Становление и развитие деятельности социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения курсовой состоит в изучении процедуры выявления и учета лиц нуждающихся в социальной защите. Данная тема является актуальной, так как в Конституции указано, что человек является высшей ценностью как, следовательно, и его жизнь и социальное благополучие.
Задачи курсовой работы заключаются в изучении деятельности органов социальной защиты и социальной направленности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития социальной защиты населения……………..5
1.1 Зарождение благотворительности…………………………………………5
1.2 Развитие системы общественного призрения……………………….…….7
Глава 2. Становление и развитие деятельности социальной защиты населения……………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………...…27
Библиография………………………………………………………………..…29

Файлы: 1 файл

НОУ СПО БАЛАШОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)

НОУ СПО БАЛАШОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ  ТЕХНИКУМ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

  «Организационное   обеспечение   деятельности   учреждений   социальной защиты населения  и органов пенсионного фонда  Российской Федерации»

 

Исследование передового опыты в деятельности социальной защиты населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила  студентка 2 курса

 Группы ПС - 21 специальность

030912 «Право и организация 

социального обеспечения»

Найдёнова Елена Николаевна

Проверила: Шатская Светлана Тагировна

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История развития социальной защиты населения……………..5

    1. Зарождение благотворительности…………………………………………5
    2. Развитие системы общественного призрения……………………….…….7

Глава 2. Становление и развитие деятельности социальной защиты населения……………………………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………...…27

Библиография………………………………………………………………..…29

Приложение……………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Социальная защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения

Степень благополучия общества, определяется благополучием его членов. Высокий уровень жизни населения, максимально широкие возможности для всестороннего развития, уверенность каждого в завтрашнем дне - является главной целью социальной политики любого государства. Современная действительность ставит перед человеком ряд проблем, решить которые он может только при помощи государства, так как решения проблем нуждается в законном подкреплении.

Происходит  формирование системы социальной защиты на государственной и частной  основе. В послереволюционный период происходит становление и реализация советской модели социальной деятельности государства. С 1991 года началось формирование современной модели социальной защиты населения.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством. Нужно отметить, что многие европейские страны (Германия, Франции, Италия) после 2 Мировой войны остановили свой выбор именно на социальном типе государства.

Основные  направления, закрепленные Конституцией РФ в области социальной политики, получили свое развитие в действующем законодательстве. Законодательная база, охватывающая вопросы социальной защиты населения продолжает развиваться и расширяться. Принимаются новые законы, указы Президента и постановления Правительства, вносятся изменения и дополнения в ранее принятые и действующие в настоящее время нормативные акты, происходит становление законодательства.

Сама  структура Конституции подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

Цель выполнения курсовой состоит в изучении процедуры выявления и учета лиц нуждающихся в социальной защите. Данная тема является актуальной, так как в Конституции указано, что человек является высшей ценностью как, следовательно, и его жизнь и социальное благополучие.

Задачи курсовой работы заключаются в изучении деятельности органов социальной защиты и социальной направленности.

Объект исследования – это явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации

Предмет исследования – это часть объекта исследования, его стороны, свойства, характеристики.

 

 

Глава 1. История развития социальной защиты

1.1       Зарождение  благотворительности и ее развитие

 

В истории развития социальной работы выделяется такой период, когда социальная защита соответствовала и следовала  христианским принципам. Библия стала, по сути, первым «нормативным» документом, который систематизировал элементы системы социальной защиты и дал  толчок к развитию ее структуры. Вся  система социальной защиты этого  периода носила характер социальной помощи – материальная помощь в  различных ее формах от подаяния до содержания в домах призрения, богадельнях. Гаген В.А. в своем труде «Право бедного на призрение» отмечает, что «призрение нетрудоспособных диктуется как  этической основой организации призрения, так и директивом современного культурного государства…». И, поэтому, такую модель системы  можно определить какобщественно-христианскую. На мой взгляд, необходимо отметить, что в этот период структура системы социальной защиты в целом не менялась, а изменялись лишь подходы к организационным формам и источникам финансирования.

а) Русь дохристианская. В повседневной жизни под благотворительностью мы понимаем – проявление внимания к людям, не способным себя обеспечить необходимым для существования, оказание им помощи в сохранении и организации своей жизнедеятельности,  материальная и духовная поддержка. Зачатки благотворительности, как в России, так и в других странах, появляются еще в языческие времена, когда отдельные лица, либо группы, вынуждены были кормить и одевать нуждающихся. Эта помощь носила примитивные формы, не была организованной и регулярной. Появление государственности практически мало что изменило, т.к. в основе благотворительности по-прежнему лежали чувства – сострадания, родственный или соседский долг и т.п.

Многие историки отмечают, что славянские народы славились гуманным отношением к соплеменникам и даже бывшим врагам. Так, С.М. Соловьев отмечает, что  все западные путешественники превозносят  гостеприимство славян, их ласковость, обхождение с пленными, которые у  славян не рабствовали весь век, как  у других народов, а по истечении  определенного срока были вольны или возвратиться к своим, или остаться жить между славян в качестве друзей.

Официально начало благотворительности  связывают с 911 г., когда был подписан договор князя Олега с греками, который содержал в себе взаимные обязательства о выкупе россиян  и греков, где бы они ни находились, и отправление их на родину. По своей  сути этот договор содержал в себе моменты социальной работы и был  первым свидетельством заботы государства  о гражданах.

Формирование духовности славян, развитие культуры проходило также под  влиянием деятельности просветителей  Кирилла и Мефодия,  создавших в IX веке алфавит. Он явился одной из важнейших предпосылок становления самобытной славянской цивилизации, той особой духовности россиян, отличающейся предрасположенностью к добру, справедливости, сострадательности.

