Становление и развитие деятельности социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения курсовой состоит в изучении процедуры выявления и учета лиц нуждающихся в социальной защите. Данная тема является актуальной, так как в Конституции указано, что человек является высшей ценностью как, следовательно, и его жизнь и социальное благополучие.
Задачи курсовой работы заключаются в изучении деятельности органов социальной защиты и социальной направленности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История развития социальной защиты населения……………..5
1.1 Зарождение благотворительности…………………………………………5
1.2 Развитие системы общественного призрения……………………….…….7
Глава 2. Становление и развитие деятельности социальной защиты населения……………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………...…27
Библиография………………………………………………………………..…29

Файлы: 1 файл

НОУ СПО БАЛАШОВСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ.docx

— 57.30 Кб (Скачать файл)

Указ Петра I от 16 января 1721 г., со ссылками на Библию, следует подчеркнуть особо  – в нем впервые идет речь о  том, что бродяжничество есть социально  опасное явление.

Большинство мероприятий этого  реформатора носили характер «вразумляющего принуждения», т.к. на его взгляд «наши  люди ничего без принуждения не сделают». Приемники Петра продолжали политику социальной защиты населения. Так, Екатерина I подписала сенатский указ 1726г., в котором выражалось недовольство злоупотреблениями кормилиц в госпиталях. При Петре II появились два указа о незаконнорожденных и воспитанных в петровских сиротских домах: 43 девицам велено было «давать вольные паспорты и отпускать их, по их желанию, в услужение или на мануфактуры, а «малоумных в богадельни», юношам предписано было отправляться на военную службу, «хотя в барабанщики». При Петре III указом 1762 г. безумных определяют не в монастыри, а в специально построенные для этого особые дома, что было официальным признанием безумия болезнью). К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Указом от 7 ноября 1775 г. предписывалось открытие в каждой губернии особых приказов Общественного призрения под контролем губернаторов. На эти приказы были возложены обязанности – устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома. Конечно, говорить о совершенстве этой социальной системы нельзя, однако следует признать попытки государства охватить все слои населения. В России начинает назревать проблема социальной незащищенности калек и нехватки средств на их содержание. И Екатерина вынуждена была согласиться с правительством, что попечение о нищих и калеках необходимо сделать общественным, и нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к помощи в решении этой проблемы. Полное же воплощение в жизнь этой идеи произошло только при правлении Александра I. К сожалению, плоды новообразований екатерининского периода  оказались горькими. Так С.В. Тетерский отмечает: «Бюрократизм, лихоимство, формализм, недостаток служащих, особенно практических работников, которых никто профессионально не готовил – все это снижало результативность и тормозило развитие социальной работы».

При правлении, жены Павла I, Марии  Федоровны происходят серьезные  изменения в системе воспитательных учреждений: открытие училищ благородных  девиц, создание первого губернского  женского института в Харькове (1817 г.), опытных воспитательных домов  для глухонемых и слепых детей (1806 г.), военно-сиротское отделение Воспитательного  дома (1807 г.), училища для солдатских дочерей и детей нижних чинов  морского ведомства. Она возглавила «Воспитательное общество благородных девиц», основала в 1797 г. Мариинское ведомство, целью которого было благотворительная помощь нуждающимся и сохранение особых прав высших сословий русского общества. Значительным шагом в развитие благотворительности, было создание императрицей вдовьих домов – богаделен для вдов военных и гражданских лиц, которые просуществовали до 1917 года. При Александре I призрение включается в сферу общественного самоуправления, а за правительством закрепляется общее руководство и контроль. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на особых основаниях управляемых» . Недостаток государственных финансовых ресурсов на общественное призрение во второй половине XIX века вынуждает обратиться  к более сильному вовлечению общественности в социальную работу. После земской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформ основная нагрузка по развитию системы социальной защиты легла на городское и земское самоуправление. Таким образом, социальная работа и ее управление переместились на более низкий уровень рассмотрения, но это имело и позитивные стороны: более глубокое понимание проблемы и методов борьбы с ней. Наиболее важным достижением этого времени является уход от приказного формализма и переход на принципы адресности социальной помощи. Фактически зарождались элементы социальной помощи на базе проверки нуждаемости . В Беларуси, как отмечает А.Д. Григорьев, система социальной защиты развивалась параллельно с Россией с той лишь особенностью, что православная церковь, заинтересованная в упрочнении своих позиций в глазах католиков, более активно занималась социальной работой через систему церковно-приходских попечительств. Такая сложившаяся система социальной защиты сохранилась до к. XIX  - н. XX  столетия. Организационно-правовую структуру системы социальной защиты представляли элементы трех типов: общественные, общественно-государственные и частные. Аналогичной была и система финансирования, а так же ее источники: государственные средства; средства общественных организаций и пожертвования; средства частных лиц. Значительным достижением системы социальной защиты, построенной в России в XIX в., как отмечал Е. Максимов, была ее практическая направленность, масштабы, а также теоретическое осмысление перспективных направлений развития и понимания необходимости и значения функции превентивных (предупреждающих) мероприятий для повышения уровня социальной защищенности:

1. всякий человек, поставленный вследствие каких-либо постоянных или случайных причин, в положение грозящее окончиться нищетой и не имеющий способов выйти из этого положения, должен подлежать общественному призрению;

2. общественное призрение должно иметь в виду не только непосредственную помощь дряхлым, больным, сиротам, но и всем тем, кто лишен возможности предупредить настигающую беду, что должно стать «важной функцией общественного и государственного управления, направленной на смягчение многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней»

Глава 2 Становление и развитие деятельноти социальной защиты населения

 

Социальная  защита населения это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества. Иногда доходов для тех слоев социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня населения, которые в силу тех или иных причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование:безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.  
            Основные принципы социальной защиты:  
• гуманность;  
• адресность;  
• комплексность;  
• обеспечение прав и свобод личности.  
             Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя: 

1. Социальное  обеспечение возникло в России в 20е годы и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике. Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр., семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях ( домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные  гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). 

