Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

В современную социологию термин аномии ввел Э. Дюркгейм. Аномия как тотальное явление - это кризисное состояние, характеризующееся рассогласованием ценностно-
нормативной основы, нарушениями в функционировании системы социальных институтов и всех сфер жизнедеятельности, расширением сферы нелегитимного нормативного регулирования, изменением социокультурных ориентиров и образцов деятельности, расширением проявлений девиантного поведения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона…………..........…………….6
1.1. Э. Дюркгейм и теория аномии……………………………………....……........6
1.2. Р. Мертон и теория аномии……………………………......……………….......11
Глава 2. Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма
и Р. Мертона ………………………………………………………….…….......…..15
2.1 Общее в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……………..….…….........….15
2.2 Различия в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……..….…………..…....…19
Заключение …………………………………………………………….…………....22
Список использованной литературы ….………………………………..….….......

Файлы: 1 файл

Аномия.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Петрозаводский государственный университет

 

 

Факультет политических и социальных наук

Кафедра социологии

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ АНОМИИ У Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 1 курса

Направления «социология»

Васяниной Полины Андреевны

 

Научный руководитель

преподаватель

Волкова К. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона…………..........…………….6

1.1. Э. Дюркгейм и теория аномии……………………………………....……........6

1.2. Р. Мертон и теория аномии……………………………......……………….......11

Глава 2. Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма

 и  Р. Мертона ………………………………………………………….…….......…..15

2.1 Общее в  подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……………..….…….........….15

2.2 Различия  в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……..….…………..…....…19

Заключение …………………………………………………………….…………....22

Список использованной литературы ….………………………………..….….......24

ВВЕДЕНИЕ

 

В современную социологию термин аномии ввел Э. Дюркгейм. Аномия как тотальное явление - это кризисное состояние, характеризующееся рассогласованием ценностно-

нормативной основы, нарушениями в функционировании системы социальных институтов и всех сфер жизнедеятельности, расширением сферы нелегитимного нормативного регулирования, изменением социокультурных ориентиров и образцов деятельности, расширением проявлений девиантного поведения.1 Наиболее ярко это проявляется в условиях промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Многие сферы общественной жизни претерпевают колоссальные по величине изменения и это не может не сказываться на общественном порядке. Человек, утративший чувство общности, дух солидарности, сталкивается с проблемой отчуждения, отчего существенно увеличивается количество негативных социальных явлений — от проявления неуважения к нормам права и морали до преступлений и самоубийств. Об актуальности проблемы аномии во времена  современников Дюркгейма можно судить по статистическим данным, приводимым им в одном из своих наиболее выдающихся трудов: «В 1873 г . в Вене разразился такой кризис, достигший своего апогея в 1874 г ., и в то же самое время можно было констатировать увеличение числа самоубийств. В 1872 г . насчитывался 141 случай, в 1873 г . их было уже 153, в 1874 г .—216, т. е. число их увеличилось на 51% по отношению к 1872 г . и на 41% — по отношению к 1873 г . Что это увеличение единственной своей причиной имело экономическую катастрофу, доказывается тем, что особенно высоко оно было в самый острый момент кризиса, а именно в течение первых 4 месяцев 1874 г . С 1 января по 30 апреля 1871 г . зарегистрировано 48 самоубийств, в 1872 г .—44 и в 1873 г .—43; в 1874 г . их насчитывалось за тот же период 73. Мы имеем здесь, следовательно, увеличение на 70%. Тот же самый кризис охватил одновременно Франкфурт-на-Майне. В течение годов, предшествовавших 1874 г ., среднее годовое число самоубийств равнялось там 22, в 1874 г . их было уже 32, т. е. на 45% больше.»2

Впоследствии теорию социальной аномии развивал американский социолог Роберт Мертон. Согласно его мнению, аномия возникает в результате конфликта между социальными структурами т. е. комплексом общественных взаимоотношений и культурной структурой человека, т. е. комплексом его ценностей и норм. При аномии люди не могут достичь своих целей законными средствами, следовательно, пытаются их достичь с помощью средств противоправных. 3

Состояние аномии проявляется в обществах и сегодня. Примером тому служит российское общество в период перестройки: «По данным Всемирной организации здравоохранения, в середине 90-х годов Россия занимала по самоубийствам второе место в мировой табели о рангах после Литвы. Все места в первой пятерке в это время принадлежали бывшим республикам СССР.»

