ценностного смысла социальных процессов.
В неокантианском ключе интерпретировали учение К. Маркса «легальные марксисты» (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и др.). Однако в начале ХХ в. многие из них перешли на позиции религиозной философии.
Ортодоксальную марксистскую социальную теорию применительно к особенностям России разрабатывали Г. В. Плеханов (1856 – 1918) и В. И. Ленин (1870 – 1924).
Георгий Валентинович Плеханов развил понимание истории, показав сложность отношений общественного бытия и общественного сознания; подчеркнул роль общественной психологии в той идейной борьбе, которую ведут социальные группы в данном обществе («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895), «Очерки по истории материализма» (1896) и др.).
Владимир Ильич Ленин в своей работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894) противопоставил русской субъективистской социологии марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины, и материалистическое понимание закономерностей развития общества, роли народных масс, классов и личности в истории. В книге рассмотрены такие категории марксистской теории общества, как общественная формация, способ производства и др.
Кроме того, в своих
работах Ленин разработал вопросы
марксистской теории государства, соотношение,
классовая сущность и функции
различных видов демократий и
диктатуры; анализ особенностей Советов
как государственной формы
Важно отметить. что в этот по инициативе М. М. Ковалевского в Париже была открыта Русская высшая школа общественных наук – первая модель социологического факультета в Европе. Школа функционировала с лета 1901 г. по конец 1905 г. В нее принимались все желающие. Образование было фактически бесплатным. Для чтения лекций привлекались представители различных идеологических течений – кадеты, эсеры, марксисты (Кареев, Струве, Чернов, Плеханов, Ленин). По личной оценке Николая II деятельность Школы была признана «вредной», и в результате полицейских акций она была закрыт10а.
Первым учебным заведением в России, в котором была создана кафедра социологии, стал частный Психоневрологический институт, провозгласивший своей целью комплексное изучение человека.
Неокантианская критика
К бихевиористам принадлежал
На неопозитивисткой основе разрабатывали свои социологические учения первая в России женщина-социолог А.С. Звоницкая, а также К.М. Тахтарев.
Таким образом, в качестве характерных особенностей российской социологической мысли XIX – начала XX в. можно отметить следующие: тесная связь с гуманистическими идеалами российской интеллигенции, синтетический подход, сочетающий социологию с экономикой, правоведением, политологией, исторической перспективой и тревогой за Отечество.
Четвертый этап (20-е – первая половина 30-х гг.) В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в сфере институционализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжали работу такие известные представители немарксистской социологии, как П. А. Сорокин, Н. К. Кареев и др11.
Одновременно с этим все сильнее становилось влияние новой, энергично развивающейся марксистской социологической парадигмы, которая была нацелена на утверждение только собственных теоретических представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли. Важную роль в становлении нового социального мышления сыграли работы П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, а также Г.В. Плеханова, которые с различных теоретических позиций сделали попытку связать социологию с социализмом, с революционным изменением российского общества.
После Октябрьской революции были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, а в 1920 г. в Петроградском университете был открыт факультет общественных наук с социологическим отделением, которое возглавил П. А. Сорокин.
Под сильным влиянием Н.И. Бухарина наметилась четкая тенденция отождествления социологии и исторического материализма как теории общества, методологическим основанием которой служит материалистическое понимание истории.
Значительная часть философов,
позаимствовав идею Н.И. Бухарина о
тождестве исторического
В это же время сложилось и так называемое антисоциологическое направление среди философов, отрицавших не только право социологии на самостоятельное существование, но даже сам термин «социология». Исторический материализм они понимали только как «диалектику истории» (И. К. Луппол и др.).
Помимо теоретических
В 20- 30-е годы проводились также
научные социально-
В связи с этим предпринимались
разнообразные и часто
Большое значение имели исследования вопросов прикладного характера в области научной организации труда и производства. Важную роль здесь сыграли работы Гастева, который возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ).
Исходя из основных установок Ленина
и необходимости научной организации
труда и производства при социализме,
он анализировал основные организационные
факторы труда и поведения работника,
процесса формирования культуры труда,
опираясь на современную технику и технологические
процессы. Работа ЦИТ имела практическое
значение для перестройки на научных основах
труда и производства при социализме.
Правда, существенным недостатком работ
Гастева являлось недостаточное внимание
к социально-политическому и психологическому
аспекту проблемы, на что указывал Керженцев
в своих критических замечаниях.
Кроме социология труда получали развитие
и другие отрасли социологического знания,
например, социология искусства (Е.Н. Анциферов
и др.).
В то же время к социологам, придерживавшимся немарксистской ориентации, власть меняла позицию. Так, в 1922 г. из страны были высланы П.А. Сорокин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков и др.
Пятый этап (середина 30-х – вторая половина 50-х гг.). Формирование в стране авторитарного режима и административно-приказной системы управления всеми сферами жизни общества и связанное с этим ужесточение идеологического и политического контроля вело к постепенному подавлению и фактическому запрету любых немарксистских социологических направлений и разработок.
Роковую роль для развития социологии в России сыграло «вторжение» Сталина в философию. В разделе «О диалектическом и историческом материализме», написанном им для краткого курса «История всесоюзной коммунистической партии большевиков» (1938), целая область социального значения – исторический материализм – была «возвращена» в лоно философского знания. Это выдвинутое Сталиным теоретическое обоснование упразднения социологии как самостоятельной науки было канонизировано и с этих пор теория и понятийный аппарат социологии стали рассматриваться только на философском уровне. Социологические методы конкретного исследования общества были изъяты из обращения. На конкретное, свободное от апологетики социализма изучение явлений жизни был наложен строжайший запрет. Фактически были прекращены все фундаментальные и прикладные исследования, а сама социология объявлена буржуазной лженаукой. Из научного обихода было изъято даже само слова «социология».
Информация о работе Специфика становления социологии в России