В нашей  стране к социальным гарантиям относят:  
• гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;  
• общедоступность и бесплатность образования;  
• минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;  
• пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;  
• ритуальное пособие на погребение и др. 

3. Социальное страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками,связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца.

Финансируется система социального страхования  из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей  и работников, а также субсидий государства. Существует две формы  социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи).

Поддержка граждан осуществляется прежде всего путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности. 

4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. 

Для получения  социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется  тем людям, чьи доходы ниже минимальных  жизненных стандартов, и выступает  важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь. 

Социальная  поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и  услуг, оказываемых отдельным лицам  или группам населения социальными  службами для преодоления жизненных  трудностей, поддержания социального  статуса, адаптации в обществе. 

Такая работа, направленная на оказание помощи, поддержки  и защиты людей, и прежде всего, социально  слабых слоев общества, называется социальной работой.

 

 

  
_________________________________________________________________

Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере  компенсационных выплат отдельным  категориям граждан" // СЗ РФ.  1994. N 6. Ст. 589; 2001. N 7. Ст. 629; 2003. N 16. Ст. 1508

 

Объектом  социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компания, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр. 

Субъекты  социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца. Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т.е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга. [1] 
 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время Россия подходит к новому этапу своего развития: хаос постсоветского периода в основном преодолен, начали реализовываться  структурные реформы, постепенно улучшается качество жизни населения страны. Россия стремится  достичь достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия для людей с ограниченными возможностями.

По данным Министерства здравоохранения  и социального развития  в Саратовской области проживает более 98 тысяч инвалидов. Тенденция последних лет показывает, что ежегодно их численность увеличивается на 2-2,5 тысячи человек. Отмечается рост инвалидности среди граждан трудоспособного возраста, причем только около 10% инвалидов находят себе работу. Одной из главных причин этой ситуации является низкий уровень реабилитации и профилактики инвалидности. В советское время  работа с этой категорией населения была сведена только к выплате  пенсий, пособий и компенсаций, что позволяло выживать инвалидам, но не способствовало их интеграции в общество. Лишь в 1995 году с принятием Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство и общество приступило к созданию основ системы реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Законом впервые было закреплено право инвалида на реабилитацию и социальную интеграцию. С этого момента в России стали создаваться реабилитационные учреждения и службы. Однако, в связи с ограниченным финансированием, отсутствием системы образования специалистов этой сферы, несовершенством законодательной базы уровень услуг, оказываемых людям с ограниченными возможностями низок и недостаточен. Такая ситуация характерна для всех регионов России в том числе и для регионов Приволжского Федерального Округа.

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного  аппарата среди всех категорий - наиболее тяжелая и нуждающаяся в реабилитации группа. Это лица с последствиями  острого нарушения мозгового  кровообращения, черепно-мозговых травм, врожденных и приобретенных неврологических  заболеваний. Для таких людей чрезвычайно важно своевременное применение комплекса наукоемких медико-социальных реабилитационных методик, формирование необходимой среды жизнедеятельности на дому, в лечебном и реабилитационном учреждениях, обучение или переобучение в профессиональной сфере, трудоустройство и адаптация рабочего места. Невыполнение этих мер ведет к 80 – 90% инвалидности среди этих людей. К сожалению, в настоящее время система реабилитации подобных больных отсутствует практически во всех регионах Российской Федерации. Существуют единичные лечебные учреждения и санатории, занимающиеся данной проблемой, но их явно недостаточно.

Все это диктует необходимость  создания современных реабилитационных центров, которые, используя передовые  мировые технологии, в комплексе  с учреждениями здравоохранения, образования, социального обслуживания, службой  трудозанятости, НГО могли бы способствовать решению проблем людей с ограниченными возможностями, интеграции их в общество, снижению инвалидизации населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)//СЗ 26.01.2009, N 4, ст. 445.

2. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// СЗ 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.

3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах обязательного социального страхования" СЗ 19.07.1999, N 29, ст. 3686.

4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" СЗ 27.11.1995, N 48, ст. 4563

5. Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" // СЗ РФ.  1994. N 6. Ст. 589; 2001. N 7. Ст. 629; 2003. N 16. Ст. 1508.

6.  Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 (ред. от 15.07.2010) "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"// "Российская газета", N 124, 14.06.2007

7.  Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 N 475 (ред. от 31.01.2012) "О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг"// "Российская газета", N 174, 10.08.2005.

Информация о работе Становление и развитие деятельности социальной защиты населения