Становление и развитие классической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 01:18, контрольная работа

Описание работы

Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций в условиях функционирующего гражданского общества.

Содержание работы

Введение
1. Основные социологические идеи О. Конта………………….…………….4
2. Социологические воззрения основных представителей
классической социологии:
а) Г.Спенсер ……………………………………….…………………...………9
б) Э.Дюркгейм…………………………………….……………..……………11
в) В.Парето……………………………………….…….…….....…………….15
г) М.Вебер………………………………….……..…………...........…………18
д) П.Сорокин…………………………………..………………...........………22
Заключение
Глоссарий
Литература

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

Институт информационных технологий

 

Специальность___«Информационные системы и технологии (в экономике)»__

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу_____«Социология»_____

 

Вариант № 2

 

Студент-заочник_3_ курса

Группы №__182322________

ФИО____Вериго Кристина Сергеевна___________________

Адрес__Витебская обл., г.  
Полоцк, ул. Богдановича,  
д.12, кв.86___________________

Тел. __8-(033)-661-43-43___

 

 

 

Минск, 2014

 

Тема 2. Становление и развитие классической социологии.

 

План:

Введение

1. Основные  социологические идеи О. Конта………………….…………….4

2. Социологические воззрения основных  представителей 

классической социологии:

а) Г.Спенсер ……………………………………….…………………...………9

б) Э.Дюркгейм…………………………………….……………..……………11

в) В.Парето……………………………………….…….…….....…………….15

г) М.Вебер………………………………….……..…………...........…………18

д) П.Сорокин…………………………………..………………...........………22

Заключение

Глоссарий

Литература

 

Введение

Термин  социология в буквальном смысле слова  означает «наука об обществе» или  «учение об обществе». Впервые его  употребил Огюст Конт (1798-1857). В  главных своих сочинениях — «Курс  позитивной философии» (Т. 1-6, 1830-1842) и «Система позитивной политики» (Т.1-4, 1851-1854) - он высказал рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и концепций, получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.        

Конечно, совокупность вопросов, относящихся  к социологии, занимала ученых с  древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимодействие с другими людьми в рамках различных общностей, социальных групп и социальных организаций в условиях функционирующего гражданского общества. 

  

1. Основные социологические идеи  О. Конта.

Огюст Конт родился в Монпелье в семье  чиновника, окончил Политехническую школу в Париже, несколько лет был секретарем Сен-Симона. Социальные и политические потрясения, вызванные Французской революцией, оказали на сознание Конта огромное влияние. Он стал активно выступать против метафизических воззрений века Просвещения, которые господствовали во Франции до революции. Основной смысл преодоления метафизики он видел в том, чтобы выработать рациональный, научный взгляд на общество. Этому должны были послужить наблюдение и эксперимент. О. Конт обозначил важный рубеж интеллектуально-философской эволюции общественной мысли.

В своей  работе «Курс позитивной философии» (1910), Конт рассматривает “закон трех стадий” развития интеллектуального сознания человечества, исторически и логически объединяя теологию, метафизику и позитивизм, тем самым подчеркивает непрерывность социального познания общества и человека. Он пишет, что основной переворот, характеризующий столетие возмужалости нашего ума, по существу заключается в повсеместной замене недоступного проверке опытом определения причин, простым исследованием законов, т.е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями.

Интерес к социальному прогрессу побудил  Конта заняться социальной теорией, провести четкое различие между социальной философией и самостоятельной областью исследования социальных явлений, которую он назвал социальной физикой или социологией (хотя она иногда называлась политикой в очень широкой трактовке этого понятия). При изучении социальной сферы, утверждал О. Конт, необходимо не полагаться на догадки, а опираться на наблюдения, социальный эксперимент, сравнительные методы. При этом изучение социальных явлений не может быть абсолютным, а всегда останется относительным, в зависимости от нашей организации и нашего положения в ней. С точки зрения О. Конта, наука социология должна отвечать не только на вопрос, но и уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Для этого необходимо не обобщать данные опыта, а лишь описывать их, свести явления к наименьшему числу внешних связей по их последовательности и сходству.

Конт  выдвигает ряд положений о  классификации наук, объективной  основой которой являются различные формы движения материи. Программу изучения социологии Конт разделил на две части: социальную статику, анализирующую равновесное состояние “организма” человеческого общества, взаимосвязь компонентов (т.е. социальную структуру), и социальную динамику (социальную кинетику), изучающую различные изменения или последовательные состояния взаимосвязанных социальных фактов. Социальная динамика в значительной мере отождествлялась с прогрессом и стала преобладать в его научных идеях. Сам Конт считал, что динамику и статику можно отделять друг от друга только в целях анализа, и это отличие не должно предполагать наличие двух классов фактов, скорее, они являются двумя аспектами единого подхода к изучаемым социальным явлениям. По мнению Конта, любая наука должна заниматься классификацией феноменов, которые являются предметной областью ее изучения, а не анализировать лишь причины (как метафизика) или искать абсолютные истины (как теология). Отсюда суть его социально-философской позиции: все существующее существует только в той мере, в какой это будет доказано наукой. Это возможно в том случае, если будут изучаться реальные факты общественной жизни.

