Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 20:44, курсовая работа
В современную социологию термин аномии ввел Э. Дюркгейм. Аномия как тотальное явление - это кризисное состояние, характеризующееся рассогласованием ценностно-
нормативной основы, нарушениями в функционировании системы социальных институтов и всех сфер жизнедеятельности, расширением сферы нелегитимного нормативного регулирования, изменением социокультурных ориентиров и образцов деятельности, расширением проявлений девиантного поведения.
Введение …………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона…………..........…………….6
1.1. Э. Дюркгейм и теория аномии……………………………………....……........6
1.2. Р. Мертон и теория аномии……………………………......……………….......11
Глава 2. Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма
и Р. Мертона ………………………………………………………….…….......…..15
2.1 Общее в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……………..….…….........….15
2.2 Различия в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……..….…………..…....…19
Заключение …………………………………………………………….…………....22
Список использованной литературы ….………………………………..….….......
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Петрозаводский государственный университет
Факультет политических и социальных наук
Кафедра социологии
Курсовая работа
ПОНЯТИЕ АНОМИИ У Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА
Студентки 1 курса
Направления «социология»
Васяниной Полины Андреевны
Научный руководитель
преподаватель
Волкова К. В.
Петрозаводск
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона…………..........…………….6
1.1. Э.
Дюркгейм и теория аномии………………
1.2. Р.
Мертон и теория аномии……………………
Глава 2. Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма
и
Р. Мертона …………………………………………………………
2.1 Общее в
подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……………..….…….........….
2.2 Различия в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……..….…………..…....…19
Заключение
…………………………………………………………….…………..
Список использованной литературы ….………………………………..….….......24
ВВЕДЕНИЕ
В современную социологию термин аномии ввел Э. Дюркгейм. Аномия как тотальное явление - это кризисное состояние, характеризующееся рассогласованием ценностно-
нормативной основы, нарушениями в функционировании системы социальных институтов и всех сфер жизнедеятельности, расширением сферы нелегитимного нормативного регулирования, изменением социокультурных ориентиров и образцов деятельности, расширением проявлений девиантного поведения.1 Наиболее ярко это проявляется в условиях промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Многие сферы общественной жизни претерпевают колоссальные по величине изменения и это не может не сказываться на общественном порядке. Человек, утративший чувство общности, дух солидарности, сталкивается с проблемой отчуждения, отчего существенно увеличивается количество негативных социальных явлений — от проявления неуважения к нормам права и морали до преступлений и самоубийств. Об актуальности проблемы аномии во времена современников Дюркгейма можно судить по статистическим данным, приводимым им в одном из своих наиболее выдающихся трудов: «В 1873 г . в Вене разразился такой кризис, достигший своего апогея в 1874 г ., и в то же самое время можно было констатировать увеличение числа самоубийств. В 1872 г . насчитывался 141 случай, в 1873 г . их было уже 153, в 1874 г .—216, т. е. число их увеличилось на 51% по отношению к 1872 г . и на 41% — по отношению к 1873 г . Что это увеличение единственной своей причиной имело экономическую катастрофу, доказывается тем, что особенно высоко оно было в самый острый момент кризиса, а именно в течение первых 4 месяцев 1874 г . С 1 января по 30 апреля 1871 г . зарегистрировано 48 самоубийств, в 1872 г .—44 и в 1873 г .—43; в 1874 г . их насчитывалось за тот же период 73. Мы имеем здесь, следовательно, увеличение на 70%. Тот же самый кризис охватил одновременно Франкфурт-на-Майне. В течение годов, предшествовавших 1874 г ., среднее годовое число самоубийств равнялось там 22, в 1874 г . их было уже 32, т. е. на 45% больше.»2
Впоследствии теорию социальной аномии развивал американский социолог Роберт Мертон. Согласно его мнению, аномия возникает в результате конфликта между социальными структурами т. е. комплексом общественных взаимоотношений и культурной структурой человека, т. е. комплексом его ценностей и норм. При аномии люди не могут достичь своих целей законными средствами, следовательно, пытаются их достичь с помощью средств противоправных. 3
Состояние аномии проявляется в обществах и сегодня. Примером тому служит российское общество в период перестройки: «По данным Всемирной организации здравоохранения, в середине 90-х годов Россия занимала по самоубийствам второе место в мировой табели о рангах после Литвы. Все места в первой пятерке в это время принадлежали бывшим республикам СССР.»
«Кривая самоубийств в 90-е годы резко пошла вверх: увеличение за 1990—1994 гг. составило 1,6 раза (с 39,1 тыс. чел. до 61,9 тыс. чел.). Некоторое последующее снижение показателя вселяет надежду, но не дает повода для успокоения: 58 тыс. самоубийств в 1996 г. означают, что ежегодно из-за суицида с лица Российской земли исчезает население небольшого города. По данным за 1997 г., Россия занимала по этому показателю одно из первых мест в Европе — 38 человек в год на 100 тыс. населения.» 4
На сегодняшний день Россия также занимает одно из ведущих мест по числу самоубийств: «Следственный комитет сообщил, что в 2012 году в России покончили с собой 730 детей и подростков. За год ситуация с подростковыми самоубийствами не улучшилась, в 2011 году свели счеты с жизнью 711 человек. Почти не изменилась и статистика неудачных попыток самоубийств — за два последних года уйти из жизни пытались еще более 2,5 тысяч подростков.» 5
Приведенные выше данные указывают об актуальности проблемы аномии для современного российского общества.
Объектом исследования является аномия как одна из форм социальной патологии у Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
Предмет исследования - оценка происхождения и развития аномии в работах известных ученых-социологов Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
Цель исследования — проанализировать теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
Задачи исследования:
Структура настоящей работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. Первая глава разбита на два параграфа и посвящена рассмотрению специфики концепций аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. Задачей второй главы является сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ АНОМИИ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА
1.1. Э. ДЮРКГЕЙМ И ТЕОРИЯ АНОМИИ
Явление аномии в целом можно определить как состояние нестабильности, неурегулированности, дезорганизации общества. Современные ученые делят аномию на субъективную и социальную. Субъективная аномия подразумевает рассмотрение отклоняющегося поведения отдельных индивидов. Социальная аномия имеет более широкое значение — она означает противоречие норм и неурегулированность в обществе в целом.
Корни понятия «аномия» возникли около двадцати веков тому назад в Древней Греции. Слово «anomos» в переводе с древнегреческого означает «вне нормы», «неуправляемый», «беззаконный». Данный термин встречается в трудах известных античных мыслителей Платона и Еврипида.
В английской теологии времен XVII века также использовался термин аномии, но он имел значение, отличное от настоящего, и означал исключительно ослабление божьих законов в обществе.
Позднее, в конце XIX века, этот термин можно встретить в работах французского философа Жана-Мари Гюйо, однако его концепция аномии также несколько отличается от мыслей последующих ученых. Гюйо рассматривал лишь религиозные и моральные нормы, не упоминая о каком-либо отношении к праву. К тому же, явление аномии у Гюйо носило исключительно позитивный характер, ученый даже поощрял ее присутствие в обществе, говоря о ней как об «освобождении индивида от правил поведения».6
Однако, «отцом» понятия аномии принято считать одного из основателей социологии как науки, французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма, поскольку именно его взгляды, дополненные и доработанные последователями, используются в социальных науках и по сей день. В каждом их своих четырех основных трудов ученый так или иначе касается проблемы аномии в обществе. Даже в последнем из своих произведений «Элементарные формы религиозной жизни» он не обходит ее стороной: «Прежние боги стареют или умирают, а новые еще не родились».7
Впервые же понятие было упомянуто в первой книге Дюркгейма «О разделении общественного труда», вышедшей в свет в 1893 году. В ее главе под названием «Аномическое разделение труда » социолог выделяет три основных случая, в которых наиболее высока вероятность возникновения аномии:
Социолог сомневается, что детали экономической жизни, в том числе. избежание аномии, полностью можно регулировать на правительственном уровне. Регуляция деталей производственных и торговых отношений должна происходить в самой среде между солидарными органами. Для разрешения аномических случаев достаточно укрепить контакты между различными общественными органами, при этом не слишком узко специализировать их функции. Таким образом, «между органами возникает связь и взаимосвязь, что, в свою очередь, является определяющим фактором органической солидарности.
В своем втором труде 1897 года «Самоубийство: Социологический этюд» Дюркгейм продолжает развивать концепцию аномии. Здесь ученый видит основную причину возникновения аномии в неудовлетворении потребностей: «всякое живое существо может жить, а тем более чувствовать себя счастливым только при том условии, если его потребности находят себе достаточное удовлетворение»11.В противном случае существо вынуждено испытывать постоянные страдания. Он приводит в пример животных, которым для того, чтобы испытать чувство полнейшего удовлетворения достаточно лишь удовлетворить свои элементарные потребности в еде, пище и отдыхе; у них нет разума, следовательно, нет и способности думать и ставить перед собой какие-либо еще цели для комфортного существования.
Совершенно иначе обстоит дело с человеком, существом социальным, ему недостаточно удовлетворить только свои материальные потребности на уровне, необходимом для поддержания физической жизни, он всегда будет хотеть большего и стремиться достичь наиболее высокого уровня комфорта. Причем по мере достижения целей человек теряет к ним интерес и ставит перед собой новые. Например, помимо того, что человек сытно поел, чувствует себя тепло в своей меховой шубе, уютно и надежно в своем особняке, у него в есть еще множество целей не только материального, но и иного характера. Существует ли граница человеческого стремления к комфорту, роскоши и благополучию? Дюркгейм считает, что такого предела попросту нет, и рамки желаний индивидов может определять лишь общество.
Согласно Дюркгейму, в обществе каждый индивид занимает какое-либо определенное место, принадлежит к той или иной социальной группы, которая и устанавливает рамки его потребностей. «Например, согласно идеям, установившимся в обществе, существует известный предел для образа жизни рабочего, выше которого не должны простираться его стремления улучшить свое существование, и, с другой стороны, устанавливается известный жизненный минимум, ниже которого, кроме каких-нибудь исключительных отрицательных случаев, не могут опускаться потребности рабочего. Уровень материального обеспечения, конечно, разнится для городского и сельского работника, для слуги и поденщика, для приказчика и чиновника. Если богатый человек ведет жизнь бедняка, то общественное мнение резко порицает его, но точно так же неодобрительно относится оно к нему, если жизнь его утопает в изысканной роскоши.»12 Таким образом каждому человеку будет приблизительно понятно, насколько далеко могут простираться его потребности в принципе. Однако, желания людей могут меняться по мере их продвижения по социальной лестнице, т. к. общество достаточно мобильно. В этом случае в качестве главной регулирующей силы будет выступать сила морального характера. «Если субъект дисциплинирован и признает над собой коллективный авторитет, т. е. обладает здоровой моральной конструкцией, то он чувствует сам, что его требования
не должны подниматься выше определенного уровня».13
Итак, благодаря общественному влиянию человеческие запросы и требования находятся в определенных рамках, однако, в моменты, когда общество находится в кризисном состоянии, когда в нем царят беспорядок и дезорганизация, т. е. социальная аномия, оно теряет способность осуществлять полноценный контроль над своими членами. Люди предоставлены самим себе, им либо приходится смириться с непривычной бедностью, урезать свои требования и научиться сдерживать себя, либо привыкать к внезапному улучшению благосостояния, вследствие которого их желания растут. Кроме того, « общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем фактом, что страсти менее всего согласны подчиниться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее.» 14
Состояние аномии Дюркгейм рассматривает в качестве основной причины таких негативных социальных явлений, как суицид и преступность. Подтверждением этому служит всплеск самоубийств в Европе конца XIX в., когда на фоне происходящих преобразований, аномия стала привычным для общества состоянием: «В Пруссии с 1826 г. по 1890 г. число самоубийств увеличилось в 4 с лишним раза (411%); во Франции - почти в четыре раза (385%) с 1826 г. по 1888 г.; в немецкой Австрии с 1841 по 1874 г. число самоубийств возросло в три с лишним раза (319%); в Саксонии с 1841 по 1975 г. почти в два с половиной раза (238%); для Бельгии этот рост с 1841 по 1889 г. равен 212%; для Швеции с 1841 по 1871-75 гг. - 72%; для Дании - 35% в течение того же периода. Для Италии этот рост с 1870 г. по 1890 г. равняется 109%.»15
Немаловажно отметить, что Дюркгейм считает, что «общество, лишенное аномии, было бы совершенно невозможно»,16 и ненормально, если уровень преступности вдруг резко упадет или резко возрастет, поэтому можно с уверенностью утверждать, что аномия является нормальным, а иногда даже полезным для общества явлением.
1.2. Р. МЕРТОН И ТЕОРИЯ АНОМИИ
Последующие 40 лет концепция аномии Э. Дюркгейма практически не получала развития, до тех пор пока в В 30-х годах XX века не начала переживать «вторую волну популярности». Связано это было с Великой депрессией — крупным экономическим кризисом в Америке 1929-1933 годов, который особенно остро показал американским социологам необходимость изучения и разработки проблем социальной дезорганизации. Насколько тяжела была Великая депрессия? «За четыре года — с 1929 по 1933-й — объем производства на американских заводах, шахтах и электростанциях сократился более чем вдвое. Реальные доходы населения после уплаты налогов снизились на 28%. Стоимость ценных бумаг сократилась на 90% по отношению к максимальному уровню, достигнутому до краха. Число безработных американцев выросло с 1,6 миллионов в 1929 году до 12,8 миллионов в 1933-м. На пике депрессии безработные составляли четверть трудоспособного населения США, и впервые после окончания Гражданской войны в стране замаячил призрак мятежа.» 17
Информация о работе Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона