Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 20:44, курсовая работа
В современную социологию термин аномии ввел Э. Дюркгейм. Аномия как тотальное явление - это кризисное состояние, характеризующееся рассогласованием ценностно-
нормативной основы, нарушениями в функционировании системы социальных институтов и всех сфер жизнедеятельности, расширением сферы нелегитимного нормативного регулирования, изменением социокультурных ориентиров и образцов деятельности, расширением проявлений девиантного поведения.
Введение …………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона…………..........…………….6
1.1. Э. Дюркгейм и теория аномии……………………………………....……........6
1.2. Р. Мертон и теория аномии……………………………......……………….......11
Глава 2. Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма
и Р. Мертона ………………………………………………………….…….......…..15
2.1 Общее в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……………..….…….........….15
2.2 Различия в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……..….…………..…....…19
Заключение …………………………………………………………….…………....22
Список использованной литературы ….………………………………..….….......
Именно в эти годы термин аномии вновь упоминается американским социологом Робертом К. Мертоном в его труде под названием «Социальная теория и социальная структура.» Говоря об аномии, в качестве основы своей концепции Мертон «социальная структура общества», при этом «аномия выступает как производное, как следствие процессов, происходящих в рамках социальной структуры.»18
Социальная структура состоит из двух основных компонентов. Первый компонент — это определенные культурой цели, намерения и интересы, которые ставятся перед людьми в целом либо перед группами дифференцированно. Второй — это такие средства, какие выбираются людьми, группами для претворения в жизнь своих целей и интересов. Сами эти средства можно подразделить на две категории: институциональные (от institution (лат.) — установление; отсюда институциональный, институционализированный и т.д. — входящий в систему установлений, т.е. предписываемый, законный, разрешенный) и эффективные. Эффективные средства наиболее успешным и кратчайшим способом ведут к удовлетворительному результату, при этом они далеко не всегда институционализированны, т.е. разрешены законом и обществом. Согласно Мертону, аномия возникает от дисгармонии между установленными целями и институциональными способами их осуществления, т.е. чем выше запрашиваемые культурой цели и чем неосуществимее они с помощью законных средств, тем вероятнее возникновение аномии. Cам механизм процесса, приводящего к аномии, Мертон сравнивает со спортивными играми. Наиболее удачно было бы здесь привести в пример бои без правил, когда «пути движения к победе институционально не заданы, и успех истолковывается как «выигрыш в игре» в большей степени, чем «победа по правилам игры», вознаграждение может достигаться использованием незаконных, но технически эффективных средств», когда не обращают внимания на процесс, а смотрят только на результат.19
Определив социальную структуру, т.е. цели и средства, Мертон выводит пять вариантов поведения людей в той или иной ситуации. При этом один вариант не будет присущ одному человеку постоянно, поведение человека зависит от принятия конкретной роли в специфической ситуации, а не только от его личности. Выбор варианта поведения человека далеко не случаен, он зависит, кроме как от конкретной жизненной ситуации, от таких факторов как социализация, социальный контроль, авторитет нормы (средств) по отношению к цели и т.д. Первым, и наиболее желательным для общества вариантом поведения Мертон называет конформность, вариант, когда индивид руководствуется как навязанными культурой целями, так и разрешенными способами для их достижения. Это наиболее распространенный тип приспособления, а иначе и не может быть, поскольку в противном случае было бы невозможно обеспечить стабильность и преемственность в обществе. Конформность не является источником отклоняющегося поведения и возникновения аномии. Никакого отношения к аномии не имеет также ритуализм — оставление либо понижение целей и автоматическое следование нормам. Но и полезной для общества эту форму поведения назвать нельзя, так как массовый ритуализм ведет к общественному застою. Абсолютно противоположной комфорности формой поведения (как по частоте, так и по смыслу) является ретритизм – отказ как от определяемых культурой ценностей, так и от институционализированных средств. Инновация – вариант поведения, наиболее часто встречающийся в обществе, в котором делается сильный акцент на достижение успеха, богатства как цели, но в то же время ее осуществление следуя институциональным нормам для большинства практически невозможно. В таком случае в ход идут запрещенные нормами, но эффективные способы достижения богатства и власти. Инновация, а вслед за ней и ретритизм — два варианта поведения в современном обществе, которым следуют люди вследствие невозможности достижения цели законным путем, и чем обусловлены рост преступности и процветание аномии. Инновация и ретритизм не представляют большой опасности для фундаментальных основ общества (в том числе для правовой системы) до тех пор, пока не будут широко распространены.
Повальное применение этих двух видов приспособлений привело бы к усугублению аномии, а затем и к развалу общества. Против основ общества направлен последний из предложенных Мертоном вариантов поведения — мятеж, который побуждает людей отказаться от существующих целей и средств и заменить их новыми. Это революционное, мятежное поведение, направленное на замену социальной структуры в корне, но, поскольку Мертон изучает определенную социальную структуру, то этому типу приспособления особого внимания не придает.20
Следует отметить, что концепция Мертона имеет большое значение еще и потому, что она «рассматривает конформизм и девиацию в виде двух чаш одних и тех же весов, а не как отдельные категории». В ней также указывается на то, что девиация не есть результат абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как уверяют многие. Вор не будет игнорировать социально признанное средство достижения финансового успеха. Бюрократ, практикующий ритуализм, не отказывается от применения общепринятых правил работы; он выполняет их чересчур детально, доводя до абсурда. Однако поведение этих двух людей девиантно.
Мертон сформулировал эти формы девиации не неожиданно. Предварительно он односторонне разрушил категориально-понятийный аппарат структурно-функционального анализа: в отличие от своих коллег, он противопоставил понятию функции понятие дисфункции, чем подготовил основу для перехода к понятию аномии. Мертон считал, что функционализм должен сосредоточить внимание на динамической, а не статической стороне социальной действительности; поэтому он должен исследовать и функцию, и дисфункцию, т.е. и источники стабильности, и основы социальных перемен.21
В концепции Мертона аномия рассматривается не только как источник социальных проблем, но и как источник положительных социальных изменений. «Для реального мира необходимо пересечение различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают людям свободу; без них свобода невозможна».22
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ АНОМИИ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА
2.1 ОБЩЕЕ В ПОДХОДАХ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА
Изучение дюркгеймовской и мертоновской трактовок аномии показывает, что они взаимодополняемы. Основные сходства теорий двух ученых заключаются в следующих положениях:
2.1 РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА
Несмотря на то, что многие исследователи считают Мертона дюркгеймовским последователем, и сам Мертон в ходе разработки своей теории старался руководствоваться классической концепцией Э. Дюркгейма, в определениях понятия аномии у двух ученых все же существуют некоторые расхождения:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь общества не течет сама по себе, различные социальные институты (в том числе право) пытаются регулировать отношения внутри общества с помощью норм. При этом интересы одних людей отображаются в нормах в большей степени, чем интересы других. Развитие общества в какой-то момент оказывается на такой ступени, когда нормы не соответствуют действительности, затормаживают, опережают, находятся в ином противоречии с общественным прогрессом. Возникает состояние аномии. Современное общество развивается сравнительно динамично, поэтому аномия — явление постоянное и нормальное для нашего времени. Аномия — это конфликт, ее развитие в обществе подобно любому социальному конфликту. Как и все конфликты, аномия протекает в трех этапах. На первом этапе создается скрытый причинный фон для столкновения интересов, почва, на которой аномия разворачивается в последствии. На втором — индивиды осознают нарушение, незащищенность своих интересов. На третьем этапе аномия проявляется в обществе в различных формах человеческой активности.28 К сожалению, в настоящее время социальные институты начинают реагировать только с наступлением третьего этапа аномии, когда в обществе начинаются забастовки и массовые беспорядки, когда резко растет число самоубийств и преступлений.
Для современного российского общества проблема аномии также является актуальной. Социальные конфликты 90-х гг. XX в. окончательно разрушили советские порядки и стали причиной состояния аномии. Следствием этого стало открытое проникновение криминала во властные и бизнес-структуры практически всех уровней, сопровождавшееся многочисленными криминальными разборками, убийствами и другими преступлениями. В нулевые годы эта форма аномии перешла в свою латентную стадию – на законодательный и судебный уровень. «Криминальная» форма постсоветской аномии 90-х гг. прошлого века нанесла серьезную травму коллективному сознанию россиян, вызвав в нем желание навести порядок даже ценой «некоторых нарушений демократических принципов и ограничения личных свобод».
В январе 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел очередной мониторинг, в котором россиянам предлагалось определить степень важности для России порядка или демократии. Альтернативу: «порядок, даже если для его достижения придется пойти на некоторые нарушения демократических принципов и ограничения личных свобод» выбрали в 2010 г. 72% респондентов против 69%, 74% и 75% соответственно в 1998, 1999 и 2000 гг. В то же время альтернативу: «демократия, даже если последовательное соблюдение демократических принципов предоставляет определенную свободу разрушительным и криминальным элементам» выбрали в 2010 г. лишь 16% опрошенных, по сравнению с 15%, 11%, 13% соответственно в 1998, 1999 и 2000 гг. 29
Информация о работе Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона