Сравнение эксперимента с другими методами социологического Исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучение особенностей метода социологического эксперимента для сравнения его с другими методами.
Объект: Теория и методика социологических исследований.
Предмет: Изучение особенности социологического эксперимента и сравнение его с другими методами.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие эксперимента, классификацию и методику его проведения
2. Рассмотреть недостатки и преимущества эксперимента
3. Провести сравнительный анализ эксперимента с методами опроса и наблюдения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Понятие эксперимента, сущность метода и методика проведения…….6
1.1.Понятие эксперимента, классификация и методика его проведения...6
1.2. Недостатки и преимущества эксперимента………………….………19
2.Сравнение эксперимента с другими методами социологического
Исследования………………………………………………………………..24
2.1. Эксперимент и метод опроса…………………………………............24
2.2. Эксперимент и наблюдение…............................................................27
3.
Заключение………………………………………………………….……….30
Список используемой литературы………………………….…...………..

Файлы: 1 файл

0820963_18C82_kursovaya_rabota_osobennosti_sociologicheskogo_eksperimenta.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

1.Понятие эксперимента, сущность метода и методика проведения…….6

1.1.Понятие эксперимента, классификация и методика его проведения...6

1.2. Недостатки и преимущества эксперимента………………….………19

2.Сравнение эксперимента с другими методами социологического

Исследования………………………………………………………………..24

2.1. Эксперимент и метод опроса…………………………………............24

2.2. Эксперимент и наблюдение…............................................................27

3.

Заключение………………………………………………………….……….30

Список используемой литературы………………………….…...………...31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В наше время человечество превратилось в довольно высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой - либо проблеме и т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

Социологическое исследование, как  и любое другое исследование в  любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет  исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию об изучаемом явлении.

С помощью его можно решать очень  большой круг вопросов и задач, анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения проблемы.

Cоциологическое исследование — это один из способов развития и накопления социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее определённых задачах.

Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между  теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

Достаточно широко в рамках социологического исследования применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Его осуществление предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив, например) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент - это такой метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

Классическим примером успешного  осуществления социального эксперимента в целях повышения эффективности  управления является проведение под  руководством известного американского социолога Э. Мэйо исследований в 1924-1932 гг. на Хоторнских предприятиях близ Чикаго (США).

Вышесказанное определяет особую актуальность данной темы.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методические аспекты  социологических исследований получили широкое освещение, они представлены в работах таких ученых, как: Дж. Вебер, П. Грин, Е. Дихтель, Ф. Котлер, Д. Леман, С. Тулл, X. Хершген, Д. Черчилль, Дж. Р. Эванс Г. Л. Азоев, А. А. Алексеев, И. А. Аренков, Г. Л. Багиев, Л. Е. Басовский, И. К. Беляевский, С. Г. Божук, Г. А. Васильев, П. Гембел, Е. П. Голубков, В. И. и д.р.

Цель: Изучение особенностей метода социологического эксперимента для сравнения его с другими методами.

Объект: Теория и методика социологических исследований.

Предмет: Изучение особенности социологического эксперимента и сравнение его с другими методами.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие эксперимента, классификацию и методику его  проведения

2. Рассмотреть недостатки и преимущества  эксперимента

3. Провести сравнительный анализ эксперимента с методами опроса и  наблюдения.

Гипотеза: По сравнению с другими методами социологических исследований, метод социологического эксперимента, является наиболее эффективным для проверки объяснительных гипотез, что позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора (их некоторой совокупности) на исследуемый объект, т.е. обнаружить причинно-следственные связи, а также позволяет сделать прогноз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие эксперимента, сущность метода, методика проведения.

 

1.1. Понятие эксперимента в социологии, методика его проведения.

Эксперимент сформировался и существует как метод проверки гипотезы, основанной на теоретических представлениях о  связи между характеристиками изучаемого явления. В методологическом плане  первым этапом считают теоретический анализ объекта исследования, вторым — формирование гипотезы о наличии, характере или направлении связей между переменными, третьим — разделение переменных на зависимые и независимые. Выделение экспериментальных переменных — это результат предварительного теоретического анализа объекта. Те из них, на которые направлено воздействие исследователя, называются контролируемыми и независимыми. После этого начинается методическая часть эксперимента. Когда поставлена цель исследования и подготовлена программа, создают две группы — экспериментальную и контрольную.

Основная цель экспериментального метода — проверка тех или иных гипотез, результаты которых имеют  прямой выход на практику. Как разновидность углубленного, аналитического социологического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, а также о степени и результатах этого воздействия, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

Экспериментальный метод предназначен для получения информации о причинно-следственных связях между исследуемыми явлениями, их свойствами, для достижения нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от наблюдения в эксперименте не только получают описательную информацию, но дают объяснение связей, отношений, процессов.

В числе важнейших нормативных  требований, предъявляемых к экспериментальному способу познания, методологи называют: четкую ориентацию на гипотезы исследования; высокий уровень познания и полноту описания исследуемого объекта; строгий контроль над ходом процедур эксперимента, обеспечение его чистоты; воспроизводимость, возможность повторения; наличие методов, средств наблюдения и измерения, адекватных социальному объекту.

Целью исследования, проводимого с  помощью эксперимента, является, как  правило, установление причинно-следственных связей.

Для обеспечения достоверности  результатов эксперимента значения всех факторов, кроме исследуемого, должны оставаться неизменными. При необходимости исследования нескольких факторов может потребоваться серия экспериментов.

Под экспериментом понимается научное исследование, в котором исследователь сознательно манипулирует одной или более независимыми переменными и наблюдает за вариацией зависимой или зависимых переменных, сопутствующих манипулированию независимыми переменными. Таким образом, экспериментальный проект — это такой проект, в процессе реализации которого исследователь манипулирует, по крайней мере, одной независимой переменной.

Эксперимент в социологии - это  метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез  относительно причинных связей между  социальными явлениями. В реальном эксперименте эта проверка проводится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий: он создает или находит определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в ситуации, фиксирует их соответствие или несоответствие выдвинутой гипотезе. Гипотеза - это предполагаемая модель рассматриваемого явления. На основе этой модели изучаемое явление описывается как система переменных, среди которых выделяется независимая переменная (экспериментальный фактор), подчиненная управлению экспериментатором в выступающая в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной. Неэкспериментальными переменными являются свойства и отношения, имеющие существенное значение для изучаемого явления, но поскольку их влияние в данном эксперименте не исследуется, они должны быть нейтрализованы (изолированы или установлены постоянными).

Социологический эксперимент может  проводиться в различных формах. Различают мысленные и натурные эксперименты, разделяя последние на лабораторные и полевые. Мысленным экспериментом называют специальную технологию интерпретации полученной информации об изучаемом объекте, исключающую вмешательство исследователя в процессы, происходящие в объекте. Она хорошо описана В. А. Ядовым.

 Особое внимание следует  уделить полевому эксперименту, который играет роль не только метода сбора информации, но и особой социальной технологии, способа сознательного регулирования социальных процессов. Проведение таких экспериментов требует от исследователей большой осторожности и повышенной ответственности. Ошибки в их организации и реализации не только снижают качество социологической информации, но и вредны для практики социальной жизни, а иногда губительны для тех социальных систем, естественное функционирование которых нарушено непродуманным вмешательством экспериментатора. Делать эксперимент следует не всегда, когда хочется, а лишь тогда, когда есть уверенность, что его позитивный эффект превысит негативный, когда он тщательно спланирован и до мельчайших подробностей продуман. В большинстве случаев к нему нельзя приступать без получения согласия тех людей, на которых он окажет непосредственное влияние.

 

Метод эксперимента строго структурирован и представлен следующими элементами:

1. Экспериментатор. Это обычно  исследователь или группа исследователей, которые разрабатывают и проводят эксперимент.

2.Экспериментальный фактор (или независимая переменная) - условие или система условий, которые вводятся социологом. Экспериментальный фактор характеризуется тремя признаками:

 

а) Экспериментальный фактор определяется социологом непроизвольно, а в полном соответствии с исследовательской программой, в том числе, гипотезой, выносимой на экспериментальную проверку.

б) Независимая переменная должна быть управляемой экспериментатором (только от него должны зависеть направление и интенсивность действия этой переменной).

в) Направление и интенсивность  ее действия должны поддаваться контролю экспериментатора и социологическим  замерам.

 

3. Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

 

4. Экспериментальный объект - это  группа лиц, согласившихся участвовать  в экспериментальном исследовании

 

Основными признаками социального  эксперимента являются:

 

- активное вмешательство исследователя  в систему изучаемых явлений;

 

- планомерное введение относительно  изолированного экспериментального  фактора, его вариация, возможная  комбинация с другими факторами;

 

- планомерный контроль за всеми  существенными детерминирующими  факторами;

 

- эффекты изменения зависимых  переменных должны быть измерены  и однозначно сведены к влиянию  независимых переменных (экспериментального фактора).

Выделяют несколько оснований для классификации метода социологического эксперимента:

1.В зависимости от способа проведения

-лабораторный эксперимент

-полевой, или естественный эксперимент

-формирующий, или психолого-педагогический  эксперимент 

 

2.В зависимости от условий  проведения выделяют

-Лабораторный эксперимент - условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных - элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.

-Полевой, или естественный эксперимент  - эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую  внешнюю валидность. Характерно  выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных - рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни т.е. за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

 

3.В зависимости от результата  воздействия выделяют

 

-Констатирующий эксперимент - экспериментатор  не изменяет свойства участника  необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

 

-Формирующий эксперимент - экспериментатор  изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или  развивает те, которые уже существовали.

 

4.В зависимости от этапа исследования

-Пилотажное исследование (так называемое  черновое, пробное исследование)

-Собственно эксперимент

5.В зависимости от уровня  осознанности эксперименты также  можно разделить на

-те, в которых испытуемому даются  полные сведения о целях и задачах исследования,

-те, в которых в целях эксперимента  некоторая информация о нём  от испытуемого утаивается или  искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об  истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

Информация о работе Сравнение эксперимента с другими методами социологического Исследования