Основной  единицей общества Огюст Конт считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями или полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда следует, что семья является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.).

В существующей иерархии отношений, складывающихся в  государстве, он видит не только естественное, но и необходимое явление. Как  и его предшественники, О. Конт изучает реальную социальную структуру общества (социальную статику). Он выделяет четыре класса: “спекулятивный” класс, в который включены представители науки, философии и эстетики; “практический” класс, включающий в себя представителей производства и сферы оборота (торговцев, предпринимателей, банкиров); далее идут представители сельского хозяйства; четвертый класс состоит из рабочих. Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе. Принадлежность к тому или иному классу, согласно О.Конту, основана на “естественном порядке вещей”. Поэтому часть людей “по природе” должна управлять, другая часть – подчиняться.

С точки  зрения Конта, общество проходит три  стадии развития: военную, соответствующую  теологической стадии развития ума, переходную, соответствующую метафизической стадии, и, наконец, научно-промышленную, соответствующую стадии позитивной, которую он считал завершающей, замыкающей собой все общественное развитие.

Обратив внимание на социальную жизнь общества как самостоятельный феномен, Конт одним из первых поставил вопрос о  необходимости ее систематического изучения. Главная идея позитивизма  заключалась в том, что новое “положительное” знание должно быть свободно от всяких “домыслов” и опираться на естествознание, которое он считал само по себе философией. Одним из основных постулатов Конта была взаимосвязь социальных элементов, частей или подразделений общества. Хотя он и утверждал, что эта взаимосвязь является ключом к созданию общества, по сути дела этим он заложил понятие предмета социологии как науки о взаимодействиях, взаимосвязях социальных элементов общества: людей, групп, общностей и др. С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.

Во второй трети XIX века социальная теория начинает бурно развиваться и бросает  вызов социальной философии, которая  все больше и больше объединяется с биологическими и физическими науками. Эта фаза в развитии социальной теории называется “протосоциологией” и имеет две характерные черты. Во-первых, освобождение социальной теории от понятийного аппарата физических и биологических наук, чем грешила социальная теория с момента своего зарождения. Социальные процессы и явления все больше стали описываться в собственно социологических терминах: взаимодействия, общность, социальные группы, согласие и т.д. Во-вторых, развитие социологии стало всеобъемлющим, поэтому возникла попытка “новой науки” подавить старые социальные дисциплины (историю, политическую экономию), поставить их под свою зависимость. Конкретно-историческое содержание общественной жизни совершенно растворилась в формальных конструкциях, поощряемых субъективизмом. К числу наиболее важных принципов позитивизма можно отнести следующие:

  • Постулат онтологического натурализма, или утверждение о том, что социокультурные и природные явления качественно однородны. Поэтому общественные процессы должны анализироваться как не представляющие собой качественно новую по сравнению с природой реальность, и их объяснение возможно с помощью познания законов природы.
  • Постулат методологического натурализма, состоящий в утверждении, что система социологического знания должна строиться по модели физических наук, использовать их методологические установки.
  • Постулат феноменализма, т.е. преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам, нередко преобладавшим в социальной философии.
  • Принцип “ценностной нейтральности”, согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений относительно природы изучаемых явлений и процессов и получаемых результатов.
  • Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной практики, социальной терапии – лечения социальных болезней.

Таким образом, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. Он впервые поставил проблему из собственно-понятийного аппарата социологии, полагая, что описание и анализ структуры общества должны производиться в социальных терминах, т.е. в явлениях ассоциации и ее специфических продуктов. С точки зрения этого подхода О. Конт дает описание разнообразным социальным системам, социальным институтам, институциональным взаимоотношениям и стратификации – социального неравенства, т.е. основным аспектам общей социологии.

С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный  статус, получает права гражданства  в научном мире. Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки институализации социологии как науки.

 

2. Социологические воззрения  основных представителей классической социологии.

а) Герберт Спенсер.

Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-1903r.r.). В традициях  позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Чарльза Дарвина, предложил  использовать эволюционную теорию для  объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной – неорганические, органические и надорганические (социальные).

Исследуя  происхождение всех живых тел, а  таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить  как можно больше эмпирических обобщений  для доказательства эволюционной гипотезы. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку, как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как  переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую.

Особое  внимание Г. Спенсером было уделено  анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп.

Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: “военное”, в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и “промышленное” с добровольным сотрудничеством.

Общество  как социальный организм, по мысли  Спенсера, состоит из трех главных  систем: “производящей средства для  жизни”, “распределительной”, “регулятивной”. Последняя включает в себя систему  социального контроля, который держится на страхе. “Страх перед живыми”  поддерживается государством, а “страх перед мертвыми” – церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

Информация о работе Становление и развитие классической социологии