Специфика становления социологии в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить специфику становления социологии в России. Для реализации поставленной цели, были определены следующие задачи:
Выявить предпосылки возникновения социологии.
Рассмотреть основные этапы становления и развития социологии в России.
Изложить процесс возрождения социологии как самостоятельной науки.
Рассмотреть основы современной социологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и развитие социологии
в России……………………………………………………………………….5
1.1. Предпосылки возникновения социологии………………….………..5
1.2. Основные этапы становления и развития социологии в России…...8
Глава 2. Возрождение социологии в России и современная социология………………………………………….20
2.1. Возрождение социологии как самостоятельной науки……………20
2.2. Современная социология……………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…34

Файлы: 1 файл

социология управления.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 «Перерыв» в развитии социологической мысли в стране практически продолжался до начала 1960-х гг.

Глава 2. Возрождение социологии в  России и современная социология 

2.1. Возрождение  социологии как самостоятельной  науки

 

Возрождение социологии началось в конце 50-х гг. во времена так называемой «хрущевской оттепели». Оно происходило в период, когда информация о реальном положении советского общества была практически засекречена, методологические принципы исследования социальной действительности оставались деформированными, теоретические исследования руководились идеологическим заказом, который отражал директивное мнение высшей партийно-государственной номенклатуры. Это и определяло стратегию научных поисков, выбор объекта эмпирического исследования, да и саму судьбу социологии13.

«Второе рождение» советской социологии происходило в искусственно созданной ситуации ее идеологического неприятия. К тому времени она успела получить ярлык буржуазной науки. Во многом это объяснялось активным развитием социологии за рубежом, но были и субъективные причины. В обществе накопилось много того, что приходилось скрывать, а не публично демонстрировать. 

Первое упоминание о  социологии как возрожденной научной  дисциплине относится к 1955 году, когда  академик В. С. Немчинов охарактеризовал ее как одну из отраслей философского знания, предметом которой является развитие общества.

В дальнейшем, в 1965 году, социология определяется как наука  о законах и движущих силах  развития общества. Ее предметом полагают исследование исторических сменяющих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей – закономерностей становления и развития социальных отношений людей, различных форм их социального взаимодействия. Этот подход, очевидно, полностью отождествлял ее с историческим материализмом, а ее методы – диалектико-материалистической методологией.

Данный подход14:

во-первых, закрывал путь возникновению каких-либо новых  общесоциологических теорий и методологий,

во-вторых, догматически ограничивал направления и тематику конкретно - социологических исследований, которым в основном отводилась роль защиты преимуществ существующего социалистического строя, что приводило к искажению их объективного характера.

В этих условиях возникают  компромиссные варианты. Среди них  получило наибольшую известность определение, данное Ю.А. Левадой в работе «Лекции по социологии»: социология - это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии. В 5-том томе «Философской энциклопедии» (1970 г.) социология трактовалась как наука о закономерностях и движущихся силах развития и функционирования социальных систем, как глобальных (общество в целом), так и частных (социальные группы, организации процессы).

Многие ученые понимали, что хотя социологическая концепция  и катализируется определенным философским мировоззрением, она должна иметь собственный категориальный аппарат. Социология должна рассматривать общество в более специфических категориях и понятиях, нежели социальная философия, в понятиях соотносимых с эмпирически проверяемыми фактами, что обеспечивается развертыванием общесоциологической теории в частносоциологические. В. А. Ядов, А. Г. Здравомыслов, Б. А. Грушин, Ю. А. Левада и др. уже уяснили для себя, что основные понятия общесоциологической теории, в отличие от философских категорий, - не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип, как член конкретного общества и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их глубинной сущностной основе, но социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых - глубинные социальные отношения, не схватываемые эмпирически, поскольку представляют собой философские абстракции. Социальные отношения соотносятся не с эмпирическими данными, а имеют своей фактической основой конкретно-научные обобщения, развиваемые в частных науках, включая и социологию.

В 60-х гг. была выработана трехуровневая концепция социологии15:

  • исторический материализм есть общесоциологическая теория, она задает типовой способ построения
  • частносоциологических теорий, которые в свою очередь опираются на обобщение социальных фактов. Эта концепция позволила утвердить статус
  • конкретных социологических исследований, но вместе с тем затруднила включение отечественной социологической науки в мировой процесс развития социологии.

В середине 60-х годов  появляются обобщающие итоги многих исследований. В 1965 г. издается пятитомник «Избранных произведений» основоположника социальной инженерии С.Г. Струмилина. Проводятся исследования бюджета времени на металлургических, текстильных и машиностроительных предприятиях Днепропетровска, Запорожья, Одессы, Костромы, включавшие круг проблем, связанных с анализом уровня жизни и установлением зависимости образа жизни от социально - бытовых и социально - демографических факторов. Широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи был обобщен в книге А. Г. Харчева «Брак и семья в СССР» (1964 г.).

Важным шагом в институализации  социологии явилось издание в 1966 г двухтомника «Социология в СССР». В него вошли16:

  • исследования по общей социологической теории (Г.В. Осипов, Г.П. Францев, П.Н Федосеев и др.);
  • методологии и методике социальных исследований (Б.А. Грушин, Г.М. Андреева, В.Н. Садовский, П.П. Маслов, В.С. Немчинов и др.);
  • социальным проблемам труда и досуга (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, С.Ф. Фролов, С.Г. Гурьянов и др.);
  • социальным проблемам города и деревни (А.И. Тодоровский, В.Н. Шубкин и др.);
  • исследования на стыке смежных с социологией наук (Г.А. Слесарев Б.Ц. Урланис и др.).

В эти годы в стране были созданы первые социологические  учреждения: отдел социологических  исследований в Институте философии  АН СССР и лаборатория социологических  исследований при Ленинградском  государственном университете. В 1962 г. была основана советская социологическая ассоциация. В 1969 г. на базе отдела социологических исследования Института философии АН СССР был создан Институт конкретных социологических исследований (с 1972 г. - Институт социологических исследований, а с 1990 г. - Институт социологии АН СССР).

Были организованы отделы социологических и социальных исследований во Всесоюзном институте системных  исследований (Москва), Институте экономики  и организации промышленного  производства (Новосибирск), Институте социально - экономических проблем (Ленинград), Институте уральского научного центра (Свердловск), Институте международного рабочего движения (Москва) и др. В московском, ленинградском, новосибирском, уральском и др. университетах, а также в некоторых экономических вузах (Институт управления в Москве, Ленинградский экономический институт и др.) были введены спецкурсы по прикладной социологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории.

История становления и развития социологии в 60-е годы убеждает в том, что вопреки конкретной ситуации, характеризуемой тоталитарной идеологической концепцией единения общества, несмотря на искусственное отождествление социологии с догматами исторического идеализма, лишившее ее собственного лица, в этот период был сделан определенный рывок в развитии этой науки. Ведущими социологами страны был внесен заметный вклад в изучение и решение проблем методологии и методики конкретных социологических исследований.

Большое значение для институализации социологии в качестве самостоятельной науки имеет формирование в ней слоя эмпирических исследований, сразу придавших этой науке ярко выраженный прикладной характер. Если Англия и Франция были зачинателями теоретической социологии, то США стали страной, давшей мощный импульс эмпирическим социологическим исследованиям, получившим соответствующее обеспечение. При достаточно широком распространении социологии в мире всегда имеет смысл говорить о доминировании определенных национальных школ, к каковым относятся американская, английская, французская, немецкая, итальянская школы социологии.

В равной мере можно говорить о российской школе социологии, вобравшей  в себя лучшие идеи западной социологии и придавшие ей свой национальный оттенок, но перенесшей сложные катаклизмы своего развития от оригинальных теоретических построений до полного разгрома в период тоталитарного режима17.

Идеологическая борьба этого периода достаточно больно ударила не только по деятелям культуры, но и по социологам. Но, так или иначе, в Советском Союзе складывались и укреплялись свои социологические службы, школы и направления.