б) Крещение на Руси

Истинным толчком в развитии благотворительности стало принятие христианства в 988 г.. Проявляя гибкость и пользуясь поддержкой княжеской власти, Православная Церковь довольно быстро распространила свое влияние в Киевской Руси. 

Историк  В.О. Ключевский охарактеризовал древнерусское благотворение так: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило прежде всего – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих – для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни » .Князь Владимир, первый русский князь-христианин, был ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Стремясь закрепить свою деятельность, придать ей более или менее организованный характер, Владимир Красное Солнышко, Креститель издает Устав, который поручал духовенству в лице патриарха и церкви помогать нуждающимся. Князь Владимир за милосердие и нищелюбие был причислен к лику святых.Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав Мудрый, основав училище на 300 человек, которое было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего он прославился как составитель первого письменного свода законов, именуемого «Русской Правдой». В нем содержались статьи и социального характера, что было ново для молодых государств Европы.Так, в XXXI главе выражено проявление заботы о подрастающем поколении. Если до принятия свода законов проблема наследования решалась старшими

 

 

_______________________________________________________________________

Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (постатейный) (Белянинова Ю.В.) //Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2009.

 

братьями путем применения силы по отношению к младшему, то после  – права младших были защищены («Двор отцовский всегда без раздела  принадлежит младшему сыну»). 
В Западной Европе данный социальный вопрос не был решен, в результате чего сформировался особый класс рыцарей-разбойников, в основном  из младших дворянских сыновей, изгнанных и лишенных наследства.

Вообще, законы Ярослава относительно попечительства над детьми очень  гуманны для тех времен. Например, в XXXII главе рассматривались решения  проблемы при разделе наследства между детьми одного отца, но разных матерей, а также проявлялась  забота о вдовствующих матерях. Во избежание  сиротства, Ярослав повелевал передавать детей ближайшим родственникам  отца при повторном замужестве их матери.

Таким образом, «Русская Правда» утвердила  в себе основы социальной политики: 8 статей из 37 посвящены проблемам  детской защищенности. Многие последующие  законы на Руси были обращены к образцу  «Русской Правды».

Внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах  создал первое в своем роде нравственное поучение, обращенное к младшему поколению. Оно наполнено искренностью и  христианским человеколюбием. «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяние. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие и поручено вам только на время… Будьте отцами сирот; вдовицу оправдывайте сами; не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виноватого: жизнь и душа христианина священны».

Но жизнь того времени способствовала развитию нищенства, бродяжничества. «Церковные и богадельные люди» были по существу профессиональными нищими, которые  образовывали вокруг церквей и монастырей целые поселения. Соборы и церкви имели своих «штатных» нищих  – по 10-12 человек, которые получали милостыню деньгами.

В условиях феодальной раздробленности, нашествия татаро-монгол Русская Православная Церковь становится единственным прибежищем для нуждающихся, престарелых и убогих людей. Она берет на себя функции благотворительности: кормила странников, богомольцев, всех, кто стекался к ней в период бедствий, войн, голода. Чудов монастырь в Кремле в XIV веке «открыл гостеприимный кров для приходивших в Москву иноземных православных святителей  и старцев, в особенности для южных славян и греков, которые находили в нем приют, подолгу в нем проживали и, умирая, бывали погребаемы на его же кладбище».

Можно сказать, что Христианская церковь  с самого начала своего возникновения  пыталась дать правильную организацию  благотворительности и достигла в этом значительных высот. Церкви и  монастыри сделались сборным  местом крупных пожертвований, которые  расходовались на устройство приютов  для разного рода нуждающихся  и на раздачу милостыни под  наблюдением духовенства. Но, будучи в зависимости от общественных условий  и степени развития общества, церковная  благотворительность действовала  весьма различно в разные времена  и в разных странах. Существенный ее недостаток везде заключался в  том, что более всего имелось  обилие подаяний и не всегда при  этом обращалось достаточное внимание на достоинство просящего.

Таким образом, случалось, что около  бедных церквей и монастырей сотни  здоровых людей находили легкое пропитание, тогда как в местах более отдаленных от этих центров благотворительности  погибало без помощи голодающее население. При таком положении дела благотворительность сама плодила нищенство, тем более что само испрашивание милостыни стало в средние века считаться богоугодным делом, и в Западной Европе появились особые «нищенствующие» монашеские ордена .

1.2      Становление и развитие системы общественного призрения

а) в Англии, Франции и  Германии

Каждая из этих стран имела свои экономические, культурологические, национальные, исторические особенности общественного  призрения. Проблема нищеты всегда волновала  общество и, как уже отмечалось ранее, одним из первых способов борьбы с  ней, который существует, и по сей  день, была религиозная благотворительность. Но по мере того, как общество начало осознавать значение труда в жизни  народа, взгляд на нищенство стал изменяться; в нем стали видеть общественное зло, которое требует не потворства, а искоренения. Государство долгое время держалось вдали от благотворительности. «Государи как частные лица, как  христиане, давали богатую милостыню, держали в своем придворном штате  особое почетное лицо для производства милостыни (le grand aumonier), но благотворение не было предметом их заботы как правителей государства». С XIV в. государство ведет политику преследования и карания нищенства, первоначально эти попытки носят местный и временный характер, он они постепенно усиливаются и приобретают системность. Преследуя нищих, власть оберегала тем самым интересы остального населения, обремененного тяжелыми налогами, и в то же время руководствовалась соображениями государственного порядка.


 

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. №237.

Информация о работе Становление и развитие деятельности социальной защиты населения