Средневековые, отечественные концепции милостыни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной работы является изучение и раскрытие средневековых отечественных концепций милостыни.
Для решения задачи были выдвинуты следующие цели:
- рассмотреть определения "милостыни", "благотворительности", "меценацтва" и их отличия;
- изучить милостыни средневековой Европы и Азии;
- проанализировать концепции милостыни в средневековой России.

Файлы: 1 файл

Средневековые, отечественные концепции милостыни.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Параллельно отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. В 1458 г. в Антверпене была учреждена так называемая Палата бедняков. В Нюрнберге в XV в. Вводятся периодические переписи местных нищих (дважды в год), непостоянные нищие ("чужаки") должны были пребывать в городе не более трех дней. В Аугсбурге в 1475 г. нищие отражены в переписных листах уже как профессиональная группа (а именно — из 4485 налогоплательщиков 107 зарегистрированы как нищие). Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие.

 

 

Глава 2. Формирование благотворительности в Средневековье

2.1. Формирование  системы государственной помощи в России

 

Заслуга в развитие мер  призрения в определенную систему  принадлежит Императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд его распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие вопросы призрения. Он подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь им в соответствии с ней. Он указывает на предупреждение нищеты как лучший способ борьбы с ней; выделяет из нуждающихся работоспособных, профессиональных нищих и другие категории. Он принимает решительные меры к урегулированию частной благотворительности, определяет организованную помощь общества, устанавливает органы призрения и необходимые для него средства. Таким образом, применяемые им меры составляют уже не ряд разрозненных попыток помощи, а целую систему.

Обращаясь к отдельным  мероприятиям Петра Великого, отметим  наиболее важные из них: заботясь "о пристройстве" истинно нуждающихся в 1700 году он пишет о постройке по всем губерниям богаделен для старых и увечных, которые не могут работать. В связи с тем, что при богадельнях стало, кормится много народа способного самостоятельно зарабатывать на жизнь, он приказывает произвести разбор призреваемых. Петр 1 пытался бороться с профессиональным нищенством и бесконтрольным подаянием. По замыслу Петра 1 духовное ведомство должно заботиться о тех кто не может трудиться на "государственную пользу" [11, 29], остальными же нищими должен заниматься магистрат. В соответствии в указами тех времен отправлять нищих-мужчин в смирительные дома, чтобы в дальнейшем использовать их на тяжелых работах, а нищенок в прядильные дома. Аналогичная система работных домов почти тюремного типа сложилась в 18 веке в просвещенной Англии. Но до конца претворить в жизнь этот проект у него не хватило ни сил ни времени.

Он не запрещал раздачу  милостыни вовсе, если человек хочет  употребить свои деньги на благое дело он может пожертвовать их богадельни, монастырю или в специальный приказ. Тех же, кто подает милостыню на улице, надлежало ловить и приводить в Монастырский приказ, где с них брали штраф в первый раз 5 рублей, во второй 10. Был сделан акцент на карательные меры и по отношению к нищим, и по отношению к русским "нищелюбцам". Основными средствами воспитания становились каторжные работы и штрафы. Контроль и проведение мероприятий по борьбе с нищенством возлагались на полицию. Иными словами, была разрушена система открытого призрения, установленная еще Иваном IV (то есть система содержания нищих за счет милостыни), произошел поворот в сторону "закрытой" системы призрения. Петр 1 принимал не только репрессивные меры, во время его царствования появились и остались существовать после него такие государственные учреждения, как:

- смирительные дома для мужчин "непотребного" вида и поведения; В них следовало сажать "ленивых, здоровых нищих и гуляк", с организацией в них работ, чтобы "ленивые прошаки" не даром хлеб ели, а "могли пропитание свое заработать, чтоб никогда праздны не были". В эти же смирительные дома надлежало присылать преступников, расстратчиков и вообще всех тех "рабов непотребных, которых уже никто в службу не приемлет".

- прядильные дома или "шпингаузы" для таких же женщин; Созданные для тех же целей, что и смирительные дома, с единственной разницей, что в них должны были содержаться лица женского пола, причем как нищие, так и особы "непотребного и неистового же" поведения  (то есть проститутки).

- сиротские дома; В 1706 году митрополитом Иовом был основан первый в России приют для "зазорных" (незаконнорожденных) детей. Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и отдал ему доходы с нескольких вотчин.

В 1715 году он повелел в  городах организовать госпитали  для незаконнорожденных. По указу Петра 1 туда следовало приносить незаконнорожденных детей и подкладывать их в специальные окна, чтобы не было видно лица приносящего. Как только призреваемые дети вырастут их надо было пристроить, мальчиков в услужение какого-нибудь мастеру, а девочек в богатые дома в услужения или замуж. Писалось, что если они потеряют работоспособность или сойдут с ума, то в старости могут вернуться в эти приюты как в родительский дом. Эти учреждения просуществовали несколько лет, а потом стали закрываться одно за другим. По указу 1712 г в госпитали и сиротские дома должны были приниматься младенцы, "которые не от законных жен рождены, дабы вящшаго греха не делали, сиречь убийства". Более пространен ноябрьский указ 1715 г. Там определялись следующие меры:

а) набирался штат детских  приютов и госпиталей из "искусных жен" (кормилиц) с назначением жалованья за работу (по 3 рубля в год);

б) за умерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;

в) устанавливалась анонимность  приема (подкидывания) незаконнорожденных в приюты;

г) на содержание незаконнорожденных отводилось по три деньги (то есть по полторы копейки) в день.

По тому же указу принятые в приюты мальчики в дальнейшем должны были отдаваться в обучение к какому-нибудь мастеру, а девочки — в услужение, а если выдавался случай, и замуж. Особо подчеркивалось, что "если впоследствии они подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома".

Богадельни и "гошпитали"; их было больше всего, потом уже шли сиротские дома, Петра 1 можно считать прародителем системы здравоохранения в нашей стране.

Петр I говорил, что государство должно "старым зело и увечным кормовщикам, также и вдовам старым давать кормовых денег до их смерти". Содержание и устройство больниц и богаделен лежало на обязанности сначала Патриаршего, с 1701 г. – Монастырского приказа, а с 1721 г – в ведении Святейшего Синода и Камер-конторы. В ноябре 1715 г появляется новый указ Петра 1, где были даны распоряжения об обязательном строительстве госпиталей (каменных в Москве, деревянных в других городах). В результате к 1724 г. в одной только Москве насчитывалось 90 богаделен и госпиталей (мужских и женских), в которых состояло около 4 тыс. нищих.

Особое место в системе  государственного призрения заняли уволенные со службы военнослужащие (унтер-офицеры, рядовые драгуны и солдаты), не имевшие средств на жизнь. Так, по указу 1722 г таким отставникам предлагалось либо попытаться обзавестись собственным хозяйством, либо постричься в монахи и получить государственное содержание в богадельнях при монастырях. Им он отводил главную роль и не скупился на их финансирование. А действительно из каких средств происходило финансирование системы социальной помощи. Источники финансирования:

- Петр 1 вдвое увеличил венчальный налог, вторая его часть и стала направляться на государственную благотворительность;

- он ввел монополию церкви на продажу восковых свеч, дело в том, что в нашем верующем государстве до него свечи могли продавать кто угодно. А как бы не был беден человек, приходя в церковь, он обязательно покупал свечу. Это свечечный сбор составлял колоссальную сумму. Церковь стала больше получать и Петр не только увеличил ответственность церкви по призрению нуждающихся, но и забирал част средств в пользу государства;

- так же он ввел церковный сбор в два кармана, в церквях было две кружки на церковь и на государство;

- был введен также налог для всех чиновников кроме солдат в размере 1 копейка с рубля, а в то время можно было напиться и закусить вдвоем на полушку;

- ввел в монастырях обучение монахинь рукоделиям, а заработанные средства не выплачивались монахиням, а шли в пользу государства;

- еще он ввел штрафы иноверцам (старообрядцы).

К сожалению, Петр 1 много  не успел совершить из своих планов; даже духовная коллегия не выполнила порученного ей наставления. Непосредственно после смерти Петра Великого наступает период законодательного затишья. Ближайшие наследники мало заботились о полном проведение мер по призрению, они лишь усиливают указы о жестоких наказаниях нищенствующих.

Период с 1725 по 1762 гг. вошел в историю России как "эпоха дворцовых переворотов". За 37 лет на престоле сменилось шесть императоров и императриц: Екатерина I (1725-1727), Петр II(1727-1730), Анна ( 1730-1740), Иван VI ( 1740-1741 ), Елизавета (1741-1761), Петр III (1761-1762).

В целом же неустойчивость власти не способствовала делу укрепления и нормализации системы государственного призрения. Считается, что в период правления Екатерины 1, а затем и Елизаветы Петровны, происходит заметное ухудшение в этой области. В целом главенствующим направлением в социальной работе становится ужесточение мер по борьбе с нищенством, то есть происходит дальнейшая регламентация системы наказаний.

В марте 1726 г. издается указ Екатерины 1 о необходимости  подыскания особых домов для приема и призрения незаконнорожденных. Однако принятия каких-либо практических мер в этом направлении не наблюдалось, и вскоре даже те приюты, которые открылись при Петре 1, прекратили существование. Некоторое оживление внимания правительства к проблемам призрения относится к правлению Анны Иоанновны. Было осуществлено три основных мероприятия:

- Строительство новых богаделен.

- Были ужесточены наказания за занятия попрошайничеством и нищенством.

- Впервые выявилось еще одно направление социальной работы государства. По указу, изданному в августе 1733 г., немые и умалишенные нищие должны были направляться в Святейший Синод, а оттуда определяться на содержание в монастыри "для прокормления и исправления в уме их".

В царствование Елизаветы Петровны были приняты специальные указы по вопросам общественного призрения и осуществлены конкретные меры по улучшению благотворительной помощи и постоянного приюта немощным и крайне нуждающимся. Она повелела построить в губерниях богадельни, возложив их содержание на Статс-Контору. Предложила при этом учредить еще и дома для призрения вдов и дочерей заслуженных чиновников.

Императрица издает в феврале 1748 года указ в котором  за выдачу паспортов больным и престарелым крестьянам устанавливалось обложение "немалым штрафом" губернаторов и воевод. Это было сделано для того, чтобы противостоять стремлению многих помещиков избавляться от заботы о "прокормлении" своих крепостных крестьян, получивших увечье, больных или престарелых выдачей им паспортов для ухода в город для сбора милостыни. В указе предписывалось помещикам и прочим владельцам крестьян обеспечивать их содержание. Эти меры ограничивали наплыва нищих в города, а также усиливали ответственность их владельцев и высших представителей государственной власти за организацию призрения немощных, что было очень прогрессивно для того времени.

Особой заботой  и вниманием Елизавета наделила увольняемых из армии раненых  и увечных военнослужащих, по указу от 13 января 1760 года повелевалось строить специальные инвалидные дома во всех губерниях. "… до учреждения инвалидных домов, разослать в города и определить в богадельни, и ежели где в городах богаделен нет, то построить от губернских, провинциальных и воеводских канцелярий в тех местах, где хлеб дешев, вновь деревянные без излишних украшений покои, наблюдая интерес только были бы по числу людей вместительны и зимой спокойны, а доколе оные построены будут, дать им в городах квартиры" [11, 36].

Немного нового в дело благотворительности внесло и краткое пребывание на российском престоле императора Петра III. Стало очевидным, что у государства не хватает денег на содержание все увеличивающегося числа нищих и богаделен. Поэтому указами в феврале и марте 1762 г предусматривалось, что содержание богаделенных и инвалидов, а также отставных унтер-офицеров и солдат, не имевших источников пропитания, возлагалось на доходы с монастырских имений. Наконец, в апреле 1762 г. последовало указание императора о строительстве специальных домов для умалишенных (так называемых "долгаузов") вне монастырей.

 

2.2. Мыслители Средневековья о благотворительности

      

Зарождение  идей помощи и защиты в древнейший период в России связано с развитием письменности и проникновением через христианскую литературу представлений о призрении и милосердии к ближнему. "Ветхий завет являл для Древней Руси, как и для всякого формирующегося раннефеодального государства, те исторические образцы, на которые ориентировались создающие государственную идеологическую традицию книжники" [8, 277].

В христианстве, как и у Платона, высшей становится идея добра. "Добром считается все, что соответствует требованиям и предписаниям идеологии и ее создателю – Богу" [4, 47]. С развитием благотворительной деятельности на Руси стало развиваться и философско-религиозное трактование этого явления. И первая проблема, которую пытались разрешить русские мыслители, – была проблема соотношения духовной и телесной благотворительности. Григорий Богослов рассматривает два вида милосердия: "высшее благодеяние" "меньшее благодеяние". К высшим благодеяниям относятся вещи приносящие пользу душе, это законы Пророков, Учителей, а к меньшим – помощь едой, одеждой, лекарствами, то есть помощь телу. Эта идея о разделению уровней благотворительности крепко закрепилась в сознании русских, существовали особые святые олицетворяющие благотворительную деятельность. Эта сестры Лазаря – Марфа и Мария, воплощающие две стороны благотворительности: реальную помощь обездоленным и духовное милосердие [7,23].

Иоанн Златоуст как и его предшественники  делит милосердие на два уровня: милости телесные и милости духовные. К первой группе относятся "питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника в дом принять и успокоить, погребать умерших в убожестве". Духовные милостыни – это словом научить истине и добру, избавить от заблуждений, подать ближнему совет, молиться за ближнего Богу, не возвращать зло, прощать обиды. Более важной мыслителями признается духовная милостыня, которая позволяла по их мнению вылечить душу и открыть ее для Бога. Но они понимали, что с голодным и нагим человеком очень сложно говорить о возвышенном. Поэтому телесная благотворительность должна претворять духовное спасение.

Информация о работе Средневековые, отечественные концепции милостыни