В университетах открылись  факультеты, отделения и специализации, появились многочисленные центры и  службы изучения общественного мнения, социологических социально-политических, социально-экономических исследований, которые в своей совокупности отчетливо демонстрируют тот факт, что отечественная социологическая мысль обрела, наконец, статус законной научной дисциплины, активна влияющей на общественную жизнь страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Современная  социология

 

В современной России положение социологии достаточно двойственно. На идейно-теоретическом уровне ее статус не подвергается сомнению, но в  плане практического существования  социология все больше и больше оказывается маргинальной социальной дисциплиной. Тому есть несколько причин. Среди них такие: социология – дорогая наука. Проведение социологических исследований требует больших материальных средств, времени и людских ресурсов18.

Негативное влияние  на современную российскую социологию оказывает и ее явная политизация, когда результаты опросов общественного мнения превращаются в оружие политической борьбы. В области теории само развитие догматической марксистской парадигмы весьма медленно привело к образованию идейного вакуума, наполнение которого происходит весьма медленно.

Все это весьма печально, ибо культура общества определяется в частности, тем, как это общество понимает и исследует само себя.

Однако многочисленные трудности и проблемы, выражающие перед современной российской социологии имеют и свои положительные стороны. Одна из них состоит в том, что после социологических исследований – как прикладных, так и теоретических – открыто для молодых ученых, входящих в социологическую науку. А это редкий исторический шанс.

Завершение институционализации  социологии в нашей стране и мощный импульс дальнейшего развития этой науки, связаны с кардинальными  переменами во всей общественной жизни, начиная с 1987г. Тогда был создан Всесоюзный, а затем – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а также ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым различным вопросам, практическое использование социологической информации стали обычным явлением. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с широкой общественной наукой. Появлялось все большее количество профессиональной литературы, работы известных социологов. Открылась новая страница российской социологии, что было закреплено образованием в 1991 г. Института социологии РАН (В.А. Ядов), а в 1992 г. – Российской социологической ассоциации. Открылись широкие возможности контактов и интеграции с широкой общественной наукой. Появлялось все большее количество профессиональной литературы, работы известных социологов. В последнее время СМИ используют социологическую информацию и проводят интерактивный опрос.

Широкое признание получили работы современных Российских социологов: Т.И. Заславской, Г.В. Осипова, В.Н. Иванова, О.И. Шпарастака, И.С. Коги, В.В. Рывкиной, Ю.А. Левады, И.В. Бестужева-Лады, А.Г. Здравомыслова, Н.М. Вимашевской, Б.А. Трунина, А.В. Дмитриева и др.

Наконец-то создалась  реальная возможность развития отечественной  социологии вне монополии философии  на социальное познание, без административного  вмешательства в социологические исследования. Однако трудно сделать что-либо стоящее, если идти традиционным путем. Всегда будем отставать. Нужно искать необычные решения, пусть и такие, которые сейчас кажутся невероятными или малореализуемыми. Вместе с тем, всякое новое бывает амбициозно в заявляемых о своих возможностях, а реальные результаты накапливаются постепенно.

Современная социология - это множество течений и научных  школ, которые по-разному объясняют  ее предмет и роль, по-разному  отвечают и на вопрос что такое  социология.

Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.

Социология - наука о  становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями, между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Как отмечает А. О. Бороноев, уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов19:

1) социология стала  университетской наукой, т.е. ею начала заниматься молодежь;

2) идет интенсивный  обмен идеями с зарубежными  странами;

3) углубляется институционализация  социологии как науки.

Но при этом не надо забывать, что в обществе, где  много традиционности и где долго  инициатива была под запретом, изменения происходят трудно и для этого необходимо длительное время.

Критерием признания, самоутверждения  и самоопределения любой науки, в том числе и социологии, выступает  как формирование своего особого  отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, разработка своих познавательных средств и методов, так и разработка своего собственного категориального аппарата, чем в настоящее время Казахстанские социологи начали активно заниматься.

Информация о работе Специфика становления социологии в России