«Кривая самоубийств в 90-е годы резко пошла вверх: увеличение за 1990—1994 гг. составило 1,6 раза (с 39,1 тыс. чел. до 61,9 тыс. чел.). Некоторое последующее снижение показателя вселяет надежду, но не дает повода для успокоения: 58 тыс. самоубийств в 1996 г. означают, что ежегодно из-за суицида с лица Российской земли исчезает население небольшого города. По данным за 1997 г., Россия занимала по этому показателю одно из первых мест в Европе — 38 человек в год на 100 тыс. населения.» 4

На сегодняшний день Россия также занимает одно из ведущих мест по числу самоубийств: «Следственный комитет сообщил, что в 2012 году в России покончили с собой 730 детей и подростков. За год ситуация с подростковыми самоубийствами не улучшилась, в 2011 году свели счеты с жизнью 711 человек. Почти не изменилась и статистика неудачных попыток самоубийств — за два последних года уйти из жизни пытались еще более 2,5 тысяч подростков.» 5

Приведенные выше данные указывают об актуальности проблемы аномии для современного российского общества.

Объектом исследования является аномия как одна из форм социальной патологии у  Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

 

Предмет исследования -  оценка происхождения и развития аномии в работах известных ученых-социологов Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

 

Цель исследования — проанализировать теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

 

 

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность и признаки социальной аномии в работах Э. Дюркгейма и Р. Мертона;
  2. Выяснить причины возникновения социальной аномии согласно Э. Дюркгейму и Р. Мертону;
  3. Выявить общее и различия в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

 

Структура настоящей работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и  литературы. Первая глава разбита на два параграфа и посвящена рассмотрению специфики концепций аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Задачей второй главы является сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ АНОМИИ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА

 

1.1. Э. ДЮРКГЕЙМ И ТЕОРИЯ АНОМИИ

 

Явление аномии в целом можно определить как состояние нестабильности, неурегулированности, дезорганизации общества. Современные ученые делят аномию на субъективную и социальную. Субъективная аномия подразумевает рассмотрение отклоняющегося поведения отдельных индивидов. Социальная аномия имеет более широкое значение — она означает противоречие норм и неурегулированность в обществе в целом.

Корни понятия «аномия» возникли около двадцати веков тому назад в Древней Греции. Слово «anomos» в переводе с древнегреческого означает «вне нормы», «неуправляемый», «беззаконный».  Данный термин встречается в трудах известных античных мыслителей Платона и Еврипида.

В английской теологии времен XVII века также использовался термин аномии, но он имел значение, отличное от настоящего, и означал исключительно ослабление божьих законов в обществе.

Позднее, в конце XIX века, этот термин можно встретить в работах французского философа Жана-Мари Гюйо, однако его концепция аномии также несколько отличается от мыслей последующих ученых. Гюйо рассматривал лишь религиозные и моральные нормы, не упоминая о каком-либо отношении к праву. К тому же, явление аномии у Гюйо носило исключительно позитивный характер, ученый даже поощрял ее присутствие в обществе, говоря о ней как об «освобождении индивида от правил поведения».6

Однако, «отцом» понятия аномии принято считать одного из основателей социологии как науки, французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма, поскольку именно его взгляды, дополненные и доработанные последователями, используются в социальных науках и по сей день. В каждом их своих четырех основных трудов ученый так или иначе касается проблемы аномии в обществе. Даже в последнем из своих произведений «Элементарные формы религиозной жизни» он не обходит ее стороной: «Прежние боги стареют или умирают, а новые еще не родились».7

Впервые же понятие было упомянуто в первой книге Дюркгейма «О разделении общественного труда», вышедшей в свет в 1893 году. В ее главе под названием «Аномическое разделение труда » социолог выделяет три основных случая, в которых наиболее высока вероятность возникновения аномии:

  • ситуации кризисов в сфере промышленности и сфере торговли (здесь Дюркгейм приводит пример возрастания банкротств во Франции: «От 1845 до 1869 гг. банкротства во Франции увеличились на 70%. Невозможно приписывать этот факт увеличению экономической жизни, так как предприятия скорее концентрировались, чем умножались.»8);
  • антагонизм труда и капитала — столкновение интересов работника и работодателя. «По мере того, как все больше специализируются промышленные занятия, вместо возрастания солидарности замечается обострение борьбы. В средние века работник повсюду живет вместе с хозяином, разделяя его труды “в той же лавке, за тем же станком”. Параллельно с возрастанием специализации учащались возмущения, “малейшего повода к неудовольствию было достаточно, чтобы навлечь на какой-нибудь дом отлучение, и горе подмастерью, который не послушался бы решения общества”.  В мануфактуре Ван-Робэ, занимавшей 1692 рабочих, были особые мастерские для колесного, ножевого мастерства, для стирки, крашения, набирания основы, и даже сами ткацкие станки заключали в себе несколько видов рабочих, труд которых был вполне различен.»9
  • разделение труда в научной сфере: «Пока один и тот же человек мог одновременно заниматься различными науками, возможно было приобрести знания, необходимые для восстановления их единства. Но по мере того, как они специализируются, эти громадные синтезы обращаются в скороспелые обобщения, так как становится все невозможнее для одного человеческого ума иметь достаточно точное познание бесчисленной массы явлений, законов, гипотез, которую они (т.е. обобщения) должны резюмировать...»10

 

 

 

 

Социолог сомневается, что детали экономической жизни, в том числе. избежание аномии, полностью можно регулировать на правительственном уровне. Регуляция деталей производственных и торговых отношений должна происходить в самой среде между солидарными органами. Для разрешения аномических случаев достаточно укрепить контакты между различными общественными органами, при этом не слишком узко специализировать их функции. Таким образом, «между органами возникает связь и взаимосвязь, что, в свою очередь, является определяющим фактором органической солидарности.

В своем втором труде 1897 года «Самоубийство: Социологический этюд» Дюркгейм продолжает развивать концепцию аномии. Здесь ученый видит основную причину возникновения аномии в неудовлетворении потребностей: «всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только при том условии, если его потребности находят себе достаточное удовлетворение»11.В противном случае существо вынуждено испытывать постоянные страдания. Он приводит в пример животных, которым для того, чтобы испытать чувство полнейшего удовлетворения достаточно лишь удовлетворить свои элементарные потребности в еде, пище и отдыхе; у них нет разума, следовательно, нет и способности думать и ставить перед собой какие-либо еще цели для комфортного существования.

Совершенно иначе обстоит дело с человеком, существом социальным, ему недостаточно удовлетворить только свои материальные потребности на уровне,  необходимом для поддержания физической жизни, он всегда будет хотеть большего и стремиться достичь наиболее высокого уровня комфорта. Причем по мере достижения целей человек теряет к ним интерес и ставит перед собой новые. Например, помимо того, что человек сытно поел, чувствует себя тепло в своей меховой шубе, уютно и надежно в своем особняке, у него в есть еще множество целей не только материального, но и иного характера. Существует ли граница человеческого стремления к комфорту, роскоши и благополучию? Дюркгейм считает, что такого предела попросту нет, и рамки желаний индивидов может определять лишь общество.

Согласно Дюркгейму, в обществе каждый индивид занимает какое-либо определенное место, принадлежит к той или иной социальной группы, которая и устанавливает рамки его потребностей. «Например, согласно идеям, установившимся в обществе, существует известный предел для образа жизни рабочего, выше которого не должны простираться его стремления улучшить свое существование, и, с другой стороны, устанавливается известный жизненный минимум, ниже которого, кроме каких-нибудь исключительных отрицательных случаев, не могут опускаться потребности рабочего. Уровень материального обеспечения, конечно, разнится для городского и сельского работника, для слуги и поденщика, для приказчика и чиновника. Если богатый человек ведет жизнь бедняка, то общественное мнение резко порицает его, но точно так же неодобрительно относится оно к нему, если жизнь его утопает в изысканной роскоши.»12 Таким образом каждому человеку будет приблизительно понятно, насколько далеко могут простираться его потребности в принципе. Однако, желания людей могут меняться по мере их продвижения по социальной лестнице, т. к. общество достаточно мобильно. В этом случае в качестве главной регулирующей силы будет выступать сила морального характера. «Если субъект дисциплинирован и признает над собой коллективный авторитет, т. е. обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам, что его требования

не должны подниматься выше определенного уровня».13

Итак, благодаря общественному влиянию человеческие запросы и требования находятся в определенных рамках, однако, в моменты, когда общество находится в кризисном состоянии, когда в нем царят беспорядок и дезорганизация, т. е. социальная аномия, оно теряет способность осуществлять полноценный контроль над своими членами. Люди предоставлены самим себе, им либо приходится смириться с непривычной бедностью, урезать свои требования и научиться сдерживать себя, либо привыкать к внезапному улучшению благосостояния, вследствие которого их желания растут. Кроме того, « общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем фактом, что страсти менее всего согласны подчиниться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее.» 14

Состояние аномии Дюркгейм рассматривает в качестве основной причины таких негативных социальных явлений, как суицид и преступность. Подтверждением этому служит всплеск самоубийств в Европе конца XIX в., когда на фоне происходящих  преобразований, аномия стала привычным для общества состоянием: «В Пруссии с 1826 г. по 1890 г. число самоубийств увеличилось в 4 с лишним раза (411%); во Франции - почти в четыре раза (385%) с 1826 г. по 1888 г.; в немецкой Австрии с 1841 по 1874 г. число самоубийств возросло в три с лишним раза (319%); в Саксонии с 1841 по 1975 г. почти в два с половиной раза (238%); для Бельгии этот рост с 1841 по 1889 г. равен 212%; для Швеции с 1841 по 1871-75 гг. - 72%; для Дании - 35% в течение того же периода. Для Италии этот рост с 1870 г. по 1890 г. равняется 109%.»15

Немаловажно отметить, что Дюркгейм считает, что «общество, лишенное аномии, было бы совершенно невозможно»,16 и ненормально, если уровень преступности вдруг резко упадет или резко возрастет,  поэтому можно с уверенностью утверждать, что аномия является нормальным, а иногда даже полезным для общества явлением.

1.2. Р. МЕРТОН И ТЕОРИЯ АНОМИИ

 

Последующие 40 лет концепция аномии Э. Дюркгейма практически не получала развития, до тех пор пока в В 30-х годах XX века не начала переживать «вторую волну популярности». Связано это было с Великой депрессией — крупным экономическим кризисом в Америке 1929-1933 годов, который особенно остро показал американским социологам необходимость изучения и разработки проблем социальной дезорганизации. Насколько тяжела была Великая депрессия? «За четыре года — с 1929 по 1933-й — объем производства на американских заводах, шахтах и электростанциях сократился более чем вдвое. Реальные доходы населения после уплаты налогов снизились на 28%. Стоимость ценных бумаг сократилась на 90% по отношению к максимальному уровню, достигнутому до краха. Число безработных американцев выросло с 1,6 миллионов в 1929 году до 12,8 миллионов в 1933-м. На пике депрессии безработные составляли четверть трудоспособного населения США, и впервые после окончания Гражданской войны в стране замаячил призрак мятежа.» 17

Информация о работе Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона