Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:21, курсовая работа
Задачей данной работы является изучение и раскрытие средневековых отечественных концепций милостыни.
Для решения задачи были выдвинуты следующие цели:
- рассмотреть определения "милостыни", "благотворительности", "меценацтва" и их отличия;
- изучить милостыни средневековой Европы и Азии;
- проанализировать концепции милостыни в средневековой России.
Курсовая работа
на тему:
"Средневековые, отечественные концепции милостыни"
Содержание
Введение |
3 |
Глава 1. Милостыня как одна из древнейших форм благотворительности |
|
1.1. Определения милостыни,
благотворительности и |
4 |
1.2. Теории возникновения и развития благотворительности |
8 |
Глава 2. Формирование благотворительности в средневековье |
|
2.1. Формирование системы
государственной помощи в |
11 |
2.2. Мыслители Средневековья о благотворительности |
18 |
Заключение |
24 |
Список использованной литературы |
27 |
Введение
Темой данной курсовой работы является "Средневековые, отечественные концепции милостыни". Актуальность благотворительности трудно оспорить. Очень важным (не только с этической точки зрения) аспектом поведения человека сегодня, как впрочем, и столетие назад, является благотворительность. Традиции благотворительности в России ведут свое начало от становления христианства в Киевской Руси.
Благотворительность – оказание безвозмездной помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Следует отметить, что основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.
Задачей данной работы является изучение и раскрытие средневековых отечественных концепций милостыни.
Для решения задачи были выдвинуты следующие цели:
- рассмотреть определения "
- изучить милостыни средневековой Европы и Азии;
- проанализировать концепции
милостыни в средневековой
При подготовке курсовой работы использовалась научная литература и периодические издания, учебники и учебные пособия, а также материалы справочников и энциклопедий.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав с подглавами и списка использованной литературы.
Глава 1. Милостыня как одна из древнейших форм благотворительности
1.1. Определения
милостыни,
Благотворительность – бескорыстная добровольная помощь нуждающимся, не способным собственным трудом обеспечить себе необходимые средства [6, 25]. Существует как в виде традиционных индивидуальных пожертвований, помощи, оставшийся в сфере личных взаимоотношений, так и в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и общественных организаций, которая регулируется законодательством и учитывается статистикой. Подобную деятельность во многих странах принято называть филантропией. В России в сфере институциональной благотворительности распространенным явлением была совместная деятельность частных лиц с государством, церковью, органами местного самоуправления. Последние могли выступать посредниками в передаче пожертвований от частного лица или группы лиц.
Ранее многие благотворительные заведения административно находились в системе государственных и других учреждений или институтов, однако создавались и финансировались за счет частных пожертвований. Государи и представители императорской фамилии покровительствовали благотворительным обществам и заведениям, привлекая к ним общественное внимание, формируя традицию и моду в этой сфере. Необходимость ежегодной передачи богатыми десятой части нажитого нуждающимся издревле провозглашалась в христианстве, мусульманстве, иудаизме. В православии милостыня, наряду с молитвой и поста, является составной частью покаяния.
После принятия князем Владимиром Святославичем христианства в 988 сострадание к несчастным постепенно становилось воплощение религиозного чувства. Одной из древних форм благотворительности были милостыня и призрения нищих, которых считали хорошими богомольцами. Церковным уставом 996 попечение о бедных возлагалось на духовенство. В трактате "Правило о церковных людях" (13 век) перечислены благотворительные дела:
-"нищим кормление и чад мног, странным прилежанье, сиротам и убогим помышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях положенье, в пожаре и потопе, пленным искупление, в благе прокормленье".
Иосиф Волоцкий близ основанного имени Волоколамского монастыря построил "странноприимницу" с церковью, во время голода 1512 кормил 700 человек. В Судебнике 1550 нищим предписано жить при монастырях. В Стоглаве 1551 высказана идея создания на доброхотные пожертвования. Постепенно приходскими общинами создавались "избы для нищих", "вдовьи дворы" и прочие почти при каждой церкви.
В царствование Петра первого велась административная борьба с нищенством (неспособных к работе следовало отсылать в монастыри и церковные богадельни, а тунеядцев - на прежние места их жительства с наказанием).
Во второй половине 18
века благотворительность
С конца 19 в. для учреждения
новых благотворительных
По данным всероссийской переписи населения 1897, в благотворительных учреждениях находилось свыше 108 тысяч человек; еще свыше 314 тысяч человек указали источником к существованию денежные пособия из благотворительных сумм [6, 27].
В Российской империи получили развитие все основные виды благотворительной помощи – от огромных пожертвований на строительство капитальных зданий для больниц и школ до пособий бедным в виде мелких сумм или даже вязанки дров.
Анонимные пожертвования, воплощавшие, наивысшую ступень христианского смирения. В денежном выражении составляли 10 -15 % от всех пожертвований. На рубеже 19 - 20 вв.большое значения приобрели формы массового сбора денег и вещей в помощь бедным и малоимущим – подписки, благотворительные лекции и концерт, лотереи, благотворительные базары в дни главных православных праздников, особенно в Рождество и на Пасху.
Наличие с последней четверти 19 в. статья на благотворительность предусматривалась в бюджетах крупных фирм их уставами.
После Октябрьской революции
1917 функции опеки и попечительства
остались практически всецело только
у государства. Благотворительность
стала рассматриваться как "
Услуга - оказание регулярной организационной, а также материальной поддержки на добровольной основе в общеполезных целях (выполнение работ, предоставление услуг) [12, 76].
Милостыня - в отличие от благотворительности, предоставление поддержки на добровольной, безвозмездной основе.
Благотворительность - оказание добровольной бескорыстной поддержке (передача имущества, в том числе денежных средств).
То есть, можно отметить, что между благотворительностью как общественным презрением (попечительством) и благотворительностью как одноразовым подаянием (милостыня) изначально существует противоречие. В одном случае голодному, но работоспособному дается рыба, что подталкивает его попросить еще одну, в другом - удочка.
1.2. Теории возникновения и развития благотворительности
Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях и школах.
В большинстве современных работ посвященных исследованию благотворительности исследователи констатируют связь возникновения благотворительности с христианства. Эту точку зрения разделяют и многие дореволюционные исследователи, по их мнению благотворительность появляется только с христианством. "Древнейший мир не мог возвыситься до полного уважения всякой личности, как личности. Это прямо противоречило его духу" [1, 123].
Церкви в средние века переходит очень важная функция — поддерживать социальный мир и сглаживать социальные противоречия. Естественно, что церковь не разделяла открытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебность была бы несовместима с проповедью смирения, любви к ближнему и равенства всех перед Богом. Поэтому, обращаясь к сильным мира сего, церковь взывала к милосердию.
Сочувствие к низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекали из социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ее идеальным состоянием. Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли. В бедняках в то же время видели не столько несчастных, чью жалкую участь необходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. В таком случае нищелюбцем двигала не любовь к ближнему, не человеколюбие, а желание очиститься от своих собственных грехов; нищий же выступал в виде средства к "самоочищению". Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни [1, 123]:
1) ценна только
непосредственная милостыня,
2) милостыня подавалась тайком, мимоходом;
3) важна "слепая" милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;
4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви, причем обратная связь здесь необязательна.
Важным явлением
стало возникновение "
Справедливости ради следует заметить, что церковь не ограничивалась лишь проповедями о необходимости милостыни, но стремилась на деле помочь нуждающимся. Так, до четверти церковных доходов употреблялись на культовые или благотворительные цели. Постепенно укрепление церковной системы привело к тому, что раздача хлеба и составление списков нуждающихся в помощи стало прерогативой церкви.
В данном случае примечательна благотворительная деятельность св. Василия (329-379), епископа в Кесарии Каппадокийской, организовавшего у ворот города убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельню для слабых и увечных. В качестве источников для организации благотворительных заведений служили как церковные доходы, так и частные пожертвования прихожан. Надо заметить, что госпиталь, организованный св. Василием, послужил прототипом для создания монастырских больниц в Западной Европе. Конечно же первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение "постом и молитвой" редко достигало своей цели. Кроме того, в периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней. Не случайно больницы называли "домами страданий", "юдолью смерти". Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Так, в 542 г. в Лионе был открыт особый приют, называвшийся "Домом Господа", где работали как монахи так и добровольцы из горожан.
Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Сложился своеобразный устрашающий цикл: ненастье -> неурожай -> рост цен -> голод -> употребление в пищу суррогатов -> эпидемия -> мор. Вначале плохой урожай. Дорожали продукты, увеличивалась нужда бедняков. Те, кто не умирал от голода, подвергались другим опасностям. Потребление недоброкачественных продуктов (травы, испорченной муки, вообще негодной пищи, иногда даже земли) влекло за собою болезни, часто смертельные, или хроническое недоедание, которое подтачивало организм или убивало. Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания. Так, в цистерцианском ордене раздатчик милостыни назывался привратником, и в его келье, расположенной близ монастырских ворот, всегда должны были храниться хлеба, приготовленные для раздачи прохожим и нуждающимся.
Информация о работе Средневековые, отечественные концепции милостыни