Стадии развития конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных стадий конфликта. Автором была предпринята попытка решить следующие задачи: исследовать этапность конфликта, выявить способы разрешения конфликта, рассмотреть на примере конфликта в организации его протекание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I.Понятие конфликта……………………………………………...5
1.1 Определение конфликта……………………………………………..5
1.2 Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов…....6
1.3 Структура конфликта………………………………………………..8
1.4 Стадии развития конфликта………………………………………...9
Предконфликтная стадия………………………………………………..9
Непосредственно конфликт……………………………………….…....11
Разрешение конфликта…………………………………………………15
Глава II.Конфликты в организации……………………………………17
2.1 Сущность конфликта……………………………………………….17
2.2 Причины возникновения конфликта в организации……………..20
2.3 Управление конфликтом…………………………………………...24
2.4 Мотивация…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………….31

Файлы: 1 файл

окончательный курсач.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I.Понятие конфликта……………………………………………...5

    1. Определение конфликта……………………………………………..5
    2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов…....6
    3. Структура конфликта………………………………………………..8
    4. Стадии развития конфликта………………………………………...9

Предконфликтная стадия………………………………………………..9

Непосредственно конфликт……………………………………….…....11

Разрешение конфликта…………………………………………………15

Глава II.Конфликты в организации……………………………………17

2.1 Сущность конфликта……………………………………………….17

2.2 Причины возникновения конфликта в организации……………..20

2.3 Управление конфликтом…………………………………………...24

2.4 Мотивация…………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………..30

Список использованной литературы………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

   Как любое социальное явление конфликт может быть рассмотрен как процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

   Целью данной работы является  выявление основных стадий конфликта.  Мною была предпринята попытка  решить следующие задачи: исследовать   этапность конфликта, выявить способы разрешения конфликта, рассмотреть на примере конфликта в организации его протекание.

   Объект курсовой работы- конфликт как «социальный процесс».

   Предметом курсовой работы  являются особенности развития  конфликта. 

   Прежде чем рассмотреть этапность развития конфликта, необходимо определить его временные границы - начало и окончание. Это важно для понимания его отличий от «околоконфликтных» явлений и выработки целесообразных стратегий управляющего воздействия на конфликт.

Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:                                                                                                          - первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (под действиями понимается как физические движения, так и передача информации).

- второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов.

- в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

  Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.

Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Понятие  конфликта.

 

 1.1. Определение конфликта.

 

     Что же такое конфликт?

     Существуют  различные определения конфликта,  но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

     В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно

направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого  эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями".

     Конфликты  могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

     Отсутствие  согласия обусловлено наличием  разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в

открытое конфликтное  взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получат возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

 

 

 

 

1.2. Типология  конфликта.  Причины возникновения  конфликтов.

 

  Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

     Возможны  также классификация конфликтов  по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

     Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель", следующими тремя группами причин, обусловленными:

·  трудовым процессом;

· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;

· личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

     Конфликты  различают и по их значению  для организации, а также способу  их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы

или организации.

     Рассмотренные  конфликты могут выполнять самые  разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в таблице.

                    Функции конфликтов                           

    

Позитивные

Негативные

разрядка напряженности  между конфликтующими сторонами

большие эмоциональные, материальные затраты на участие  в конфликте

получение новой  информации об оппоненте

увольнение  сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение  социально-психологического климата  в коллективе

сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о побежденных группах, как о  врагах

стимулирование  к изменениям и развитию

чрезмерное  увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

снятие синдрома покорности у подчиненных

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

диагностика возможностей оппонентов

сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”)


 

1.3. Структура конфликта.

 

     Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру.  В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих

сторон.

     Вторым  элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

     Далее, конфликт  предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц,

являющихся его участниками.

     И, наконец,  в любом конфликте важно отличить  непосредственный повод

столкновения от подлинных  его причин, зачастую скрываемых.

     Объективные  причины только тогда явятся  причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется зрелостью личности, допустимыми для нее нормами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы её достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

     Выбор способа  преодоления препятствий будет,  в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит, зачастую, к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций.

     Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека.

Необходимость в такой  защите возникает при появлении  мыслей и чувств,

представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

     В некоторых  случаях восприятие ситуации индивидом может быть далёким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

 

1.4. Стадии  развития конфликта.

Предконфликтная стадия.

   Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.                                                                              Характерной особенностью каждого конфликта в момент его зарождения является наличие объекта, обладание которым (или достижение которого) связано с фрустрацией потребностей двух субъектов, втягиваемых в конфликт. Этот объект должен быть принципиально неделимым или казаться таковым в глазах соперников. Бывает, что этот объект может быть разделен и без конфликта, но в момент его зарождения путей к этому соперники не видят, и их агрессия направляется друг на друга. Назовем этот неделимый объект причиной конфликта. Наличие и размеры такого объекта должны быть хотя бы частично осознаны его участниками или противоборствующими сторонами. Если же этого не происходит, то противникам трудно осуществить агрессивное действие и конфликта, как правило, не бывает. Предконфликтная стадия - это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация, власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.       Первоначально каждая из конфликтующих сторон ищет пути достижения целей, избежания фрустрации без воздействия на соперника. Когда все попытки достичь желаемое оказываются тщетными, индивид или социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его "вины", силу и возможности противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.                                                                                                        Другими словами, это поиск тех, кто мешает удовлетворению потребностей и против кого следует применять агрессивные социальные действия. Случается, что причина фрустрации бывает скрыта и ее трудно идентифицировать. Тогда возможен выбор объекта для агрессии, который не имеет никакого отношения к блокированию потребности. Эта ложная идентификация может привести к воздействию на сторонний объект, ответному действию и возникновению ложного конфликта. Иногда ложная идентификация создается искусственно, с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации. Например, правительство в какой-либо стране пытается избежать недовольства своими действиями путем перекладывания вины на национальные группы или на отдельные социальные слои. Ложные конфликты, как правило, не устраняют причин, вызывающих столкновения, а только усугубляют ситуацию, создавая возможности для распространения конфликтных взаимодействий.

Информация о работе Стадии развития конфликта